На Южно-украинской АЭС продлевают работу реактора, отслужившего треть столетия
2 декабря этого года на Южно-украинской атомной станции заканчивается проектный срок эксплуатации энергоблока № 1, который отработал 31 год. АЭС не планирует завершать работу энергоблока, а наоборот – продлить срок его эксплуатации до 2023 года.
Проектная мощность энергоблока Южно-Украинской атомной станции составляет 1000 МВт. День его работы как раз обеспечил бы потребность Києва, который потребляет около 22 тысяч МВт/час за сутки, в электроэнергии. Чтобы продлить срок эксплуатации энергоблока необходимо изучить степень изношенности элементов реактора и заметить самые старые. Правда, если за годы работы пострадал корпус реактора и в нем появились трещины, то сделать уже ничего нельзя. Корпус невозможно заменить – нужно останавливать работу энергоблока и выводить его из эксплуатации, иначе это может привести к вытеканию радиоактивных веществ.
Трещин у нас нет – АЭС
В Национальной энергогенерирующей компании "Энергоатом", которой принадлежат все атомные станции в стране, уверяют, что продление срока эксплуатации энергоблока на станции – экономически обосновано и абсолютно безопасно.
"Во-первых, решение принималось в соответствии с Энергетической стратегией Украины до 2030 года, где прописана необходимость продлевать срок эксплуатации действующих реакторов. Во-вторых, продление срока работы обойдется примерно в 2,5 млрд долларов, а строительство нового может достигнуть и 4 млрд, - рассказывают в "Энергоатоме". – К тому же, энергоблок был исследован, его ресурс вполне позволяет продлить срок его эксплуатации еще на 20 лет. Это не локальное решение – его пригодность подтвердили МАГАТЭ, Госинспекция ядерного регулирования, 25 экспертов".
На Южно-Украинской атомной станции уверяют, что энергоблок № 1 полностью пригоден для продления срока эксплуатации. В частности, в его корпусе – основном элементе, который невозможно заменить, в отличие от других – отсутствуют трещины. "Основной металл, антикоррозионная наплавка и сварные соединения корпуса реактора проконтролированы современными средствами контроля, в том числе установкой, принадлежащей Ровенской АЭС. Результаты контроля показали, что в элементах корпуса реактора отсутствуют трещины, отслоения антикоррозионной наплавки", - подчеркнул заместитель главного инженера по модернизации и реконструкции Южно-Украинской АЭС Андрей Биндюков.
В частности, в реакторе меняют все основные элементы, а также ремонтируют здание самого энергоблока. Например, заменили 3 из 4 парогенераторов, и было выполнено антикоррозионное покрытие конденсатора.
Эксперт по энергетическим вопросам Дмитрий Марунич отмечает, что другого варианта, кроме как продлевать срок эксплуатации ядернбых энергоблоков в Украине, к сожалению, нет. "Конечно, нужно продлевать. Этому просто нет альтернативы. Строительство нового энергоблока, мощностью 1000 МВт, как на Южно-Украинской АЭС обойдется от 2,5 до 4 млрд долларов, - говорит он. – В идеале нужно уходить от продления сроков эксплуатации, строить новые блоки и совершенствовать технологии. Но на это нужны огромные финансовые ресурсы".
Что касается безопасности при продлении срока работы блоков, эксперт подчеркивает – в Украине один из самых высоких уровней безопасности атомных электростанций. Во многом благодаря Чернобыльской аварии. "После Чернобыля был реализован ряд программ и поднят уровень безопасности до одного из самых высоких в мире. Даже миссии МАГАТЭ отмечают, что станции у нас безопасней, чем в той же Японии, США и Европе", - говорит Дмитрий Марунич.
Работу энергоблока № 1 нельзя продолжать – экологи
В Национальном экологическом центре (НЭЦУ) в свою очередь заявляют, что "Энергоатом" не выполнил полсотни требований Международного агентства атомной энергии (МАГАТЭ) и частично не внедрил рекомендации, разработанные после аварии на японской АЭС "Фукусима-1" в 2011 году.
Татьяна Вербицкая, эксперт по энергетической политике НЭЦУ называет главный фактор риска на энергоблоке № 1, который касается непосредственно продления срока эксплуатации. По ее словам, все оборудование на блоке нужно менять. АЭС частично заменила его, но корпус реактора уже не подлежит замене.
Существует такое понятие, как "допустимое количество циклов расхолаживания". При любой остановке работы реактора – например, в случае какой-либо внештатной ситуации – его температура быстро падает. Все знакомы с основами физики – от холода металл сжимается. А это приводит к износу оборудования. "В результате, в корпусе могут возникнуть микротрещины, которые в дальнейшем, при следующем прохождении циклов, будут становиться больше, - объясняет Татьяна Вербицкая. – В проекте энергоблока № 1 было заложено 90 циклов расхождения, но на 14 октября этого года их было уже 91".
Однако в "Энергоатоме" уверяют, что на Южно-Украинской АЭС не только выполнены все требования, но внедрены даже рекомендации, разработанные после аварии на "Фукусима-1". "Были проведены работы, в результате которых энергоблок может выдержать землетрясение магнитудой 9 баллов. Хотя очевидно, что в Украине настолько сильных толчков быть не может, рекомендации все равно были внедрены", - подчеркивают в энергетической компании.
Город только "за", а НАН Украины успокаивает
17 ноября в Николаеве состоялись общественные слушания, которые касаются продления срока эксплуатации энергоблока № 1 Южно-Украинской АЭС. Инициированы они были, прежде всего, из-за крайне близкого расположения городу-спутника АЭС – Южноукраинска. Город, с населением около 40 тысяч человек, находится всего в 2,5 км от станции. Однако, по словам мэра Южноукраинска Евгения Квасневского, городская власть как никто заинтересована в продлении срока эксплуатации энергоблока на станции.
"Мы понимаем, что если атомная станция умирает, то умирает и город. Это же рабочие места, налоги… На станции работает 7000 человек, более 80% поступлений от налогов в бюджет города – это АЭС, - говорит Евгений Анатолиевич. – Город очень заинтересован в продлении срока эксплуатации энергоблока, воспринимаем это только положительно. Сейчас, если срок работы продлят, нам на 10 лет просто откроется кислород".
В Национальной академии наук Украины отмечают, что в Украине максимальный срок эксплуатации атомных реакторов действительно 20 лет. Но это не значит, что продлить их эксплуатацию с точки зрения безопасности нельзя. "Работу энергоблоков можно продлить до 50-60 лет. Для этого нужно выполнить ряд обязательных мероприятий и получить соответствующие разрешения. Если свойства металла корпуса реактора, а именно его охрупчивание в результате воздействия облучения превысит критическое значение или будут обнаружены трещины, способные привести к разрушению, реактор обязательно остановят, и будут выводить из эксплуатации", - говорит ученый секретарь отделения ядерной физики и энергетики Сергей Данько.
Однако в Национальном экологическом центре настроены менее оптимистично. "Неизвестно сколько энергоблок может проработать без сбоев. Может, день, может несколько лет, может, 5 лет", - говорит эксперт Татьяна Вербицкая. При этом она также отмечает, что последствия возможной аварии могут быть просто катастрофическими.
"Сложно сказать, какого именно масштаба может быть авария на атомной станции. Но, определенно, при каждой остановке ректора, микротрещины будут увеличиваться. В этом случае будет выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. А это означает аварию и катастрофу, которая станет точно не менее масштабной, чем Чернобыль", - отмечает она.
В "Энергоатоме", в свою очередь, заявляют, что безопасность работы реактора – гарантирована. "Продление срока эксплуатации энергоблоков – это нормальная мировая практика", - подчеркнули в энергетической компании.