В Одессе после пожара люди три дня грели пищу… на полу
В Одессе после пожара люди три дня грели пищу… на полу
«НАС ДАЖЕ НЕ ПЫТАЛИСЬ ЭВАКУИРОВАТЬ». Жуткий пожар 2 декабря на седьмой станции Люстдорфской дороги, когда погибли три человека и серьезно пострадало от огня и воды больше десятка частных квартир 16-этажного дома, в очередной раз поставил ребром вопрос о неудовлетворительном противопожарном состоянии жилого фонда города и об отсутствии необходимой техники у МЧС.
Как уже сообщалось, тушение огня в тот день было сильно осложнено - горел 14-й этаж, а у одесских пожарных нет специального оборудования (прежде всего автолестниц для работы выше 9-го этажа).
«Это был адский труд – тянуть тяжеленные рукава (гибкая труба для тушения, -Авт.) на 15-й этаж, там разбивать окно, тушить. Врагу не пожелаешь», - поделился с нами один из принимавших участие в операции спасателей.
«К ребятам претензий нет, приехали они быстро, боролись самоотверженно, но из-за их бедности мы несколько часов провели на грани жизни и смерти, - рассказывает жительница квартиры на этаж выше горевшей Анна Киппер. – В комнатах была температура, как в духовке, все задымлено, штукатурка трескалась, горели плинтуса. Люди сидели с полотенцами у ртов. Чтобы вы понимали, какие внизу были температуры - мы три дня после пожара грели суп, просто ставя кастрюли на пол большой комнаты, такие раскаленные были перекрытия!» По словам нашей собеседницы, людей с верхних этажей даже не пытались эвакуировать – без автолестницы это невозможно.
Более того, МЧСники не смогли сразу начать тушение из-за неработающих пожарных гидрантов, которые в этом доме находятся не снаружи, как обычно, а внутри. Воды в них, утверждают жильцы, не было с советских времен. В довершении всех бед в здании давным-давно мертвы системы пожарной сигнализации и удаления дыма. То есть, дом вообще не был готов к ЧП! И хотя спасти двух пожилых женщин и 51-летнего сына одной из них, инвалида 1-й группы, скорее всего, не удалось бы в любом случае (они погибли, по мнению пожарных и соседей, еще до приезда огнеборцев), в другой раз ситуация может сложиться иначе.
Обойдя семь подобных зданий на Таирова, мы не нашли ни одного исправного пожарного гидранта, ни одной работающей вытяжки. По словам офицеров службы «101», подобная ситуация наблюдается по всему городу - коммунальные службы, которые должны поддерживать эти системы в нормальном состоянии, просто бездействуют. «В 2007-м было даже такое, что все гидранты у дома закатали асфальтом, и нам пришлось тянуть рукава на расстояние в километр», - вспоминает сотрудник одной из пожарных частей Денис.
В мэрии разводят руками: мол, коммунальщики, может, и занялись бы гидрантами, но на это хронически не хватает денег: «Но так, конечно же, быть не должно. Мы прорабатываем возможность включения в бюджет на будущий год соответствующей статьи. Кроме того, ужесточим контроль над выполнением этих функций», - пообещал «Сегодня» вице-мэр по «коммуналке» Валерий Матковский. Правда, понесет ли кто-то ответственность за многолетнее игнорирование проблемной ситуации в этой сфере (а наверняка, люди гибли по причине из рук вон плохой противопожарной защиты жилых зданий и раньше), чиновник сказать не мог.
СКОЛЬКО СТОИТ ЛЕСТНИЦА? Что касается высотных автолестниц и вообще оборудования, позволяющего тушить пожары и эвакуировать людей с верхних этажей высоток, то вопрос о необходимости его приобретения поднимают последнее десятилетие. Но все упирается в высокую стоимость – одна автолестница, говорят спасатели, стоит несколько миллионов евро, которых у ведомства нет. «Тут должны помочь городские власти, как это было в Харькове и Донецке, - говорит начальник ЦОС ГУ МЧС Украины в Одесской области Майя Гринько. – С нашим участием давно была разработана специальная городская программа, по которой должны были выделяться деньги из местного бюджета, но она до сих пор не принята горсоветом».
«Это проблема МЧС. Нельзя выполнение государственных задач, а это именно государственная задача, финансировать из местного бюджета, - возражает замначальника управления мэрии по вопросам чрезвычайных ситуаций Александр Кальченко. – Да, возможно, стоит заставить строительные компании отчислять деньги на приобретение пожарного оборудования, но этот вопрос должно ставить и контролировать его выполнение министерство».
Любопытно, что компании, производящие такие лестницы, в один голос утверждают, что озвученные одесскими пожарными цены (в разных интервью сменяющие друг друга начальники областного управления МЧС говорили о полутора, трех и даже семи миллионах евро) не просто завышена, а завышена до заоблачных высот. «42-метровая автолестница стоит порядка 600 тыс. евро, самая же дорогая, которую мы производим – 60 метровая, - 800 тысяч евро», - рассказал нам представитель немецкой «Ивэко Магирус» - одного из ведущих мировых производителей пожарной спецтехники. По его словам, лет пять назад компания выходила на одесские власти «с выгодным предложением», но безуспешно. «По ряду причин история эта не получила продолжения. То ли с бюджетом были у них проблемы, то ли еще что-то», - утверждает менеджер. К слову, у российского ОАО «Пожтехника» 50-метровая лестница стоит еще меньше, чем у немцев – 435 тысяч долларов США…
ДЕШЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА. Ну а пока мэрия и МЧС решают, кто должен покупать спецмашину и за сколько, есть и альтернативные варианты решения проблемы. По крайней мере, эвакуировать людей с 15-16-х этаже можно и без покупки дорогущей лестницы. Одна из киевских компаний разработала и запатентовала подвесную канатную лебедку «Удача», позволяющую за раз снимать с горящих этажей по 11 человек, в том числе в бессознательном состоянии. Сегодня, кстати, на испытаниях в Харькове изобретатели поставили рекорд, эвакуировав целую чертову дюжину, 13 условных пострадавших. Стоит одна «Удача» со всей начинкой какую-то тысячу евро. «Мы неоднократно презентовали эту систему, в том числе в Одессе – на испытаниях присутствовал тогдашний вице-мэр Вахтанги Убирия. Ее одобрили ответственные службы (не только МЧС, но и СБУ), опробовали, спасатели даже в учебник свой включили, но почему-то на вооружение не берут. Сколько надо смертей, чтобы они приняли решение?» - возмущается один из авторов разработки Михаил Фадеев.
«Нам ничего об этом не известно, - говорит Майя Гринько. – Но мы принимаем любые предложения. Пусть связываются с управлением и показывают свои разработки».