Ирина Сычова: «Своей команде я сказала – если придется уходить, то будем уходить вместе»

20.08.2008 в 17:49
Ирина Сычова: «Своей команде я сказала – если придется уходить, то будем уходить вместе»

Ирина Сычова: «Своей команде я сказала – если придется уходить, то будем уходить вместе»

15 августа мэр Первомайска Ирина Сычова подала заявление о добровольном сложении с себя полномочий городского головы. В этот же день, вечером, на внеочередной сессии Первомайского горсовета отставка мэра большинством депутатских голосов была принята. Что же происходит во властных кругах Первомайска? Почему опытный, законно избранный руководитель города добровольно уходит со своей должности? Кто ей мешает работать? Почему нельзя иным образом разрешить противоречия в горсовете? Что это за противоречия?..

Чтобы получить ответы на эти вопросы, наш корреспондент встретился с Ириной Сычовой.

 
Ультиматум партии регионов

 
- Ирина Евгеньевна, начнем с главного: что стало поводом для принятия Вами решения уйти в отставку? Это не было чисто эмоциональным решением?

- Нет, эмоции здесь ни при чем. 3 июля на сессии горсовета было принято решение о роспуске исполкома. Я заявила, что не согласна с таким решением, потому что команда два с половиной года отработала, есть результаты, и если их кто-то не видит, значит, просто не хочет видеть. На протяжении полутора месяцев шли переговоры с фракциями, которые представлены в городском совете, по формированию нового состава исполкома.

- По какому принципу?

- Сначала были предложения формировать исполком по партийной квоте. В горсовете – семь фракций. То есть получалось, что исполком состоял бы из девяти человек от Партии регионов, двух – от БЮТ и так далее…

- Давайте для ясности уточним: сколько депутатов в каждой из фракций?

- Всего в горсовете 49 человек, я как городской голова – пятидесятая. 29 депутатов от партии регионов, 7 – от БЮТ, 3 коммуниста, 3 социалиста, 3 от блока Литвина, 2 от «Нашей Украины» и 2 от «Вече».

- То есть, квотный принцип Вас не устраивал?

- Нет. Практически это означало бы отсутствие возможности осуществлять положенные мне функции согласно Закону. В Законе «О местном самоуправлении» четко выписано, что городской голова несет персональную ответственность за всю территорию, на которой живут избиратели данного административного района. Более того, когда мне предложили такой принцип формирования исполкома, я еще раз перечитала Конституцию Украины. В статье 37 сказано, что запрещено в исполнительных органах местного самоуправления создавать структурные организации политических партий. Идя на предложенный вариант формирования исполкома, мы де-факто создали бы такие структуры.

- Вы отвергли такую модель. И что дальше?

- 16-го июля, выступая на очередном консультативном заседании, координатор фракции Партии регионов Шевченко Валерий Николаевич заявил, что основной причиной роспуска исполкома являлось то, что исполком был профессиональным, но по нравственным качествам не достаточно высок.

- Что он имел в виду?

- Да, этот вопрос сразу возникает. В составе исполкома 15 человек, все они - люди достойные, и каждый мог воспринять такой упрек в свой адрес. Поэтому я задала вопрос: что вы имеете в виду, и как это расценивать? Надо сказать, что когда готовится сессия, существует процедура - рассмотрение вопросов на заседании постоянной депутатской комиссии, затем на согласительном совете. Вопрос о роспуске исполкома по этой процедуре не обсуждался. Более того, отчет мой прошел нормально, никаких вопросов не было. И вдруг на сессии возникает вопрос о роспуске исполкома. Каждый должен иметь смелость называть вещи своими именами. Если не справлялся со своими обязанностями кто-то из замов, членов исполкома – так надо и говорить. А не завуалировано – дескать, низкие нравственные качества.

- То есть, конкретно в безнравственности никого не обвиняли?

- Нет. Но когда это было озвучено, я обратилась к депутатам письменно – изложила свои аргументы, вспомнила 37-ю статью Конституции. А в связи с обвинениями относительно нравственных качеств членов исполкома, вспомнила другое свое обращение на сессии горсовета 13 марта этого года по поводу публикаций в газете «Всесвіт»…

- Что это за публикации? И что это за газета?

- Эти публикации носили оскорбительный для меня характер… Давайте об этом чуть позже, чтобы не отвлекаться от последовательности событий…

- Согласен. Итак, Вы обратились к депутатам…

- С единственной целью: провести формирование исполнительного комитета Первомайского городского совета на основе действующего законодательства. После этого, 17 июля, я получаю письмо от Валерия Шевченко. Он пишет, что я, якобы, безосновательно ссылаюсь на удобные для меня статьи законодательства, трактую его субъективно, стремлюсь обострить ситуацию. Мое обращение фракция партии регионов расценивает (цитирую письмо), «как нежелание конструктивно и эффективно сотрудничать с самой крупной фракцией горсовета, а также как попытку создания таких условий, при которых дальнейший совместный процесс формирования исполкома становится невозможным. Исходя из вышеизложенного, фракция регионов в горсовете предоставляет Вам единоличное право формировать состав исполнительного органа горсовета». Конец цитаты.

- Так в чем же тогда проблемы, раз они дали Вам такое право, да еще и письменно?

- В результате консультаций с фракциями горсовета (несмотря на такое письмо, они проводились), я предложила состав исполкома. В том числе двух руководителей наших крупнейших, бюджетообразующих предприятий – акционерного общества «Фрегат» Цюпко Сергея Васильевича и акционерного общества «Первомайскдизельмаш» Юдина Михаила Айзиковича. Кроме того, я считаю, что мой первый зам Валерий Евгеньевич Плохута должен быть в исполкоме, и предложила его просто заместителем по ЖКХ. Хотя в его адрес было немало критических замечаний относительно работы коммунального хозяйства, но ведь у нас на коммуналку выделяется всего 2% от бюджета. Кстати, его кандидатуру в 2006 году предложила именно фракция партии регионов, но мы работали, он прекрасный специалист, а терять специалистов нельзя. И вот 14 августа фракция партии регионов в ультимативной форме предлагает мне свой список членов исполкома – никого из названных только что людей там нет. Вообще в списке регионалов из 15 предложенных мною кандидатур осталось только четыре.

- И это стало последней каплей для принятия Вами решения об отставке?

- Да. 15 августа на сессии горсовета я обратилась к депутатам с заявлением об отставке. Это было днем. А вечером собралась еще одна сессия, уже без меня, где моя отставка была принята.

 
За политикой, как всегда, коммерческие интересы

 
- Ирина Евгеньевна, Вы говорите, что толчком к событиям, приведшим к Вашей добровольной отставке, было решение горсовета 3 июля. Но, наверное, есть и предыстория этого конфликта? В чем она?

- Конфликт зрел еще с октября прошлого года, когда было принято решение о размещении внешней рекламы.

- То есть, чьи-то коммерческие интересы были ущемлены?

- Конечно. Столкнулись две коммерческие структуры. Спивак, который держит газету «Всесвіт», телерадиокомпанию, занимается внешней рекламой, - и другой предприниматель, Лучевский, который тоже занимает довольно серьезные позиции.

- Спивак - тоже депутат?

- Да, Спивак Леонид Сергеевич – депутат городского совета от партии регионов. Я тогда предупреждала депутатов, что есть постановление Кабинета министров, его нарушать мы не имеем права. Юрист Светлана Свидерко, которая представляет тоже партию регионов, говорила: «Все нормально, мы все правильно делаем». В результате затянулись тяжбы, решение сессии было опротестовано на уровне Антимонопольного комитета и Госкомпредпринимательства. Суд восстановил то решение горисполкома, которое я подписала.

- Какое именно решение?

- Решение, которое отвечает закону о размещении рекламы.

- То есть, Спиваку чего-то не дали?

- Ну, как не дали? Просто в корне были нарушены процедуры – объявление конкурса и так далее… Реклама – это большие деньги. На этой почве и началось противостояние.

- И тогда в газете «Всесвіт» вышла та самая публикация?


- Да, 13 марта вышла большая статья, передовица, где было расписано, какая я плохая, и потом комментарий Спивака, который назвал меня коррупционером. Я обратилась официально в прокуратуру, в СБУ – два месяца давала показания разным правоохранительным органам. Никаких коррупционных деяний выявлено не было.

- Так чем, конкретно, был недоволен Спивак?

- Сессия приняла решение, вследствие которого он становился монополистом на рынке внешней рекламы в городе. И стоимость на размещение рекламы на биг-бордах выросла, баснословной была. Я посмотрела, что по документам Лучевский, конкурент Спивака, имеет право установления биг-бордов, и подписала соответствующее решение исполкома. Сессия его отменила. Лучевский подал иск в суд об отмене решения сессии и выиграл дело.

- Что это означало?

- Это означало, что суд подтвердил правильность решения исполкома, которое я подписала.

- И после этого выходит статья в его газете?

- Да. Я понимаю, какая была задача: выбить меня из колеи – морально, психологически.

- В горсовете есть силы, которые Вас поддерживают?

- Есть, но они незначительны.

- То есть, основное противостояние у Вас – с партией регионов?

- Да, можно так сказать. Несколько раз я накладывала вето на решение горсовета, считая его неправильным, однако большинством оно преодолевалось.

- О каких решениях идет речь?

- Например, о размещении гаражей на придомовых территориях - вплоть до того, что депутаты получают право на установку гаражей. Ведь существуют государственные строительные нормы, и если объект размещается на придомовых территориях, то в таких решениях должны принимать участие жители этих домов. Земля под гаражи выделяется на временной основе – инвалидам, ветеранам, а не так, как у нас делается…

- Вы можете назвать фамилию хоть одного такого депутата?

- Юрий Давыдов – поставил личный гараж по улице Грушевского.

- Грушевского в Киеве крутая улица. А в Первомайске?

- И в Первомайске тоже, это центр, там самые крутые дома стоят.

- Из какой фракции господин Давыдов?

- БЮТ.

- Подождите, так бютовцы у вас заодно с регионалами?

- У нас – да.

- А еще кто разжился гаражом?

- Перед этим я накладывала вето на решение о гараже для начальника управления земельных ресурсов.

- Как его фамилия?

- Люткевич Иван Григорьевич.

- Так он что, остался без гаража?

- Там решили вопрос по-другому…

- А еще имена? Кто еще решал земельные вопросы напрямую через щедрых депутатов?

- Масякин Василий Александрович, тоже регионал, еще год назад должен был внести в бюджет миллион гривен за выделенные 5 гектаров земли. Это решение тоже было принято экспромтом, без обсуждения.

- А для чего Масякину земля?

- Его компания, ООО «Альянс», будет строить там кирпичный завод. Неважно, что там будет строиться, важно – как выделяется горсоветом земля, без какого-либо обсуждения. Любой вопрос, который они хотят пролоббировать, выносится на сессии, голосуется и все.

- Сколько реально стоят эти 5 гектаров?

- Никто ничего не считал, а просто взяли и приняли решение. Дело в том, что на эту землю претендовал другой предприниматель, Соколенко, который, как и положено, подал заранее документы. Но его депутаты отторгли, решили, что он не совсем порядочный, а более порядочный Масякин.

- А цифру миллион откуда взяли, от фонаря?

- От фонаря.

- А может, этот участок стоит два, три миллиона? Вы, как мэр согласны на такую сумму для бюджета?

- С одной стороны, это сумма для нас немалая, а с другой – мне уже надоело накладывать вето. Но, повторяю, решение принималось без обсуждения, в обход существующим правилам об аренде земли, то есть без конкурса, с учетом того, что он пообещал заплатить миллион. Так решили – и все.


Кто будет руководить Первомайском

 
- Ирина, Евгеньевна, так кого же депутаты предлагают в состав исполкома, и почему эти кандидатуры Вас не устраивают?

- Например, сына Люткевича, 26-летнего мальчика, который из Киева приехал, хотят поставить заместителем городского головы по вопросам земельным, архитектуры и коммунального имущества. Классный будет треугольник: Люткевич Иван Григорьевич - начальник Госкомзема в городе Первомайске, его сын – заместитель мэра по земельным вопросам, и Масякин Василий Александрович – глава постоянной депутатской комиссии по земельным вопросам.

- Кем сейчас работает сын Люткевича?

- Александр Иванович Люткевич сейчас только из Киева приехал.

- А в Киеве чем занимался?

- Рейдерством.

- С чего Вы это взяли?

- Он сам мне об этом сказал, что работал в частной фирме, которая сопровождала рейдерские программы.

- Стало быть, за городскую землю можно быть спокойным, если за нее возьмется эта троица?

- Это очень важный вопрос, ведь земля сегодня является главным источником поступлений в бюджет.

- С какими еще кандидатами в члены исполкома от партии регионов Вы не согласны?

- Например, Макаренко Лариса Владимировна – ее предлагают заместителем городского головы по экономике. Я с ней встретилась, побеседовала – она, может быть, замечательный работник КРУ, но совершенно не владеет ситуацией в экономике города.

- Она тоже регионал?

- Нет, БЮТ ее выставляет. А еще БЮТ предлагает замом городского головы Полещука Михаила Георгиевича – главного контролера рынка. Это даже не смешно.

- О каких фигурах еще идет речь?

- Мне фракция партии регионов в ультимативной форме предлагает сместить секретаря горсовета - их же человека! – Мезенцеву Ирину Андреевну и убрать зама по вопросам образования, медицины и культуры Толстую Наталью Павловну. Она замечательный работник, открыла гимназию в городе, у меня к ней вообще никаких претензий нет, и за полтора месяца до пенсии сказать ей «до свидания» я не могу.

- А кого хотят поставить секретарем горсовета?

- Дромашко Людмилу Григорьевну, которая возглавляет городскую организацию партии регионов и является председателем планово-бюджетной депутатской комиссии. В предложенном регионалами составе исполкома напротив графы «секретарь городского совета» - пустое место. Я так понимаю и открыто говорю, что хотят трудоустроить Дромашко, которая буквально неделю назад рассчиталась с завода «Фрегат», где была замом директора по экономике.

- Но это Вы, как мэр, должны вносить кандидатуру секретаря горсовета? Или депутаты без Вас могут это решить?

- Теперь они могут проголосовать без меня. Да, я должна предлагать, а я эту кандидатуру не предлагаю. Мне ультиматум ставят: если по секретарю не решите вопрос, мы голосовать вообще не будем. Но я не собираюсь разрушать свою команду, мы с ней работали – при том, что ключевые фигуры в исполкоме были регионалами, но мы нашли общий язык и нормально работали.

- Если мэр уходит в отставку, его обязанности исполняет секретарь горсовета? Так?

- Так.

- Иными словами, Вы уходите, секретарем горсовета избирают Людмилу Дромашко, и она становится фактически руководителем города. Такая схема?

- Это четко прослеживается. Но сначала поменять исполком – предложить такой состав, на который я не соглашусь. А своей команде я еще 3 июля сказала, что если придется уходить, то будем уходить вместе.

- Как Вы считаете, кто играет первую скрипку со стороны Ваших оппонентов? Дромашко? Шевченко? А может, кто-то из Николаева дергает за ниточки? Или из Киева?

- Я так не думаю. Могу сказать только, что в кулуарах Спивак говорил: или Сычова – или я.

- Значит, бизнесмен Леонид Спивак и есть тот, кто заказывает музыку? Денежный мешок местных регионалов?

- Я так не могу сказать. Но вы же знаете: кто имеет деньги, тот и заказывает музыку.

- А вы не обращались к более высоким чинам партии регионов?

- Я ставила в известность Татьяну Васильевну Демченко, что не могу согласиться с предложением фракции партии регионов по формированию исполкома.

- Вы ей написали письмо?

- Нет, я устно ее информировала.

- Когда это было?

- В начале августа.

- И что, реакция была?

- Пока нет.

- А к Круглову не обращались?

- Нет. К Николаю Петровичу я обращалась единственный раз, когда под угрозой срыва было начало отопительного сезона. Тогда партия регионов не хотела принимать решение относительно государственной субвенции, чтобы можно было межтарифную разницу направить на областное коммунальное предприятие. Благодаря этому был начат отопительный сезон, и то только 3-го ноября.

- То есть Круглов заставил их проголосовать?

- Да. После этого я имела, что слушать от Людмилы Григорьевны…

- А почему сейчас Вы не обратились к Круглову?

- Я считаю, что решать все вопросы нужно на месте. Просто тогда сложилась критическая ситуация – город мог остаться без тепла. А бегать жаловаться – это не к лицу, тем более, что, я думаю, по вертикали партии регионов все обо всем информированы.

- Итак, вы уже не мэр. Что теперь?

- Пока не знаю. Отпуск мне не дали…

- А кто должен был дать?

- Как кто? Депутаты. В своем заявлении об отставке я просила отпуск до 23 сентября.

- То есть отпуск с последующим увольнением?

- Да, это нормально. Разве я не имею право на отпуск? При такой работе, по 12 часов в день… Но – не дали.

- И что теперь?

- Не знаю. Не исключено, что буду некоторое время безработной. На том месте, где я работала в налоговой администрации, работает другой человек, поэтому проблема есть.

- После этой беседы я уверен: Вы не будете безработной. Если такие люди, как Вы, будут безработными, то грош цена этой стране.

- Спасибо.

- И Вам спасибо за интервью.
Беседовал Андрей Кротов 
Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив