«ЭКОТРАНС»: доживем до Нового года?
О том, сколько проблем приносит деятельность завода «Экотранс» жителям Намыва и Лесков, уже в течение трех лет приходится слышать на заседаниях всевозможных комиссий и советов (в том числе и в ходе сессий городского совета).
9 декабря в большом зале Николаевского горисполкома состоялись общественные слушания, посвященные деятельности в Николаеве маслоэкстракционного завода «Экотранс».
Слушания прошли по инициативе постоянной депутатской комиссии городского совета по вопросам экологической политики, охраны окружающей природной среды и сохранения ресурсов. Участвовали представители городской власти, депутаты, около 40 работников завода и несколько десятков горожан, которые неоднократно обращались в горсовет с просьбой принять меры, учитывая сложившуюся экологическую обстановку.
Руководителей, выступающих на стороне завода, народ «приветствовал» плакатами, которыми призывал «Экотранс» убраться из Николаева.
Вели слушания секретарь городского совета Владимир Коренюгин, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам экологии Сергей Литвак и депутат Галина Ярошенко.
Жалобы людей сводились к одному – нормально жить рядом с заводом невозможно. От запаха горелой подсолнечной шелухи некуда деваться. Невозможно спать, невозможно дышать. Все это негативно сказывается на здоровье. Обострение астмы, гипертония, головные боли, приступы рвоты – вот далеко не полный перечень всех жалоб, с которыми жители пришли в горисполком, чтобы получить ответ на главные свои вопросы: КОГДА ВСЕ ЭТО ПРЕКРАТИТСЯ и ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ-ТО ВЫХОД?
- Во всех академических источниках упоминается, что если запах неприятен, он однозначно вреден! - говорила Ольга Мамешина.
- Акролеин выделяется во время сгорания различных масел. Пары их ядовиты. Пребывание в атмосфере, содержащей их более 0,015% в течение десяти минут и более — опасно для жизни, - цитировал выдержки из энциклопедий профессор Илья Стариков.
- Ваши масляные выбросы в осадке остаются даже на стекле. Я – житель Намыва, и мою окна много раз за сезон. И есть налет, который не берет даже синтетические моющие средства! - Возмущалась Наталья Сыроватко.
- За последние три года детская патология на Намыве и в Лесках возросла втрое. Младенческая смертность возросла в полтора раза. Это официальные данные органов здравоохранения, - указывала Людмила Бежан.
- Когда дым идет на наш Намыв, жить невозможно! - жаловалась другая выступающая. - И никакого выхода! Вода не нравится – мы купили в магазине, пьем другую воду. Но это – воздух. Мы не можем высунуть никуда свое лицо, чтобы вдохнуть хоть чуть-чуть этого воздуха. Мы не можем жить в таких условиях. И вы должны это понять: мы – люди!
Секретарь горсовета Владимир Коренюгин напомнил, что в апреле текущего года решением сессии работа завода была практически приостановлена – до того момента, пока завод не получит разрешение на выбросы, которые осуществляет, в рамках нормативов, допустимых по экологической безопасности; пока не будет произведена модернизация очистных сооружений, и завод полностью не перейдет на работу в газовом режиме. Кроме того, заводу выдавалось предписание перестать использовать в технологической цепочке сжигание отходов подсолнечника.
«С утра мы обходим чуть ли не весь Намыв...»
- Мы на сегодняшний день уже сделали много мероприятий. Если вспомнить, какая ситуация была четыре-пять лет назад – и сравнить ее с той, которая есть на сегодняшний день, то положительные тенденции наблюдаются. Ситуация значительно улучшилась, - уверял собравшихся директор ООО «Экотранс» Олег Катрич.
За период с 2006 по 2009 год дирекция завода выделила на улучшение экологических показателей около 2 млн. гривен. Объем инвестиций именно в экологические мероприятия составляет уже, по его словам, более 70% общего бюджета всех капитальных инвестиций.
- На сегодняшний день работа котлов находится в пределах отраслевых технологических норм, - сказал директор завода. - Вышеуказанные мероприятия, а также выполнение требований природоохранного законодательства, позволили нам получить разрешение на выбросы.
- Проблемы нейтрализации выбросов нам приходится решать самостоятельно. А установки, которые мы внедряем, являются экспериментальными и промышленными одновременно. То есть, мы придумали. Мы внедрили на свой страх и риск. Их эффективность только на нашей совести.
Он говорил, что руководством проводится комплекс мероприятия, которые решат в дальнейшем проблему запаха. Идут даже на «некоторое снижение экономических показателей только для того, чтобы снизить запах, снизить то, что может раздражать общественность».
Дополняя своего руководителя, работник завода Людмила Шарата сказала, что экологии на заводе уделяется очень много внимания.
- Утро начинается с того, что обходим чуть ли не весь Намыв – спрашиваем, есть ли запах.
А категорически утверждать, что завод портит жизнь николаевцам, нельзя, поскольку предприятие кормит несколько сотен семей, исправно платит налоги. К тому же, половина работающих на заводе, по ее словам, тоже живет в Лесках и на Намыве. И «не надо говорить, что никто ничего не хочет делать».
Приходит проверка — переходим на газ...
4 декабря на предприятие пыталась попасть экологическая инспекция. Но… в проведении проверки ей было отказано.
Директор Катрич сообщил, что инспекторы попали на завод, сделали замеры, взяли образцы проб. Вот тут-то его и поймал на слове начальник экологической инспекции Николаевской области Виталий Бабенко: на завод-то они попали, но позже, когда за дело взялась прокуратура.
По словам Катрича, экологических инспекторов не допустили на завод потому, что они, якобы, нарушили процедуру проверки, и «были замечания у нашей юридической службы». Отказ, якобы, был вполне аргументирован. И в следующий раз инспекторы пришли «абсолютно бесконфликтно» и и им были предоставлены «все условия».
- В случае, когда все проходит в рамках закона, никаких препятствий завод не делает никаким службам, - заверил директор «Экотранса».
Виталий Бабенко настаивал на своем: инспекторы не были допущены к проведению проверки по совершенно надуманным причинам. Юристы посчитали, что на фирменном, номерном бланке начальника инспекции не стояла рядом с подписью печать. Хотя это – не финансовый документ, объяснял он, и наличие печати там вовсе не обязательно.
Но и с самой проверкой оказалось не все так уж «чисто».
- Мы сделали замеры с прокуратурой, - сказал Бабенко. - Но в этот момент завод работал на газе. А во время работы на газе концентрация выбросов на порядок ниже.
Глава государственной экологической инспекции проинформировал собравшихся, что за последние два года государственной экологической инспекцией данное предприятие подвергалось проверкам уже шесть раз. И ни разу не удалось сделать замеры во время работы на шелухе, потому что во время каждой проверки завод переходил на газ...
По требованиям участников слушаний директор Катрич озвучил, что выбросы завода сейчас составляют 2 200 мг на м куб. СО – при отраслевых нормах 2 250 мг на м куб. В масложировой промышленности такие нормы, как оказалось, утверждены совсем недавно – 4 ноября 2009 года.
То есть, ДО 4 ноября 2009 года этих норм еще не было. И получается, что завод делал большие объемы выбросов незаконно.
- У них кончилось разрешение на выбросы в 2007 году, - говорил участник общественных слушаний Валентин Слюсаренко. - Как может предприятие работать без разрешения три года?
Непонятная ситуация и с нормами выбросов. Минэкоресурсов выдало разрешение на выбросы акролеина — того самого вещества, которое воняет — превышающее предельно допустимые концентрации. По нормам, выбросы акролеина должны составлять не больше 20 мг на м куб., а разрешение выдано на… 23 мг на м куб.
- Эти отраслевые нормы известным способом протолкнули через Кабинет министров, а государственные нормы сохранились на порядок ниже, - возмутился Литвак, попутно вспомнив аварию на Чернобыльской АЭС, после которой нормы содержания радионуклидов в речной воде были подняты правительством в десять раз.
Не раз повторялось, что побочная концентрация угарного газа при определенных условиях может привести к массовому отравлению людей.
- Даже если акролеин и другие «пахучие» вещества находятся в пределах нормы, это не значит, что они не влияют на здоровье людей. Они приводят к росту злокачественных новообразований. Нам это надо? Уважаемые работники завода, вам это надо?..
«Завод наплевал на наше решение...»
В ходе возникшего скандала ведущие общественных слушаний пытались объяснить работникам завода, что отнюдь не собираются отнимать у них рабочие места, а хотят всего лишь заставить руководство завода раскошелится на нормальные очистные сооружения – такие, как в других странах.
Возмущение депутатов выглядело со стороны вполне оправданным: уже три года и городской совет, и экологические инстанции говорят о том, что завод работает незаконно, что уже и деятельность его запретили. А он, как ни в чем не бывало, продолжает работу.
Секретарь городского совета Владимир Коренюгин сообщил, что когда-то тоже работал на этом предприятии: «был директором и знаю, что это такое». Но раньше такого не было. А первое решение сессии горсовета по вопросу предприятия было принято 1 февраля 2007 года.
- Почти три года тому назад, - Коренюгин неслучайно акцентировал внимание именно на этой цифре. - Хотя я наслушался упреков, как секретарь городского совета, море! О том, что мы не решаем проблему «Экотранса». Целых три года заводу давали возможность привести в норму выбросы и улучшить экологическую ситуацию в месте дислокации.
Есть специальное оборудование, разработанное и сертифицированное в Европе. Именно такое Коренюгин видел, бывая за рубежом, на всех подобного рода предприятиях.
- Почему сегодня руководство фирмы не раскошелится на эти вещи? - возмущался Коренюгин. - Да, сегодня припекло — вы почувствовали, что 200 с лишним человек может остаться без работы, не говоря сопутствующих предприятиях, получающих от вас продукцию! Но что делать сегодня с 68 тыс. людей, проживающими на Намыве?! Или у нас по славянской нашей натуре — пока петух жареный в задницу не клюнет — никто не пошевелится!
- Мы все время шли навстречу — шли по срокам, шли по тому, чтобы сегодня, может быть, активно не привлекать правоохранительные органы: вот сейчас, вот этим летом, мы останавливаемся, оборудование меняем, мы ставим фильтры тройной защиты, и т.д... Ничего до конца не доделали!..
От Голованевска до Каира…
Главным фигурантом на стороне «Экотранса» в ходе общественных слушаний был даже не директор завода, а некто Иван Васильевич Глух – представитель компании «ОЛСИДЗ-Украина», которой принадлежит злополучный завод, бывший народный депутат Украины.
Выступление Глуха было сродни его фамилии – понять что-либо было не так-то просто:
- Я поддерживаю «Регионы». Я извиняюсь. Если это компрометирует Партию регионов, я заберу свои слова назад. Я, вообще, был в политсовете у Литвина. Сегодня мы делаем аграрный блок, хотим объединить аграрные партии. Я сегодня и БЮТ поддерживаю, и «Регионы» – там, где нормально.
По сути обсуждаемого вопроса он сказал, что его компания имеет заводы не только в Николаеве, но и в Кировограде, Голованевске, и даже в Каире. Но сейчас он испытывает чувство вины за то, что «втянул этот бизнес в Николаев». В сложившейся ситуации он обвинил местных директоров, которых меняли уже два раза — якобы, по той причине, что не было адекватной и оперативной реакции на жалобы и замечания. Потому что в других городах, где такое же производство, никаких проблем нет.
Но альтернатива есть – «мы можем выйти из этой ситуации за счет новых технологий».
- Того, что мы делали, было мало не потому, что мы жалели денег, даю вам слово. Если что-то не доделали, давайте доделаем, - говорил Глух. - Мы готовы поставить такие фильтры, которые рекомендует наука, самые современные. Денег на это никто не жалеет.
Технически на это понадобится месяца два как минимум — все необходимые работы готовы произвести до марта.
Тут уж «взорвался» Коренюгин:.
- Три года вам давалось! Три года, я подчеркиваю! - кричал секретарь городского совета. - Никто не почухался! А вы сегодня обвиняете кого-то!.. Перед людьми говорите «мы – община города»? Не надо сказки рассказывать! Вы – вредители города!..
Нашлось что сказать и жителям.
- В начале вашей деятельности, - обратилась к представителю «ОЛСИДЗ-Украина» жительница Намыва, активист общественной организации «Наш город» Наталья Сыроватко, - когда мы начались первые неприятности, мы звонили в горисполком. Не знаю, кто и кому там в горисполкоме передал фамилии и номера телефонов звонивших, но вскоре звонить начали уже им: «Если ты еще раз позвонишь, с твоей семьей и с твоими детьми, и со всеми что-то будет».
- Может, не наши это? - предположил Иван Васильевич. - Я уверен, что не наши это звонили. Потому что и нам звонили… Не исключено, что кто-то из конкурентов умышленно делал такие звонки, чтобы поднять у населения такое негативное мнение...
«Вы — негодяй!..»
Директор завода Олег Катрич, снова выйдя к микрофону, решил обратить внимание на, как он сам сказал, непоследовательность председателя депутатской комиссии Сергея Литвака.
Он сказал, что на недавнем заседании постоянной депутатской комиссии, которую Литвак возглавляет, директор завода докладывал о мероприятиях по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, и информация была принята к сведению. В решении комиссии было записано, что до 5 февраля 2010 года руководству «Экотранса» разрешается провести вторую степень очищения воздушной смеси для снижения вредных запахов.
- Вы это приняли во внимание, - говорил Катрич. - Вы решили, дали нам возможность работать, дали нам технически внедрить это все… Когда я называл цифру 2 февраля, я нес полную ответственность за свою должность. Результативность ее я постараюсь обеспечить. Через две недели «переигралось» – вы вызываете нас опять. Поднимается вопрос по-новой. Получается, ваши заседания комиссии могут менять мнение? И депутаты могут менять мнение? Как же так, Сергей Михайлович?
Эти слова не на шутку разозлили депутата Литвака.
- Олег Александрович, вы не просто плохой директор завода. Вы – негодяй! - выпалил председатель комиссии. - В условиях, когда есть решение сессии горсовета об остановке, а вы продолжаете работать, нагло продолжаете работать. Что, по-вашему, мы должны были делать? Мы должны были, извините, вас мордой макать?.. Что мы и делали. А когда вы перестали и это понимать, мы собрали общественность, чтобы и люди вам еще сказали? Понятно?
- Давайте не переходить на личности…
- Еще раз повторяю: вы просто негодяй! Потому что вы манкируете фактами! Полуправда всегда опаснее самой правды... Можете подавать на меня в суд!..
«Вы уже один раз котел подорвали!..»
- Я хочу у вас попросить прощения – за то, что имел несчастье этот завод спроектировать, - сказал Валентин Слюсаренко, представитель фирмы «Эко-технология». - И вашему директору, «очень умному» главному инженеру, я говорил, как сделать так, чтобы завод РАБОТАЛ, а не зарабатывал деньги для него лично.
- Котлы, которые там поставлены — это не Е10/14. Это котлы самодельные, спроектированные организацией «Оргпищепром»... Они спроектированы для работы на смешиваемом отоплении, а именно – на газе с «подсветкой» лузгой.
По его словам, если бы котлы эксплуатировались правильно, то они не выбрасывали бы такое количество угарного газа в атмосферу.
- Но это же невыгодно! Они два года работали без лимитов на газ! Работали чисто на лузге, травили всех! Им по барабану было! Если бы ввести это отопление, может, и проблем бы этих не было.
Он сказал, что в настоящее время от котлов исходит 12 тыс. мг СО. А при 20 тыс. наступает удушье, при котором красные тельца в крови сворачиваются. Это — настоящая угроза для 20 тыс. жителей Намыва и 30 тыс. жителей Лесков.
- Вы купили завод и три года его так эксплуатировали – незаконченным. Ваши котлы не сданы на работу с лузгой. Они приняты котлоинспекцией только для работы на газе… Вы уже один раз котел подорвали! Я сам видел и сам советовал огнеупорщикам, которые его латали, как его привести в сознание. Вам не доложили, что котел № 1 взорвали? Спросите у руковолдства. Завод, кому бы его не передали в аренду, неуправляемый абсолютно!..
Слюсаренко отметил, что даже Геннадий Жильцов (директор зерноторговой компании ОАО «Агроэкспорт»), который «никогда не отказывал себе копейку лишнюю в карман положить», предусмотрел цех по штамповке брикета из лузги.
- А вы меняете директоров, а не подход к управлению заводом!..
Результаты общественных слушаний
После прений и скандалов, обещаний массовых акций протеста и перекрытия дорог, результаты слушаний были утверждены в трех пунктах:
- Общественные слушания осуждают недостаточную деятельность руководства завода, осуществляющего загрязнение атмосферного воздуха в мкр Намыв в городе Николаеве и требуют выполнения решения сессии от 29.11.2009 года.
- Областному экологическому управлению рекомендовать принять решение о приостановке действия выданного разрешения на выбросы.
- Обратить внимание Орхусского информационного центра госуправления экологии и природных ресурсов в Николаевской области на деятельность завода «Экотранс».
Представителям завода пришлось сменить оправдывающийся тон уже на просящий. Просили дать им больше времени — установить новые системы очистки за 20 дней, до Нового года, просто нереально — на это нужно хотя бы два месяца.
Ведущие слушаний пошли на уступку: хотите два месяца — получайте. Но при условии: если после новогодних праздников снова будет разноситься вонь — получите массовые акции протеста.
Два месяца было дано на установку нового оборудования (и заключение соответствующих договоров). А до Нового года завод будет либо остановлен на реконструкцию, либо полностью перейдет на газ и переработку рапса...