Что после смерти? Реанимированные пациенты рассказали о необычных ощущениях
Что после смерти? Реанимированные пациенты рассказали о необычных ощущениях
Это не миф со смертного одра. Когда мы умираем, наша жизнь действительно проносится у нас перед глазами, о чем говорится в новой работе медицинского факультета Нью-Йоркского университета.
"Я вспоминаю, что видел папу", — сказал один пациент, который был при смерти, но выжил. "Я видел разные моменты из своей жизни и чувствовал гордость, любовь, радость и печаль. Все это вместе вливалось в меня", — рассказал другой пациент, которого вернули к жизни. "Я помню какое-то творение из света ... стоявшее рядом со мной. Оно возвышалось надо мной как огромная башня силы, но оно излучало лишь тепло и любовь", — сказал третий выживший.
Всеми этими и многими другими воспоминаниями поделились люди, у которых была остановка сердца. Они были на пороге смерти, но им восстановили сердечную деятельность и дыхание методами кардиопульмональной реанимации.
Врачи считают, что через десять минут после остановки сердца и прекращения дыхания деятельность головного мозга прекращается, так как он лишается доступа кислорода.
Но новое исследование Нью-Йоркского университета показало, что это ошибочное представление. "Есть признаки нормальной и околонормальной активности головного мозга, которые сохраняются в течение часа с начала реанимационных мероприятий", — рассказал в подробном интервью корреспонденту New York Post доцент медицины доктор Сэм Парния из центра Langone Health при Нью-Йоркском университете.
"Мы сумели не только продемонстрировать признаки ясного сознания. Мы также смогли показать, что эти ощущения уникальны и универсальны. Они отличаются от сновидений, иллюзий и бреда".
Парния стал ведущим автором исследования, материалы которого были опубликованы на этой неделе в журнале Resuscitation. Ученые исследовали активность мозга, сознание и восприятие 53 пациентов из 25 больниц, в основном американских и британских. Все они пережили остановку сердца.
Исследователи сумели показать, что мозг намного долговечнее и выносливее, чем считает большинство врачей.
"Наш мозг более жизнестоек и устойчив к кислородному голоданию", чем считалось ранее, сказал Парния. Он добавил, что этот орган "способен к самовосстановлению и к нормализации мозговой активности".
Из 53 перенесших остановку сердца пациентов почти 40 процентов рассказали, что у них были воспоминания и осознанные мысли. Участники исследования попросили не называть их имена и фамилии из соображений конфиденциальности.
У этих пациентов наблюдался скачок волн электромагнитного излучения мозга, связанный с усилением психической функции — волн гамма, дельта, тета, альфа и бета. Это было зафиксировано на электроэнцефалограмме, как называют запись мозговой активности при помощи электродов.
"Люди, находившиеся при смерти, одинаково рассказывают о своих ощущениях, — сказал доктор Парния, отмечая общие темы, которые вспоминают выжившие. — У них усиливается сознание и чувства, становясь более яркими и отчетливыми".
Чаще всего люди, пережившие остановку сердца, рассказывают о том, что ощущение пространства у них разворачивается на 360 градусов. "Находясь при смерти, они воспринимают все так, будто отделены от своего тела, — сказал Парния. — Они могут перемещаться. Но они остаются в больничном помещении, и они собирают информацию. Они чувствуют, что находятся в полном сознании".
В таком состоянии они часто наблюдают за врачами и медсестрами, пытающимися спасти им жизнь, но наблюдают они за этим совершенно безмятежно, без страха и беспокойства.
И да, многие люди на самом деле видят, как перед глазами проходит вся их жизнь — именно так, как об этом повествуют народные поверья и популярные СМИ.
"Каким-то образом после смерти вся их жизнь выходит на передний план, — сказал Парния. — Это глубокая, целенаправленная и содержательная переоценка своей жизни".
Такой просмотр жизни не имеет какого-то определенного порядка, пояснил Парния. Это в большей степени погружение в мораль и этику. "Хронологии здесь нет. Это целенаправленная переоценка того, к чему мы стремимся в жизни, типа продвижения по службе. Главной реальностью становится то, как мы обращаемся с другими людьми, — сказал доктор Парния, работающий директором по исследованию проблем интенсивной терапии и реанимации в центре Langone Health при Нью-Йоркском университете. — Это не какие-то случайные и внезапно всплывающие воспоминания. В этом есть нечто большее".
Есть и другая общая тема: ощущение прибытия в очень знакомое место — домой. "Возникает некое чувство узнавания, чувство возвращения. Они продолжают свое путешествие в место, которое кажется домом, — рассказывает Парния. — Интересно то, что это универсальное ощущение, одинаковое везде, в США и в других странах".
Наука пока еще не вполне понимает, как и почему возникают эти общие для всех ощущения. Однако Парния считает, что во время таких ощущений, возникающих на пороге смерти, головной мозг, сосредоточенный на повседневной деятельности, расслабляется и "растормаживается".
"Обычно существует система тормозов, мешающая нашему доступу ко всем аспектам мозга, — объясняет он. — Остальные его функции сдерживаются. Но когда мозг прекращает работу и включаются защитные механизмы его самосохранения (во время остановки сердца), эти тормоза выключаются".
В этом случае активируются другие части, которые ранее бездействовали. Человек получает доступ ко всему своему сознанию, к тому, что обычно недоступно, ко всем эмоциям, чувствам, мыслям и воспоминаниям.
"Это не галлюцинации. Это вполне реальные ощущения, возникающие у человека при смерти", — добавил Парния.
Исследования, проводимые центром Langone Health и другими исследовательскими организациями, представляет собой прорыв в области реанимации, которая ранее отставала от других сфер медицинских исследований.
Парния рассказал, что число людей, возвращаемых к жизни в результате реанимационных мероприятий, очень невелико, и это вызывает сожаление. "Эти цифры не очень хороши", отчасти из-за того, что технологии продвинулись очень несущественно с 1960-х годов, когда была изобретена кардиопульмональная реанимация. "Вот так мы ощущаем себя в мире реанимации", — сказал в заключение Парния.
Вместе с тем он и его коллеги надеются, что человеку, наконец, удастся понять, что происходит после смерти.
New York Post, США