Традиционные покупатели российского оружия уходят на Запад
Традиционные покупатели российского оружия уходят на Запад
Заявления и решения Сербии, Ирака, Индонезии и Египта — только некоторые примеры того, как российскому вооружению и оборудованию предпочитают западные аналоги, прежде всего, из-за западных санкций и трудностей с эксплуатацией российской техники.
Из-за западных санкций и связанной с ними блокады российского экспорта все больше проблем испытывает, в том числе, российский военно-промышленный комплекс, который много лет зарабатывал для России сотни миллиардов долларов. Война в Украине затягивается, а санкции не ослабевают, и все больше пользователей российских вооружений и военного оборудования сталкиваются с трудностями при закупке запчастей, ремонте и обслуживании техники. Российских клиентов, в том числе традиционных, постепенно переманивает западная оборонная индустрия, прежде всего, американская и европейская, уже заваленная заказами на все, что может стрелять, убивать, жечь и уничтожать.
Поскольку эта продукция западной промышленности, судя по всему, полностью соответствует американским и европейским климатическим планам и целям Большой зеленой революции, нет угрозы, что это оружие запретят. В отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, продажу которых Европейский парламент недавно запретил с 2035 года.
Разочарованная Сербия
Для "зеленой" продукции американского и европейского ВПК, окрашенной, наверное, в связи с этим в разные оттенки зеленого цвета, такой угрозы не существует. Все, кто заказывает это оружие, могут быть уверены, что им его действительно поставят без проблем даже после мифического зеленого 2035 года, несмотря на длинную очередь из желающих.
К государствам, которые столкнулись с трудностями при эксплуатации российской техники, относится и Сербия. Ее власти говорят правду, когда сообщают, что, оказавшись в окружении стран, которые ввели санкции против России, они не могут получать из России необходимые запчасти. Также невозможно отправлять туда технику на сервисное обслуживание и ремонт.
Поэтому Сербия, как и многие другие государства, переходит на западную продукцию. Исключение составляет, пожалуй, только Индия, которой никто ничего не может запретить или в чем-то ограничить.
Война в Украине и западные санкции напрямую повлияли на российский экспорт, и это еще одно преимущество, которое Запад получает благодаря этой войне. Но даже до начала российской агрессии в Украине, режим санкций, которые Запад, прежде всего США, ввел против России после аннексии Крыма, помогал западным компаниям забирать себе российскую долю на рынках. С 2014 года до недавнего времени процесс шел постепенно, но теперь, после новых кругов санкций и полной блокады российского оборонного экспорта, европейские и американские производители вооружений и военного оборудования, за редким исключением, переманивают российских клиентов с огромной скоростью.
Разочарованная проблемами, которые возникли с обслуживанием российских самолетов МиГ-29, стоящих у нее на вооружении, Сербия объявила о намерении закупить новые военные самолеты на Западе. Особенно Белград заинтересован во французском самолете "Рафаль". Сербия публично заявила, что хотела бы закупить французские самолеты "Рафаль" из-за сложностей, возникших с российскими МиГ-29 ввиду международных санкций, которые ограничили доступ к запчастям.
Пьяные миллионеры
Недавно на выставке IDEX 2023 в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах сербский президент Александр Вучич заявил, что его правительство увеличит расходы на оборону, чтобы осовременить и укрепить боеспособность армии, особенно элитных военных подразделений, а также найти средства для возможной закупки французских военных самолетов.
В текущем году Сербия может потратить дополнительные 700 миллионов евро в рамках оборонного бюджета, общий размер которого достигает почти полутора миллиардов долларов, как заявил Александр Вучич. Средства будут направлены на модернизацию танков, которыми располагает сербская армия, на закупку 200 единиц новой бронетехники, а также боевых беспилотных летательных аппаратов, то есть, как сейчас принято говорить, дронов-камикадзе.
Во время выступления 20 февраля на телевидении Александр Вучич заявил, что это необходимо "для сохранения Сербии, которой требуются мощные средства сдерживания".
При этом он заявил, что необходимо учитывать рост оборонных расходов всех остальных европейских государств, и отметил, что на оборону их "правительства спускают деньги, как пьяные миллионеры". Александр Вучич добавил, что стоимость контракта на закупку боевых самолетов "Рафаль" французского производителя "Дассо Авиасьон" может достигнуть почти трех миллиардов евро в случае успешного исхода переговоров. В любом случае, Сербия готова заплатить эту сумму за 12 новых самолетов "Рафаль" у Франции и еще 12 самолетов, бывших в употреблении, у другой страны, которую президент Сербии не пожелал назвать. Сербия уже договорилась с Францией о закупке зенитных ракетных систем малой дальности "Мистраль 3". После некоторой задержки производитель MBDA поставил Сербии в январе 18 пусковых установок с 50 ракетами. Эти установки в основном будут установлены на сербских гибридных ракетно-пушечных комплексах ПВО PASARS.
Две эскадрильи
Сербия — только один из примеров того, как традиционный российский клиент отказывается от российских военных самолетов из-за проблем, связанных с содержанием и получением запчастей, тем самым открывая свой рынок для западных оборонных предприятий.
Даже Ирак рассматривает возможность заменить свои транспортные вертолеты Ми-17-В5 российского производства на американские вертолеты Bell 412EFX и Bell 412M. Согласно последнему докладу о ходе операции "Непоколебимая решимость", который выходит раз в три месяца, от седьмого февраля, Ирак столкнулся с проблемами при закупке запчастей для Ми-17 из-за санкций, а также ввиду потребности России обслуживать собственные вертолеты в разгар вооруженного конфликта, который она ведет в Украине.
Комментируя возможность подписать контракт с Ираком, производитель американских вертолетов Bell, нисколько не лицемеря, откровенно признал в своем официальном докладе, что постарается воспользоваться новыми условиями, которые сложились на рынке войны в Украине.
Индонезия тоже, правильно предвидя проблемы с поставками из России, в декабре 2021 года, когда российские войска только сосредотачивались на украинской границе, объявила, что не планирует закупать российские боевые самолеты Су-35, а предпочтет французские "Рафаль". Глава штаба индонезийских военно-воздушных сил маршал Фаджар Прасетьо заявил, что на тот момент государство руководствовалось, прежде всего, финансовыми соображениями. Однако совершенно понятно, что свою роль сыграло предположение, что Россия вступит в масштабный конфликт, и тогда содержать российские самолеты будет невозможно, не рискуя нарушить американские санкции против России, предусмотренные законом "О противодействии противникам Америки посредством санкций".
Точно так же в 2018 году Египет начал переговоры о закупке двух эскадрилий российских самолетов Су-35 стоимостью два миллиарда долларов. Однако Каир долго тянул с окончательным решением и подписанием контракта. После российского вторжения в Украину Египет объявил, что вместо российских Су-35 постарается закупить 30 новых французских самолетов "Рафаль", которые хорошо себя зарекомендовали.
Заявления и решения
Египетская авиация, начиная с 2015 года, располагает двумя эскадрильями (24 самолета) Дассо "Рафаль". Если Египту удастся закупить еще 30 совершенно новых самолетов этого производителя, то в общей сложности у него на вооружении будут 54 французских самолетов "Рафаль".
Заявления и решения упомянутых выше государств — только некоторые примеры того, как происходит переориентация с российских вооружений и оборудования на западные аналоги, что вызвано, в первую очередь, западными санкциями и сложностями с эксплуатацией российской техники.
Спад российского оборонного экспорта, помимо всего прочего, это то, чем Москве приходится расплачиваться за войну, которую она ведет в Украине.
Geopolitika.news, Хорватия