Гаркуша включил форсаж
Анализ событий последних месяцев позволяет сделать вывод о том, что председатель Николаевской областной государственной администрации А.Н. Гаркуша все-таки освоил основной принцип рыночной экономики, а именно принцип «спроса - предложения". Активная деятельность губернатора, направленная на установление контроля над коммунальным предприятием «Международный аэропорт Николаев», совпадает с визитами его потенциальных покупателей.
Некоторое время в роли «главного претендента» выступала печально известная Авиакомпания «Воларе», уже давно и с чьей-то легкой руки почти бесплатно присутствующая в аэропорту. И, видимо, настолько давно, что ее учредители подумали: а почему бы не остаться здесь навсегда? В роли хозяев и, желательно, не дорого. И тут такое совпадение - владелец легкой руки (и тяжелого характера) вновь назначен президентским наместником в несчастную Николаевскую область. Как говориться - у вас товар, у нас купец - и заинтересованные стороны ударили по вышеупомянутым рукам. Однако в сделку вмешались обстоятельства. «Воларе», попав в «чёрный список» Еврокомиссии по безопасному воздухоплаванию, попыталась перекраситься в «Альбатрос авиа» и продолжить полеты в страны Евросоюза. Но последние оказались не такими простаками и в перекрашенные хвосты Авиакомпании «Воларе» не поверили.
На смену украинским художникам пришел российский фокусник Сергей Яковлевич Дрогуш. Пришел неожиданно, как и положено хорошим фокусникам. Потому что плохие, согласно новейшей российской моде, пребывают не в столице России, а на просторах бескрайней Сибири. При определенном везении возможен и более мягкий вариант - Лондон, с последующим чаепитием и пышными похоронами.
Что вытащил из своего волшебного саквояжа известный факир доподлинно неизвестно (поговаривают о 2 млн. чеченских авизо), но по отбытию г-на Дрогуша в московском направлении в стенах Николаевской ОГА бурно закипела активная деятельность.
Видимо, таким же волшебным способом таинственному господину удалось загипнотизировать и председателя Николаевского областного совета Татьяну Васильевну Демченко. Последняя активно включилась в процесс быстрой продажи аэропорта, мотивируя это тем, что нынешняя команда управленцев может за короткое время авиапредприятие сделать прибыльным, и тогда пропадают причины приватизации коммунальной собственности. А уж ту возникает прямая опасность, что убедительные аргументы из саквояжа Дрогуша, исчезнут таким же волшебным образом, как и появились. Способности же генерального директора Николаевского аэропорта Кейян вывести его из финансовой пропасти увидела не только вся Николаевская область, но и сам Гаркуша, титанические труды которого в 2002-2005 годах вместе с верным Степановым по разорению аэропорта были перечеркнуты новой командой. Поэтому действовать первые лица области, решили, видимо, не откладывая дело в долгий ящик.
Однако к этому времени губернатор имел возможность четырежды убедиться в невозможности законного увольнения Андрея Кейян, и решил воспользоваться известным принципом: если нельзя отделить директора от предприятия, то надо отделить имущество этого предприятия от непокорного руководителя. Тем более, что московский гастролер заинтересован в покупке именно имущества аэропорта.
Для претворения в жизнь этого плана глава Николаевской облгосадминистрации заявляет о необходимости изменения способа приватизации КП «Международный аэропорт Николаев». В своем письме госпоже Демченко от 20 февраля 2008 года господин губернатор вместо акционирования аэропорта и последующей продажи его акций, предлагает продать только имущество коммунального предприятия. Данное письмо рассматривалось на депутатской комиссии областного совета, но в повестку дня предыдущей сессии вопрос об изменении способа приватизации включен не был.
Однако недавний визит господина Дрогуша придал новый импульс в действиях основных фигурантов дела. В кулуарах Николаевского областного совета активно обсуждаются все те же «волшебные аргументы» из саквояж, предложенные московским дельцом за изменение способа приватизации. В то же время жаль, что народным избранникам безразлична сумма, которая поступит в бюджет Николаевской области в том случае, если депутаты таки посчитают целесообразным избавится от Николаевского аэропорта, лишив его производственных фондов.
А поинтересоваться не мешало б. Ведь как показывает практика, и украинская и мировая, корпоративные права юридического лица стоят на порядок, а то на два, дороже его имущества. Иными словами, если за 75% акций аэропорта бюджет области мог бы реально получить порядка 70-80 млн. гривен и профильного авиационного инвестора в придачу, то за имущество коммунального предприятия можно получить сумму только порядка двух, ну максимум трех миллионов. Что легко обосновываемой «независимой» экспертной оценкой. Доказательством этого может являться, например, экспертная оценка части перрона для аренды одной из дочерних компаний Авиакомпании «Воларе», проведенная еще государственным предприятием «Международный аэропорт Николаев» в 2001 году. Тогда часть перрона аэропорта была оценена всего-навсего в 400 тыс. грн. Рыночная же стоимость такого объекта составляет порядка нескольких миллионов долларов. О постройке «с нуля» вообще промолчу.
Кроме бюджетных потерь, продажа имущества КП «Международный аэропорт Николаев» лишает последнего возможности вести всякую хозяйственную деятельность и, соответственно, возможности рассчитаться по обязательствам по зарплате, перед пенсионным и другими социальными фондами Украины. Поскольку от аэропорта останется только название и долги. А это уже нарушение прав и интересов не только территориальной громады Николаевской области, но государства в целом.
Естественно, что не получит трудовой коллектив аэропорта и акций ввиду отсутствия таковых.
Я далек от мысли, что многоуважаемый губернатор не знает о вышеописанных последствиях продажи имущественного комплекса КП «Международный аэропорт Николаев». Прекрасно знает. Но истинные мотивы, о которых он предпочитает молчать, несмотря на всю их очевидность, видимо оказались весомее предписаний законодательства. И теперь уже слово за депутатами в надежде, что загипнотизировать 120 человек за три дня не смог бы даже самый виртуозный факир.