А.Корнацкий: "Сегодня состояние дел в лесном и охотничьем хозяйствах можно охарактеризовать как катастрофическое"

15.12.2007 в 11:16
Аркадий Корнацкий

Аркадий Корнацкий

11 декабря состоялась коллегия управления лесного и охотничьего хозяйства Николаевской области. На совещании присутствовали глава профильного комитета областного совета Юрий РЫЖКОВ, начальник областного управления окружающей среды Евгений СЕДЛЕЦКИЙ и представители природоохранной прокуратуры.   

Заместителя главы ОГА Аркадия Алексеевича КОРНАЦКОГО тоже пригласили на заседание должностных лиц, отвечающих за охотничьи угодья и лесные массивы в Николаевской области.

Аркадий Карнацкий согласился побеседовать о проблемах, которые существуют в этой отрасли и способах их решения.

Аркадий Алексеевич, почему именно вас заинтересовала ситуация в лесном и охотничьем хозяйствах области?  Ведь эта отрасль слабо соприкасается с агропромышленным комплексом.

 - Во-первых,  рассматривались очень важные вопросы: о состоянии ведения дел пользователями охотничьих угодий и проблеме кадрового обеспечения лесного хозяйства.

Меня, естественно, не мог не волновать первый из вопросов, так как он имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственной деятельности.

Перед коллегией я имел возможность ознакомиться с материалами докладов, которые потом были сделаны. Сегодня состояние дел в лесном и охотничьем хозяйствах можно охарактеризовать как катастрофическое. Поголовье промысловых зверей и птиц с каждым годом уменьшается в арифметической прогрессии. Дело дошло до того, что даже зайцев, которых в полях всегда было много, сейчас практически нет.

Единственное, чем сейчас могут похвастаться охотничьи угодья области - это увеличением в 2 раза таких хищников, как лисы.

В чем причины такой нерадостной ситуации?

Главное - это абсолютно неудовлетворительная работа по охране и восстановлению лесных угодий со стороны основных пользователей. Их в области всего шесть и они всем известны.

Самым крупным является «Украинское общество охотников и рыболовов», у них на балансе 1 млн. 822 тыс. гектаров. Это составляет 88% охотничьих угодий всей области.

Только одно это обстоятельство является грубым нарушением закона об охоте и  охотничьих хозяйствах, который предусматривает, что каждый пользователь может иметь не более 35% от всей площади этих самых угодий. Вот сложившийся монополизм  и является главной причиной такого катастрофичного состояния дел. Люди просто успокоились в этой тепличной ситуации. Они  являются хозяевами практически всей территории охотничьих угодий области, никаких конкурентов под боком, потому привыкли спокойно жить и пользоваться национальным достоянием. Право такого пользования им предоставлено облсоветом вплоть до 2012 года.

Аркадий Алексеевич, сами пользователи каким-то образом осознают объективную причину уменьшения поголовья промысловых зверей и птиц?

Когда на коллегии стали высказываться пользователи охотничьих угодий, то присутствующие не услышали объективного анализа причин. Наоборот, руководитель областного «Украинского общества охотников и рыболовов» Наталья Буракова с первых же слов повернула разговор из русла объективных вопросов в область формалистики. Начался поиск всевозможных надуманных причин такого печального состояния, где виновными были все, кто угодно, кроме руководства «Украинского общества охотников и рыболовов».

В смысле?

Перечислялись изменение структуры ведения хозяйства и уменьшение кормовой базы, и плохая методика подсчета поголовья зверей, и невозможность искоренить браконьерство. В общем, виноваты все вокруг, кроме них.

А милиция? Она ловит браконьеров и...

Как она выразилась, браконьеры -  в большинстве случаев - это прокуроры и милиция. Вот они: прокуроры, милиция, депутаты, и «крутые», как говорят, люди, все они -  фактор уменьшения численности животных. Потом волков появилось много. Волки все съедают...

Просто демонстрация полного бессилия. Зачем же тогда нужны такие пользователи охотничьих угодий? Что - трудно организовывать охоту на волков? Это будет реальный показатель работы. И с «крутыми» нужно бороться.  Никто не отменял  правовую аксиому - перед законом все равны.

В конце выступления Наталья Буракова заявляет, что они, дескать, разработали программу, что эта программа работает, и она должна улучшить состояние дел. Но когда ее спросили, из каких мероприятий состоит эта программа и сколько средств предусмотрено для ее реализации,  выяснилось, что программа есть, а средств нет...

После констатации каждой проблемы следовал рефрен: «... мы одни ничего сделать не сможем. Нужно, чтобы нам помогало государство, чтобы нам давали средства». И т.д., и т.п.

Одним словом, печальная картина и печально то, что руководитель охотничьего хозяйства не только не может проанализировать ситуацию объективно, но и не хочет этого делать. Перекладывает  свою некомпетентность на какие-то объективные причины и ждет, что государство поможет...

А что государство? Не поможет?

Государство должно выделять средства, для того чтобы вывозить охотников на охоту?! Это то же самое, что говорить по поводу улучшения демографической ситуации: надо давать деньги хлопцам, чтобы они к барышням чаще ходили.

Какие вы для себя выявили причины катастрофической ситуации, сложившейся в лесном и охотничьем хозяйствах области?

Основная причина, которая лежит на поверхности  - это та, что руководство областного «Украинского общества охотников и рыболовов» беспокоится не о ведении охотничьего хозяйства, а о вопросах приватизации имущества и его использования не во благо подведомственного хозяйства.

Мы имеем даже факт  «восстания охотников», которое стало результатом деятельности «Украинского общества охотников и рыболовов».

В Первомайском районе, совместно с руководством областного общества охотников, предприниматели начали реорганизацию районного общества и  «наложили лапу» на имущество. Сегодня в Первомайске торговые площади за бесценок переданы предпринимателю, возглавившему районное общество охотников. Такое наблюдается не только в Первомайском районе. Это стало системой по всей области.

Еще одна проблема - недостаток егерей. 1 егерь приходится на 17 000 гектаров, тогда как нужно 1-го на 5. Они на это жалуются, как на большую беду, хотя, кто им мешает увеличить их численность, не говорят.

Пользователи говорили о субъективных причинах. Может, они правы,  на местах все выглядит по-другому?

Вот смотрите, это пометки из выступлений директора  РЛП «Ганитно-степовое Побужье» и других: «...первичные охотничьи коллективы не эффективны». Я задал вопрос - а чего вы их не реорганизуете? В ответ молчание. А потом рефреном зазвучало: «Все, что можно, мы делаем в рамках средств - а средств у нас нет».

Валерию Макарову задали вопрос о разведении зверей и о выпуске их в дикую природу. Он ответил, как в анекдоте. «Разводить и выпускать их на природу абсолютно нецелесообразно, ведь пока их разводят, они становятся абсолютно домашними, и когда их выпускают на природу, они все равно дохнут». В общем, ничего делать не нужно, пускай природа сама восстанавливает численность зверей, а мы будем наблюдать и сопереживать.

Смотрите вот, буквально, дословно цитирую: «...мы заготовляем корма, и они приходят в негодность на тех базах. Нам несвоевременно указания дают по использованию кормов - то их использовать, то их не использовать. Вообще ничего не понятно...».

Действительно, не понятно...

Вот-вот. Каким это образом пользователь охотничьих угодий, который отвечает по закону и по договору за состояние дел, в хозяйстве, руководствуется чьими-то указаниями? Как им использовать, например сено? Бросать где-то на подкорм, или не бросать его? Затем   стоять и смотреть, как на охотничьей базе эти корма, заготовленные рядовыми охотниками или купленные на их деньги, гниют. Это что-то совсем непонятное.

Итог один -  колхоз есть - срочно присылайте колхозников. В виде тех же зверей, птиц, денег и т. д., и т. п.

Вывод напрашивается сам собой - все нынешние пользователи охотничьих угодий являются нерачительными хозяевами и некомпетентными менеджерами. Они не выполняют требования законодательства и требования договоров по отношению к охотничьему хозяйству и его ведению. Сегодняшних пользователей нужно менять на эффективных. Я это сказал им абсолютно прямо. И более того, назвал и предложил внести в протокол коллегии, определение о том, что такая деятельность руководителей охотничьих хозяйств имеет все признаки должностного преступления.

Какое преступление? Они просто ничего не делают и все...

Именно преступление, так, как это не только определенная деятельность, но также и намеренная бездеятельность. Имеются все  для того, чтобы досрочно прекратить их права пользования охотничьими угодьями, и на конкурентной основе создать новые охотничьи общества. Причем, по моему глубокому убеждению, делать их нужно на основании нынешнего состояния норм земельного кодекса. Потому что, как мы знаем, с того времени, когда принималось охотничье законодательство, когда внедрялись нормативные права на охоту, все угодья были государственными. Сегодня же большая часть  земель, где ведется охота, являются землями частными и, как правило, землями сельскохозяйственного назначения. Значит, браконьеры, а также легальные охотники, этим землям и посевам наносят огромный вред.

Для того, чтобы был сбалансирован подход к охотничьему и сельскому хозяйствам, нужно создавать на местах новые охотничьи общества при участии селян, землевладельцев, значительная часть которых является также и охотниками. Обязательно согласовывать свою работу с сельскохозяйственными предприятиями, которые организовывают свое  производство на этих землях.

Деньги все равно какие-то нужны?

Безусловно, необходим определенный уровень инвестиций в развитие  охотничьего хозяйства. Потому что законодательство, вы будете смеяться, предусматривает инвестиции от пользователей охотничьих угодий в размере... не угадаете никогда - 100 гривен на тысячу гектаров в год. То есть это то, что по закону пользователь охотничьими угодьями должен вкладывать в развитие охотничьего хозяйства. За одну только охоту законопослушные граждане, которые выходят на зайца и идут пешком, а не едут на джипе или тракторе, во много раз больше наносят вреда, чем это узаконено. Я, например, не призываю к инвестициям со стороны охотничьих обществ в сельское хозяйство - пусть вкладывают средства в воссоздание животного мира, охотничьей фауны.

Аркадий Алексеевич, вы как человек системный уже, наверное, набросали для себя алгоритм деятельности для наведения порядка в лесном и охотничьем хозяйстве области? Можете их озвучить по пунктам.

Конечно. Во-первых, предложил коллегии подготовить все материалы для того, чтобы вынести этот вопрос на сессию областного совета. Во-вторых, прекратить права пользования нынешних охотничьих обществ и провести в СМИ определенную информационную кампанию, чтобы довести до каждого заинтересованного охотника в селе то, что они имеют право создать свое общество и таким образом стать реальными хозяевами охотничьих угодий. В-третьих, согласовать в будущем границы охотничьих угодий, с целью их привязки, к границам землевладений и границам административных районов. В-четвертых, поднять важный вопрос об этике охотников. Они должны придерживаться чистоты не оставлять после себя кучи мусора и не устраивать грандиозных кострищ.

Целью всех мероприятий, которые не требуют масштабных капиталовложений, должна стать новая система пользования, которая бы базировалась не на государственном, а на частном инвестировании в воссоздании охотничьей фауны.

Беседовал : Федор Левченко

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив