Николаевщина: Украина или «Новороссия»? ЧАСТЬ 1
От автора
Я не поддерживаю никакую политическую силу и не подыгрываю никому из политиков. Кроме того, считаю использование истории в политических целях — дешевой, ни к чему хорошему не приводящей, спекуляцией.
Однако те дискуссии, свидетелем и невольным слушателем которых я становлюсь едва ли не каждый день, побудили меня сделать краткий исторический обзор развития Николаевщины, чтобы попытаться разобраться в вопросах украинской и российской колонизации Северного Причерноморья.
Казачье прошлое Николаевщины
Степи Северного Причерноморья в период Нового времени были малозаселенными и служили своеобразной буферной зоной между христианской Европой и мусульманской Азией. В конце XVII века Российская империя начала вести с османцами активную войну за выход к Черному морю и колонизацию прилегающих к нему территорий. Вместе с боевыми действиями в начале XVIII века закладываются новые и реорганизовываются уже существующие поселения.
Это самая распространенная версия происходящих событий, с которых начинается «русское» прошлое Николаева и Николаевской области. Но так ли было на самом деле? Действительно ли русские были первыми колонизаторами нашего региона?
При изучении источников становится достаточно очевидным, что колонизация современной Николаевской области началась немного ранее начала XVIII века и отнюдь не Россией. Значительную роль в освоении Дикого поля сыграло запорожское казачество, которое николаевские степи стало осваивать еще со второй половины XVII века.
Так русский историк и чиновник Дмитрий Бантыш-Каменский в своей книге «История Малой России со времен присоединения оной к Российскому государству...» пишет, что часть современной Николаевщины уже в 1657 году была во владении Богдана Хмельницкого.
Советский и украинский историк, «почетный краевед Донетчины» Василий Пирко в своей докторской диссертации «Освоение Степной Украины в XVI-XVIII веках» приводит несколько фактов жизни запорожского казачества в степях современной Николаевщины еще до российской экспансии.
В 1676 году, когда Подолье попало под власть Османской империи, большинство местного население отправилось на Восток.
Кроме того, Пирко считал, что казачьи укрепления в этом районе существовали уже с конца XVI века.
Немного позже (1710-1714 г.) казачье присутствие в степях современной Николаевщины упоминается в «Истории о казаках запорожских» Семена Мышецкого, созданной по рукописям, хранящимся в библиотеках князя Михаила Воронцова.
В этой книге интересно описана жизнь беглых «мазепинцев». После смерти Ивана Мазепы гетманом стал Пилип Орлик. Не смотря на то, что Орлик находился под подданством крымской власти, старшины и казаки дань татарам не платили. Более того, казаки Орлика в пределах современной Николаевщины имели свой «бизнес» — перевозы на реке Буг.
В 1734 году запорожцы основали Новую Сечь, которая, как говорится в «Истории о казаках запорожских...», состояла из пяти паланок. Одна из этих паланок — Бугогардовская — занимала часть современной Николаевской области.
За время существования Бугогардовской паланки часть современной Николаевщины буквально «обросла» запорожскими зимовниками.
По данным «Топографического описания...» 1774 года, которое составляли подданные российской императрицы, на берегах Ингула находилось 17 запорожских зимовников, на берегах Буга — 7, Мертвовода — 4, Еланца — 5, Сухого и Куцего Еланца — по одному.
О том, что в бассейне реки Буг, от современного Первомайска до современного Николаева, с начала XVIII века господствовали запорожские казаки, говорится и в «Историко-этнографическом и хозяйственно-статистическом описании Щербановской волости» Тихона Осадчего, которое было опубликовано в 1891 году под издательством Херсонской Губернской Земской Управы.
В описании сказано, что именно эти поселения в последствии и составили два полка Бугского казачьего войска. Бугское казачество было собрано преимущественно из «малоросов». Также в него входили молдаване, волохи и поляки.
Проект «Новороссия»
Активная колонизация Причерноморья Россией началась только после полной ликвидации Сечи в 1775 году. Примерно в это время русские начинают исследовать территорию и заселять Побужье первыми иммигрантами.
«Пилотный» запуск административно-территориального проекта «Новороссийская губерния» состоялся в 1764 году. Земли современной Николаевщины вошли в границы Новороссии только в 1776 году. Первыми поселениями, вошедшими в состав Новороссии, оказались населенные пункты Новогригорьевское, Соколы (Вознесенск), Раковец, Арнаутовка, Скаржинка (Трикраты), Михайловка и Троицкое. В поселениях, в основном, жили бугские казаки.
Впрочем долго нашим населенным пунктам в составе Новороссии находится не пришлось – уже в 1783 году эта губерния была ликвидирована, вышеуказанные населенные пункты были включены в Александровский уезд Екатеринославского наместничества.
Вторая попытка создать «новую россию» была предпринята в 1796 году Павлом І. В этот раз в состав Новороссийской губернии были включены все современные земли Николаевщины, которые на тот момент были частью Херсонского, Елисаветградского, Ольвиопольского уездов.
Все эти территориальные изменения на бытовую жизнь обыкновенных крестьян не влияли – большей степени административные реформы отражались лишь в официальных инстанциях. В реальной же жизни все оставалось по-прежнему: николаевские степи продолжали называть «Полем», жителей этих степей звали по национальностям. Украинцы, например, откликались на «украйнцев», «казаков», «запорожцев», а также в шутливом или негативном тоне их называли «хохлами». Понятие «малорос» фигурировало преимущественно в документах и научных академических дискуссиях.
Впрочем, и на этот раз Новороссия долго не просуществовала — в 1802 году ее снова упразднили, а населенные пункты распределили между несколькими другими губерниями.
Несмотря на активное строительство России в этом крае, украинцы, населявшие его и составляющие среди всех этносов большинство (статистический анализ ниже), имели достаточно много вольностей и свобод. Казаки даже были освобождены от воинской службы. Так продолжалось до 1817 года, пока не началось активное реформирование армии Российской империи и образование уланских полков. На территории нынешней Николаевской области таких было сформировано два: Вознесенский и Ольвиопольский.
В «Описании...» Тихона Осадчего говорится, что местные жители вспоминали те времена с негодованием и ужасом.
Первый Бугский уланский полк состоял из г. Вознесенска и сел Сокольская переправа, Раковая, Новогригорьевка, Арнаутовка, Белоусовка, Михайловка, Щербани, Дымовка и Солоное. Второй — из сел Федоровка, Троицкое, Касперовка, Ново-Петровское, Гурьевка, Константиновка, Баловная, Матвеевка, Себино и Ингулка.
Как пишет Осадчий, контингент уланских полков пополнялся не только местными жителями и иммигрантами, но и благодаря «привозным» детям.
Кроме того, приезжим уланам предлагали жениться на казачках, взамен освобождая их будущих жен от повинностей. То есть велась активная ассимиляция украинских женщин с преимущественно русскими солдатами.
С упразднением в 1802 году Новороссийской губернии осталось лишь Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство с центром в Одессе, которое контролировало деятельность, в том числе и херсонского губернатора.
В один из ключевых и переломных для Украины моментов — во времена гражданской войны — деникинцы создали на территории все того же Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства Новороссийскую область Вооруженных сил Юга России.
Такое образование просуществовало всего-то ничего — менее года. Кроме того в период смуты кто только не объявлял юг современной Украины своей территорией: и белогвардейцы, и красногвардейцы, и казаки, и петлюровцы...
В 1920 году Новориссийская область была упразднена после включения Николаева, Херсона и Одессы в Украинскую ССР. С тех пор о Новороссии не было слышно лет восемьдесят — до тех пор, пока Украина не встала на новый этап развития.
Этнолог Степан Макарчук пишет о том, что в Одессе в 1990 году начала активно действовать шовинистическая организация «Демократический союз новоросов».
В нынешнее время термин «Новороссия» снова стал востребован для отдельной группы людей, однако уже на фоне новых геополитических реалий и в условиях тяжелого кризиса в Украине.
Статистика знает всё!
Первые переписи населения практически не отличались от сегодняшних – специально подготовленные люди ходили по дворам и расспрашивали у местных жителей, каким они владеют языком, сторонниками какой религии являются. Национальность определялась, главным образом, по языку, которым владел человек. Перепись так и называлась — подворная.
По данным подворной переписи 1883 года в Елисаветградском уезде (которую цитирует Тихон Осадчий) этническим большинством были украинцы — 72% от всего населения. Второй по численности этнической группой были молдаване — 11,3%. Третьими — русские — 8,52%. Четвертыми — евреи — 6,1%. В пределы описываемого уезда включались и наши современные николаевские территории: Братская, Вознесенская, Еланецкая, Казанская, Трикратская, Щербановская волости.
Украинцы являются преобладающей группой не только в общей массе населения, но и в каждой сословной группе по отдельности. Если брать среднестатистическую волость, например, Щербановскую, то здесь только одно село было, где украинцы по численности находились на третьем месте.
В селе Щербани господствующим этносом были молдаване — 1482 человека, вторые по численности русские — 339 человек, затем только украинцы — 372 человека. Во всех остальных селах волости (Троицкое, Михайловка, Белоусовка) превалировали украинцы. В Белоусовке и Троицком русских и вовсе на то время не было.
Евреи же доминировали только в Вознесенске. Об этом свидетельствуют данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. По состоянию на это время в Вознесенске проживало 5859 евреев, 5649 украинцев и 2583 русских.
В Николаеве в 1897 году большинство составляли русские, вторыми были евреи, третьими — украинцы. Преобладание русских было связано с переселением их с разных уголков империи в поисках работы и лучшей жизни.
В Ольвиополе (Первомайск) и Очакове доминировали украинцы. Однако если в Очакове русские были второй по численности группой, то в Ольвиополе их было совсем мало — 271 человек, тогда как украинцев здесь проживало более 5 тысяч.
К 1926 году ситуация с населением практически не меняется. Разница лишь в том, что доля украинцев в городе увеличивается по отношению к предыдущему показателю. В 1926 году перепись проводилась в трех округах, которые составляют практически всю сегодняшнюю территорию Николаевщины: Николаевский (Николаев, Вознесенск, Новый Буг, Новая Одесса, Веселиново), Зиновьевский (Братское, Арбузинка) и Первомайский (Первомайск, Врадиевка, Доманевка, Кривое Озеро).
В Николаевском округе была самая многочисленная группа русских (17,7% от доли населения), но большинство все равно составляли украинцы (61,2%). Зиновьевский округ населяло 82,8% украинцев и 8,9 % русских. Совсем маленькая доля русских в Первомайском округе — всего лишь 2,6 %, тогда как украинцев здесь исчисляли более полумиллиона (86,9%).
С выделением отдельной Николаевской области этническая ситуация практически не изменилась. По данным всесоюзной переписи населения 1959 года, в области проживало 822828 (81,16%) украинцев и 139233 (13,73%) русских.
На протяжении следующих двадцати лет данные статистики колебались крайне несущественно. Заметные изменения появились только к 1989 году.
По показателям Всесоюзной переписи населения 1989 года доля украинцев в Николаевской области сократилась до 75,55%, а русских, наоборот, увеличилась до 19,42 %. Но, как видно, большинство жителей области все равно себя идентифицировали украинцами.
За период независимости Украины была проведена лишь одна перепись населения — в 2001 году. По этим данным видно, что доля украинцев выросла по отношению к периоду перестройки. Показатель стал практически таким же, как по переписи 1959 года: украинце — 81,91%, русских — 14,05%.
Завершение
Выше были изложены лишь исторические факты и данные статистики, которые достаточно упорядочивают событийный ряд в очень колоритной и насыщенной истории южной Украины.
Этническая составляющая, конечно, важный, но далеко не единственный фактор, который предопределяет политику региона. Огромную роль играет и социально-культурный фактор.
Поэтому в следующей статье будут изложены основные этнографические черты наиболее выделяющихся народов Николаевщины: украинцев, русских, болгар, молдаван, евреев, немцев. Как именно индивидуальные черты перечисленных этносов (от ведения хозяйства, особенностей кухни до обрядности, стиля одежды и места проживания) повлияли на межнациональный диалог?
Читайте также
Николаевщина: вклад разных народов в освоении области. ЧАСТЬ 2