В немецком колхозе

30.05.2012 в 12:43

 

«…При заселении русского пространства мы должны обеспечить имперских крестьян необычайно роскошным жильем. Германские учреждения должны размещаться в великолепных зданиях - губернаторских дворцах. Вокруг них будут выращивать все необходимое для жизни немцев. Вокруг города в радиусе 30-40 км раскинутся поражающие своей красотой немецкие деревни, соединенные самыми лучшими дорогами.


Возникает другой мир, в котором русским будет позволено жить, как им угодно. Но при одном условии: господами будем мы. Если славяне вдруг рискнут поднять мятеж против арийских господ, нам достаточно будет сбросить пару бомб на их города, и дело сделано…».


(Из речи Адольфа Гитлера 18 cентября 1940 года на совещании представителей Генштаба. // Россия и Германия в ХХ веке. Сборник архивных документов под ред. Г. Бордюгова, А. Фольперт. М., «АИРО», 2010, С. 1024)


Удивительное совещание произошло 18 сентября 1940 года в Берлине. Высшее нацистское руководство Германии обсуждало план использования сельскохозяйственных ресурсов Украины. Вышеприведенный отрывок полного стенографического отчета зафиксировал эмоции всех участников события.


Позже Адольф Гитлер обобщит свои наблюдения: «…Украина просто несказанно прекрасна. С борта самолета кажется, что под тобой земля обетованная. Климат на Украине гораздо мягче, чем у нас в Мюнхене, почва необычайно плодородна, а люди - в частности, мужчины - ленивы просто до невозможности…».


Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер поставил виртуальный план реформирования сельского хозяйства на завоеванных украинских землях в практическую плоскость. Вот что он произнес на заседании начальников штабов управления тылом Восточного фронта: «… Южные пространства Украины представляют собой неограниченный ресурс продовольствия. Эти земли способны прокормить не только Германию, но и всю нашу Европу. Необходимо организовать население для производства и доставки всех необходимых продуктов…».


И далее: «…Деревни, заселенные вооруженными крестьянами, станут основой наших поселений на востоке - и одновременно их защитой; они будут фундаментом великой европейской оборонительной системы, которую фюрер построит после победоносного завершения войны… Вождь крестьянской общины станет командиром военно-крестьянской деревни. Каждая деревня с 40 хозяйствами, крестьянами, их сыновьями и работниками своей боевой силой будет примерно соответствовать роте, а ротный командир будет жить в усадебном доме. Так мы создадим единственную форму демократии, подходящую для демократических людей, - новое германское государство преданных граждан, основанное на поселениях германских крестьян-воинов».


Экономическую часть генерального плана «Ост» немецкое командование постоянно корректировало в течение всей восточной компании. В зависимости от ситуации на фронте менялись инструменты выкачивания ресурсов завоеванных территорий. Оккупационные администрации несколько раз пытались «реформировать» сельское хозяйство Украины, однако вскоре стало понятно, что самым эффективным способом ограбления населения остается… старый добрый советский колхоз – изобретение большевиков.


 

В советском колхозе



Что представляло собой сельское хозяйство Николаевщины к 1941 году? По данным энциклопедии «История городов и сел. Николаевская область» на территории корабельного края действовали 1317 колхозов, 65 совхозов, 61 МТС. На полях работали 7328 тракторов и 3982 комбайна. За предвоенные годы было построено 1317 молочнотоварных ферм, 1302 свинофермы, 1245 овцеферм, в которых содержалось 318 900 голов крупного рогатого скота, 103 922 свиньи и 204 127 овец.


Авторы энциклопедии констатировали: «… Коллективизация сельского хозяйства, ликвидация последнего эксплуататорского класса – кулачества, организация советских хозяйств знаменовали собой коренной социальный переворот в жизни крестьянства, изменили весь уклад деревенской жизни, привели к созданию современного крупного сельскохозяйственного производства…».


124 400 бывших единоличных крестьянских подворий составили основу коллективного аграрного хозяйства Николаевской области. Как реально производилось распределение прибавочного продукта (прибыли) среди колхозников? На этот вопрос дают ответ, сохранившиеся в Херсонском архиве, счетные книги колхоза им. Карла Маркса Врадиевского района.


Интересен сам перечень государственных повинностей. Условно его можно разделить на три группы: отработочная повинность, натурально-продуктовая и денежная.


Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум трудодней, как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность включались обязательства по гужевым перевозкам, ремонту дорог и посадке лесополос.


В 1939 году постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 в год. К 1941-му этот минимум был увеличен и составил: 150 трудодней для женщин и 200 – для мужчин.


Колхозникам за один трудодень полагалось вознаграждение. В счетных книгах зафиксирована сумма 49 копеек. Однако 50% этого заработка забирало себе правление колхоза по статье «Общественные нужды».


В 1932-1933 годах коллективные хозяйства получили обязательства по государственным поставкам. Это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые селяне производили сообща и… на своих личных подворьях.


Если в 1939-м колхозный двор должен был сдать в год 32-45 килограммов мяса, то к 1941 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Одно колхозное подворье было обязано отдать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Госпоставки регламентировали количество шерсти, картофеля, овощей и других продуктов с каждого приусадебного участка.


Плюс к натуральному оброку все врадиевские колхозники облагались денежным налогом – 20 -35 рублей в год. С 1941-го эта сумма увеличилась на 100%.


Бухгалтерские книги врадиевского колхоза им. Карла Маркса фиксируют любопытные косвенные платежи. Крестьяне платили за… рыбалку, собак и котов, холостяцкий налог, за транспортные средства – брички, велосипеды и телеги, платили за баню и… туалеты.


После того, как все выплаты производились, колхозники обязаны были отчислить средства на содержание сельской школы, фельдшерского пункта + «добровольное» приобретение облигаций государственного займа (советское правительство никогда не отдаст людям эти деньги).


За отказ от выполнения повинностей селян ожидали штрафы и высылка в северные районы страны. Эта феодальная эксплуатация колхозников оплачивала быстрые темпы довоенной индустриализации.


Состояние перманентного голода преследовало крестьян. Военный комиссар Братского района докладывал в 1939 году областному военкому о том, что «осенний набор новобранцев в РККА удалось выполнить частично по причине общего нездоровья и дистрофии граждан призывного возраста…».


Победное наступление вермахта летом 1941 года породило у крестьян надежду вернуться к прежнему частному землевладению через справедливое паевание бывшей колхозной земли. Многие исследователи полагают, что именно эта надежда побуждала основную массу деревенского населения сотрудничать с немецкими оккупационными властями. Так ли это на самом деле?


 

Старый - новый аграрный порядок



Еще в декабре 1940 года германское командование создало экономический штаб «Ост», который должен был заняться эксплуатацией ресурсов оккупированных территорий Советского Союза. В протоколе заседания этого штаба от 2 мая 1941-го было записано: «… Война может продолжаться только в том случае, если в 3-м военном году все германские вооруженные силы будут обеспечены продовольствием за счет России. Десятки миллионов людей будут обречены на голодную смерть, ежели мы не извлечем из страны все необходимое для нас…».


Поначалу никто не думал ни о какой целенаправленной аграрной политике. Гренадеры вермахта в захваченных селах вели себя, как саранча. Жительница села Сергеевка Братского района Николаевской области Александра Андреевна Плетнева, свидетельские показания которой приобщены к материалам Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, вспоминает: «.., Первые немцы появились в деревне 7 августа 1941 года. Мотоциклисты проехали через село не останавливаясь, а к вечеру появились солдаты, которые расположились ночевать… Женщин заставили готовить ужин, а сами пошли по сараям давить птицу и резать свиней… Забрали куриные яйца, заставили сдоить коровье молоко и утром ушли… Через три дня приехали на мотоциклах жандармы. Они переписали всех. Затем забрали агронома и трех 17-летних мальчишек и куда-то увезли. Через неделю в деревню прислали старосту, который провел инвентаризацию всего колхозного имущества и угрозами заставил вернуть то, что люди забрали себе…».


Уже в начале октября 1941-го территория Николаевской области уходит из-под юрисдикции фронтового командования вермахта и в селах появляются оккупационные администрации тыла. Именно они начали претворять директивы экономического плана «Ост» в жизнь.


Здесь нужно послушать свидетельские показания жительницы села Вольное Запорожье Новобугского района Николаевской области Марии Глебовны Зарубиной, которые тоже приобщены к материалам Чрезвычайной Государственной комиссии: «… Осенью нас всех собрали на площади возле сельсовета и объявили о том, что колхоз распущен и что теперь все должны каждый день кроме воскресенья ходить на работу. Работали мы на общем поле, отмечал трудодни староста из русских немцев (фольсдойче – авт.), в подчинении которого было четыре полицая…Каждый двор должен был сдавать ежемесячно 30 яиц, 60 литров молока и 8 килограммов мяса битой птицы. С общего поля забирали пшеницу и рожь по 7 центнеров с гектара. Весь приплод от свинохозяйства немцы брали себе… На следующий год нам едва хватило хлеба на озимый засев…».


В первый год оккупации немцы практически сохранили всю советскую номенклатуру налогов и сборов. Они оставили подушный денежный налог – 120 рублей со взрослого и 60 рублей с ребенка до 16 лет, оставили налог на собак – 200 рублей, на бани – 70 рублей и сбор за помол зерна – 5 килограммов муки с мешка.


Разоренное войной село не могло выдержать такого пресса. В бывших николаевских колхозах осталось 20 – 30% тягловых лошадей от довоенного количества, единицы тракторов и комбайнов. Поголовье крупного рогатого скота сократилось к 1942 году на 60%. Крестьяне по-прежнему голодали и, как в старые добрые времена, прятали свое зерно.


Поражение немцев под Москвой, похоронило блицкриг. Стало ясно, что война превратилась в затяжное мероприятие. Нужно было менять способ хозяйствования на завоеванных территориях, чтобы более эффективно выкачивать продовольственные ресурсы для армии.


16 февраля 1942 года немецкие тыловые администрации зачитали крестьянам постановление об отмене колхозов и новом порядке землепользования. Суть его сводилась к следующему: все законы, декреты и постановления советского правительства, касавшиеся создания, управления и ведения коллективных хозяйств, упразднялись; земля переходила в ведение германского сельскохозяйственного управления и должна была обрабатываться крестьянскими общинами под руководством управляющих.


В общинах устанавливалась круговая порука по выполнению денежных и натуральных налогов. Переход к индивидуальным личным хозяйствам разрешался лишь в том случае, когда выполнялись обязательства по натуральным поставкам сельскохозяйственному управлению.


Заключительная часть постановления звучала пафосно: «…Введение частной собственности на землю для крестьян является признанием их заслуг в деле сельскохозяйственного производства. Приложение всех усилий к восстановлению сельского хозяйства в освобождённых областях и в дальнейшем является священным долгом крестьянства, которое этим содействует окончательному низвержению большевизма».


Программа перехода к частному землепользованию была рассчитана на 20 лет. Немцам физически не хватило времени реформировать советский колхозный строй. Крестьянство на оккупированных территориях автоматически перешло из социалистических колхозов в нацистские.


За годы оккупации захватчики выкачали из завоеванных территорий продовольственных ресурсов на общую сумму в 14 миллиардов рейхсмарок. По самым осторожным подсчетам «вклад» сельского хозяйства Николаевской области составил 1 миллиард 200 миллионов рейхсмарок.


 

Древние надежды и древние разочарования



Почти все исследователи, которые плотно занимаются историей сельского хозяйства, отмечают стойкий феномен в сознании российского крестьянства. В 1812 году во время французского нашествия Наполеон на территориях захваченных губерний отменял крепостное право и объявлял всех свободными людьми. Однако крестьяне не поддались соблазну. Против французов развернулась массовая партизанская война. Тогда же распространились слухи о том, что после победы «над французом», всем дадут вольную. Народ хотел получить свободу от СВОЕГО царя, а не от ЧУЖОГО императора.


Аналогичная ситуация сложилась в крестьянской среде к моменту завершения Великой Отечественной войны. Люди верили, что после победы над врагом, Сталин отменит все колхозы и раздаст землю народу. Они верили и… ошиблись. Ошиблись так же, как и 130 лет назад.


После войны советское правительство увеличило прямые и косвенные налоги на разоренное село. Если в 1940-м расчетная норма доходности коровы (общая сумма начисления налога) составляла 600 рублей, то в 1948 году – 3500 рублей, свиньи – 300 и 1500 рублей, сотки картофельного огорода – 12 и 120 рублей, козы или овцы – 40 и 350 рублей, соответственно. В 1947-м средний двор в УССР за год платил до 370 рублей сельхозналога, а в 1951 году – уже 519 рублей.


Были сохранены налоги на собак, домашнюю птицу, плодовые деревья и бани. На содержании колхозов по-прежнему оставалась вся культурная, образовательная и медицинская инфраструктура села.


В 1952 году состоялся апофеоз сталинской налоговой политики – платежами были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни.


До войны многострадальное советское село оплачивало индустриализацию СССР, после победы над врагом – восстановление всего разрушенного хозяйства страны.


Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив