Закат николаевского ремесла

31.03.2009 в 14:23

«В день Вознесения Господня распоряжением Его Высокопревосходительства главного командира флота и портов Черного и Каспийского морей и николаевского военного губернатора Николая Васильевича Копытова торжественно открылась первая промышленно-ремесленная выставка в Николаеве.


В течение трех недель проходило состязание в качестве изделий между изготовителями известных заграничных мануфактур и городских ремесленных мастерских. Это была настоящая победа честного труда… Фаэтон бельгийского мануфактуриста Бертье и экипаж итальянца Меланелли не выдержали двухверстной гонки по мостовой и повредились на перекрестке Мещанской и Херсонской улиц. Карета николаевского мастера Распопова благополучно преодолела все дорожные препятствия… В других состязаниях наши изготовители тоже были первыми…».


(Бюллетень Николаевской общей ремесленной Управы от 25 мая 1892 года).


Испытание


В конце ХIХ века все промышленные европейские страны охватил экономический кризис, который отразился и на экономике Российской империи. Кризисное состояние переросло в затяжную депрессию, обострившуюся последствиями неурожая 1891 года. Падение покупательной способности населения и свертывание торговли привели к массовому закрытию мелких фабрик, кустарных мастерских и, как следствие, росту безработицы.


Ремесленное производство медленно умирало, и реанимировать кустарей в условиях замкнутой торговой инфраструктуры Николаева было трудно. Агония ремесла грозила непредсказуемыми социальными последствиями.


На 1 января 1891 года, по данным губернской статистики, в городе было 131 предприятие и 900 мелких кустарных производств, которые вырабатывали продукцию на 1 миллион 157 тысяч рублей и давали заработок 3 772 рабочим и 2 114 ремесленникам. Последние были организованы в цеха: цирюльный, шапочный, кузнечный, купорный, портновский, золотой, часовой, столярный, каретный, сапожный, колбасный, булочный… - всего 18 изолированных корпораций. Каждая обладала уставом, гербом, флагом, привилегиями и обязанностями перед обществом.


Замкнутые ремесленные цеха в Николаеве давно испытывали давление недобросовестных конкурентов из-за рубежа. Соседство с порто-франковской Одессой, потоки контрабандных товаров и слабая протекционистская политика правительства разоряли местных цеховиков, заставляя их работать на пределе положительной рентабельности. Люди предпочитали дешевый фабричный товар в красивой упаковке качественному (штучному) и дорогому ремесленному изделию.


5 апреля 1890 года старшина часового цеха Моисей Варсон жаловался голове ремесленной управы Василию Петриковскому: «На военном рынке завезены большие партии серебряных брегетов Мота (немецкая часовая фирма) по цене от 7 до 12 рублей с цепом. Товар контрабандный, потому что настоящий Мот с цепом стоит ровно в четыре раза дороже… Необходимо подать в полицию на разносчиков, которые наводнили город этим хламом».


Наступивший кризис грозил добить ремесленников окончательно. Половина населения города должна была в короткое время оказаться за чертой бедности. Такого испытания на прочность город не проходил с 1856 года, когда после Крымской войны Николаев едва не исчез с административной карты Российской империи.


Сухопутная проблема


Вице-адмирал Николай Васильевич Копытов был назначен на должность николаевского военного губернатора 1 января 1891 года. Практический моряк сразу столкнулся с чрезвычайной ситуацией на суше и отреагировал на нее оперативно. Губернатор по-флотски разделил сухопутную проблему на части. Первое - ремесленники разоряются потому, что не могут продать свой товар; второе - товар не покупают из-за того, что в городе полно контрабанды и легальных дешевых изделий из Одессы; третье – местный рынок имеет неадекватную емкость. Стотысячное население города не в состоянии выкупить все производимые товары и услуги.


Вице-адмирал подумал и обратился к старшинам ремесленной управы с письменным предложением, которое звучало так: «Недород в минувшем году хлеба, а также воспрещение вывоза за границу зерновых продуктов вызвали в Николаеве заметное уменьшение ежегодных заработков, что крайне неблагоприятно отозвалось на благосостоянии рабочего люда. К числу наиболее пострадавших следует отнести ремесленников и кустарей, которые дошли до бедственного положения… Я пришел к убеждению, что выходом из создавшегося положения может послужить выставка изделий местных предметов ремесленного класса и произведений промышленности. Необходимо расширить коммерческие сношения Николаева с окружающими местностями и распродать скопившиеся во время товарного застоя предметы ремесленного производства…».


Старшины поддержали идею выставки и решили открыть ее 14 мая 1892 года к празднику Вознесения Господня. Параллельно губернатор издал ряд указов, ужесточающих карантинный контроль всех промышленных и продовольственных товаров, поступающих в город. Поток одесской контрабанды был на короткое время перенаправлен в другие губернии. Затем он подписал с городским головой В. А. Даценко временный меморандум об отмене ограничений на регистрацию мануфактурной торговли, трактирных и обжорных мест. Численность мелких торговцев в Николаеве резко возросла, а… дешевая контрабанда исчезла. Легальных оптовиков искусственно долго проверяли на одесской карантинной таможне. Товары в Николаев попадали по избирательному списку. Губернатор каждое утро имел у себя на столе рапорт полицмейстера с номенклатурой розничных цен на городских рынках. Если стоимость пуда муки повышалась на 10 копеек, то в город пропускались несколько подвод по фиксированной цене.


Население постепенно смирилось «с шоковой терапией». Торговцы брали скопившийся у ремесленников товар под реализацию и продавали его по непривычно высоким ценам, трактирщики покупали у местных крестьян продовольствие, а последние приобретали в лавках ремесленную мануфактуру.


Колесо провернулось. Население постепенно обрело платежеспособность. Люди стали покупать, производить и продавать.


Николай Васильевич Копытов разослал всем военным комендантам городов своего округа распоряжение: командировать в Николаев крупных промышленников, купцов, начальников портовых магазинов и оптовых поставщиков Черноморского флота «на представление» первой промышленно-ремесленной выставки в Николаеве 14 мая 1892 года.


Праздник честного труда…


Опыта организации подобных выставок в городе не было. Зато была цель – поддержать николаевских ремесленников, помочь найти им клиентов из других губерний. По замыслу губернатора, мелкие мастерские в Николаеве имели шанс стать частью какого-нибудь рассеянного мануфактурного производства, которое на то время было очень популярно среди деловых кругов России. В рассеянной мануфактуре колеса, например, делались где-то в Муроме, рессоры - в Туле, а фаэтон собирался в Москве. Через такую нехитрую кооперацию ремесленные цеха втягивались в орбиту капиталистической экономики и не «раздирали» внутренний рынок провинциальных городов.


Выставка была организована в Спасском адмиралтействе. Под экспозицию отдали два этажа большого здания. Центральное место занимали образцы канатного производства, каютные приборы и оборудование береговых маяков. В левом крыле разместили продукцию заводов земледельческих орудий труда братьев Донских, К. А. Эссена, М. Г. Матвеевой, фургоны В. М. Петриковского, фаэтоны И. И. Зонненштуля, дрожки и кабриолеты Горха и Попельковского.


Журналист местной газеты «Южанин» отмечал «изысканность вкуса» оформителей мыловаренного прилавка завода Ходжаша и Пампулова, который «имел вид дорической колонны с разноцветными решетками». В навершии колонны стояла фигурка ребенка, а в нише - бюст А. С. Пушкина… «из мыла под мрамор».


Ремесленник Иван Якубовский показал модели кораблей «Двенадцать Апостолов» и «Екатерина II», А. А. Рюмина представила фотографические работы разных форматов, капитан И. Е. Григорьев выставил 48 пород почтовых голубей, пневматические водопойки для птиц, автоматические кормушки и дрессировочные гнезда.


Верхний этаж был заполнен дамским рукоделием. Здесь были образцы художественного плетения г-жи Кибер, цветы из гаруса m-lle Багненковой, изящное дамское белье и бумажные абажуры местных мастериц. Во дворе стояли крупные экспонаты – морские предостерегательные знаки завода Подлигайлова и герб Николаева из живых цветов от садового заведения Берга.


Сюжетная перипетия выставки была построена на состязательности. Посетителям демонстрировался «немецкий» (контрабандный) барометр, который показывал «на бурю» в солнечный майский день, и хороший барометр местного умельца Куприянова, стрелка которого честно указывала на «non pluire» (без осадков). Манильский канат, «привезенный из Ливерпуля», рвался под тяжестью трех пудов груза, но пеньковую веревку николаевских мастеров не могли порвать два владимирских тяжеловоза. Ремесленники корабельного края «одержали победу» во всех номинациях.


Выставка имела оглушительный успех. Она продолжалась неделю и плавно переросла в многолюдную ярмарку. Гости из Императорского Российского технического общества отметили в своих докладах положительный опыт «николаевского промышленного братства» в деле «вспомоществования кустарным промыслам в трудное время торгового застоя».


Нам сегодня неизвестно, кто и сколько заключил выгодных контрактов на этой первой ремесленно-промышленной выставке в Николаеве. Зато известно, что уже в 1893 году, когда в стране начался промышленный подъем, старшины ремесленной управы города решили повторить «праздник честного труда».


Николай Васильевич Копытов, как «антикризисный менеджер», самоустранился от этого мероприятия. За год губернаторства в Правительственном Сенате и Морском министерстве на него накопились несколько томов анонимных жалоб от крупных одесских спекулянтов и их покровителей. Из Санкт-Петербурга прибыли ревизоры, которые работали при штабе Черноморского флота целых два года. Николаевским ремесленникам удалось пережить трудные времена кризиса, но губернатору было совсем не до «праздников честного труда».


и его агония


Вице-адмирал Копытов много сделал для развития броненосного и миноносного судостроения в Николаеве. В его правление началось строительство двух мощных судостроительных заводов: «Анонимного общества корабельных верфей» («Наваль») и «Общества механического производства в Южной России» (Черноморский завод). Эти предприятия вызвали огромный приток рабочей силы. Город получил инвестиционный толчок и стал быстро развиваться.


Однако спасенные губернатором ремесленники оказались чужими на этом празднике. Они были обречены. Выставочная деятельность оживляла «сонные корпорации» только раз в год.


Последняя (четвертая) выставка состоялась в 1897 году. Было торжественное шествие старшин, были знамена, гербы и праздничный банкет… Закрытие четвертой выставки отмечалось с особой помпой. Никто из участников тогда не знал, что присутствует на похоронах кустарного производства.


В 1899 году сначала в США, затем в Европе разразился очередной кризис перепроизводства, через год он захватил и Россию. Избыток товаров стал причиной резкого падения цен на внутреннем рынке, предприятия обесценились, курсы их акций стремительно упали, производство сократилось.


Ремесленные цеха «умерли» первыми. Никто не собирался искусственно реанимировать старые сословные корпорации. 1 января 1902 года ремесленное управление в Николаеве было упразднено. Корпоративная солидарность «честных тружеников» осталась в прошлом. В 1909 году на ремесленное собрание, созванное городским головой для выборов делегатов на I Всероссийский ремесленный съезд в Санкт-Петербурге, из 900 человек прибыло только 70.


Николаев становился монохозяйственным судостроительным центром. Разношерстное ремесленное производство мигрировало в соседние города, чтобы снабжать корабельный край всем необходимым.



Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив