Украинский акцент мирового кризиса

12.01.2009 в 13:10

Сегодня о причинах кризиса, поразившего экономику Украины, говорят и пишут много и эмоционально. Пальму первенства держат политики. Они вдохновенно «открывают» избирателям глаза на глупых и вредных оппонентов, не забывая при этом демонстрировать свою белизну и пушистость. Впрочем, в стороне от темы не остались даже астрологи и коммерсанты. Как- то попалась на глаза пространная статья о причинах кризиса на постсоветском пространстве, изобилующая научными терминами и мистическим описанием грядущих ужасов всеобщего обнищания. В завершение своего повествования, ее автор дает запуганным читателям рецепт сохранения в смутное нынешнее время их сбережений и даже указывает точный адрес и телефон строящегося коттеджного местечка, где их надо закопать. 

 По роду деятельности мне более интересен экономический анализ причин и особенностей нашего кризиса, а не поиск ответов на вопросы, кто в нем персонально виноват и как, при этом, нагреть руки. Экономисты, в общем-то, свою точку зрения сформировали. Если вкратце, то это во- первых, внешнее влияние, вызвавшее резкое падение цен и заказов на продукцию главных наших экспортообразующих отраслей, то есть металлургии, химической промышленности и машиностроения, во-вторых, дефицит внешнеторгового бюджета, в–третьих, безудержное ипотечное и потребительское кредитование за счет привлеченных, в основном из-за рубежа ресурсов, в-четвертых, вливание инвестиций в сферу услуг, а не на модернизацию и реконструкцию промышленных предприятий и, наконец, массовое бегство капиталов из страны. 

 Все так, но уж больно много остается вопросов. Если падение цен на металл с августа прошлого года повергло Украину в такую печаль, то почему как-то не ощущалась радость тогда, когда они росли, достигнув в июле своего исторического максимума? Отчего владельцы металлургических компаний на так называемом западе полученную прибыль используют на совершенствование технологии производства, а владельцы Запорожстали, ее родимую, - на развитие сети супермаркетов, Ринат Ахметов – на мобильную связь и гостиничный бизнес, Мариупольский меткомбинат имени Ильича – на подъем сельского хозяйства? Какая напасть напала на гривню, вроде бы надменно попиравшую доллар в мае, что она теперь находится в свободном падении, уже обесценившись на 70%? Почему для американцев, немцев и прочих шведов рост цен и менее двух процентов в год – беда, а у нас в прошлом кризисном году на два процента больше двадцати, а в позапрошлом бескризисном на два процента меньше двадцати, и ничего? Как можно объяснить то, что рост цен на нефть у нас вызывает удорожание жизни, а вот их падение проходит мимо нашего рынка как-то незаметно? 
 Приходится признать, что ответы на эти и на многие подобные вопросы невозможно дать в строгих рамках экономической теории. Возьмем, к примеру судьбу многострадальной гривни. Мировой кризис распространялся волнами. Первая волна 2007 года, вызванная падением цен на акции известных американских банков и финансовых компаний, сказалась на экономике Украины положительно, как это ни парадоксально на первый взгляд. Спекулятивный финансовый капитал, питая определенные надежды на то, что кризис не будет распространяться со скоростью пожара, устремился на рынки развивающихся стран, демонстрировавших высокие темпы экономического роста. Тогда резко возрос приток иностранных инвестиций в экономику Украины. Кроме того, в 2007 году удалось привлечь иностранных кредитов на 24,3 млрд. дол. США. Однако, вторая волна мирового финансового кризиса, поднявшаяся в начале 2008 года, заставила инвесторов продавать приобретенные в предыдущем году акции и вкладывать деньги в сырье и энергетические ресурсы, цена которых стабильно повышалась. В условиях масштабного кризиса развивающиеся страны более подвержены риску, поэтому уже в марте зарубежные инвесторы стали избавляться от акций и облигаций украинских компаний в массовом порядке. Профессионалам стало ясно, что при таких условиях украинским компаниям будет сложно рассчитываться по иностранным кредитам, кредитный рейтинг Украины понизят, (что и случилось в июне) и для гривны настанут не лучшие времена. Тем не менее, в конце мая Национальный банк повышает курс гривни! Да еще как! Он вылетел за границы, установленного валютного коридора – 4,95-5,25 грн за доллар – чем была подорвана вера в прогнозируемость нашей валютной политики. Любопытно, что перед этим нацбанк создал искусственный дефицит гривни, активно изымая ее у финучреждений, а осенью никак не прореагировал на вывод капиталов за рубеж уже отечественными олигархами. Теперь он покупает гривню по высокому курсу, предоставляет банкам гривневые кредиты, на которые те покупают доллары, чем еще больше гробят национальную валюту. 

 Я далек от мысли, что в нацбанке сидят непрофессионалы. Но если все происходит так, значит, это кому-то выгодно. Ответ достаточно очевиден. Майское укрепление гривни было выгодно политикам, которые хотели показать результаты борьбы с инфляцией. Осенняя пассивность нацбанка играла на руку олигархам, вывезшим из страны свои капиталы, а сегодняшняя «исключительно последовательная» политика регулятора в интересах всех, кто имеет доступ к его ресурсам и информации о том, что он собирается делать завтра и т.д. и т.п. В общем, не просматривается только национальный интерес.

 Этот пример я привел не для того, чтобы влиться в стройные ряды критиков Национального банка. Это просто одна из иллюстраций низкой социальной ответственности властных структур и большого бизнеса, которая творит национальную модель кризиса, значительно более суровую для простых граждан, чем, скажем, в странах Европейского Союза. И таким примерам несть числа. Бизнес достигает конкурентных преимуществ не путем внедрения современных технологий и экономии ресурсов, а за счет «специфических человеческих отношений» с властью. Многие коммерческие банки извлекали доход до последней возможности, массово кредитуя, да еще и в долларах, игнорируя очевидные риски и предупреждения об опасности со стороны Международного валютного фонда. Местные власти раздали за бесценок близким людям и фирмам всю городскую землю, не обеспечив для кризисных времен никакого запаса финансовой устойчивости. В момент, когда всем украинским политическим силам необходимо объединиться для спасения страны, между ними усиливается вражда. Читатель без труда может продолжить перечень «наших достижений». В Украине много талантливых бизнесменов и красноречивых политиков, но очень мало настоящих государственников, то есть людей, ставящих интересы страны выше личных.

 Все это воспроизводит в обществе атмосферу колоссального недоверия. Сегодня по данным социологических исследований высокий заслуженный авторитет имеет только церковь. Недоверие, в свою очередь, раскручивает кризис дальше. Граждане забирают свои сбережения из банков и скупают доллары, банки почти не кредитуют, промышленные предприятия сокращают производство и идут на массовые увольнения. События поразительно напоминают аргентинский вариант девятилетней давности, приведший эту страну к экономическому коллапсу. Хочется верить, что нам хватит мудрости и мужества извлечь уроки из сегодняшнего смутного времени и выйти из него другими.

Георгий Рогов, заведующий кафедрой финансов
Национального университета кораблестроения,
Председатель правления общественной организации
«Наш город – Николаев».  


Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив