Суд над Горбенками - ответный удар Капацины. Часть № 1
Апеляционный суд
Вокруг Николаевского морского порта всегда кипели страсти. Да и неудивительно. Ни для кого не секрет, что в морском порту крутятся деньги, и не просто деньги, а очень большие деньги. Фактически, он всегда был «курицей», несущей «золотые яйца». На такой «лакомый кусочек» мало кому не хотелось бы наложить руку. Что, в принципе, и делается на протяжении последних лет. При этом все происходит, как в боевиках. Но - обо всём по порядку...
...Пик «борьбы за власть» над НМТП пришелся на июль 2005 года - после того, как Минтранссвязи уволило начальника порта Федора Бедина. Именно в 2005 году Николаев всколыхнула серия громких покушений на руководителей и экс-руководителей предприятия (5 ноября во дворе своего дома из автомата Калашникова расстреляли В. Капацыну; 5 февраля битами избиты Ф. Бедин и доверенное лицо (тогда кандидата на пост мэра) В. Чайки Александр Молчанов, а год спустя, 5 февраля 2006 обстреляли квартиру Ф. Бедина). Тогда на его место пришел Василий Капацына - бывший подполковник СБУ с большими связями в различных инстанциях. Увольнение Бедина объяснили просто - за время его деятельности КРУ Минтранса в ходе проверки выявило факт увода средств на сумму около 20 миллионов гривен. Но, что интересно - тогда это не было доказано ни в ходе самой проверки, ни в суде.
Примечательно, что нападение на Ф. Бедина и А. Молчанова произошло как раз накануне заседания суда по вопросу восстановления Бедина в должности и выплаты материальной компенсации за вынужденный прогул. Тогда преступники проломили экс-руководителю НМТП голову железным предметом и сломали правую руку. Ему пришлось перенести несколько сложных операций. Городской голова В. Чайка на экстренной пресс конференции, которая прошла 7 февраля, связал эти два нападения с начавшейся предвыборной кампанией. Как заявил тогда мэр, нападение на Молчанова, скорее всего, связано именно с надвигающимися выборами 2006 года и, по мнению В. Чайки, его таким образом хотели запугать. Как сказал мэр, связывать нападение на Молчанова с его профессиональной деятельностью в Николаевском морском порту нецелесообразно, так как он занимает маленькую должность, и его работа кардинальным образом не влияет на дела предприятия. А вот в случае с Ф. Бединым, по мнению Владимира Дмитриевича, могло быть 2 версии: одна - связанная с избирательной кампанией (на прошлых выборах он был главой избирательного штаба БЮТ Центрального района города), вторая - с предыдущей его профессиональной деятельностью в качестве начальника НМТП. Также примечательно, что и квартиру Ф. Бедина обстреляли как раз накануне заседания суда все по тому же делу, которое должно было состояться 11 сентября. Стоит отметить, что в тот вечер по непонятным причинам вокруг его дома (пересечение улиц Чкалова и Малой Морской) не горел не один фонарь. Выстрел прозвучал, когда Бедин вошел в комнату своей дочери. Пуля пробила оконное стекло, врезалась в бетонный потолок, срикошетила в стену и, потеряв убойную силу, упала на пол.
«5 февраля на меня напали на улице, как раз накануне судебного заседания по вопросу восстановления меня в должности. Я надолго «вышел из строя»: лежал в больнице. На 11 сентября назначен суд с предыдущей повесткой дня. На этот раз ситуация качественно изменилась в том плане, что Министерство признало справедливость моего требования. И подтвердило это признание письменно. По сути дела, как бы конфликт или прецедент исчерпан, нет предмета спора. Но поскольку есть судебный иск, Минтранс не возражает, чтобы было в наличии судебное решение, подтверждающее законность моего восстановления в прежней должности. Оно лишит Капацыну возможности оспаривать в суде мое восстановление на работе. Николаевский порт сегодня де-факто приватизирован и криминализован. Там правят бал криминальные элементы. И я могу назвать их - это Папиш, Рябикин, Капацына. Доказательства у меня есть. А у Капацыны их нет, он голословно обвиняет меня в связи с криминалитетом», - сказал в интервью Николаевскому бизнесу Ф. Бедин после выстрелов по его квартире. - «Когда я находился в Киеве, мне позвонили из Николаева и предупредили: бывший работник милиции, сейчас работник морпорта, что-то замышляет против меня, чтобы я не попал на суд. Я знал: что-то зреет. Меня и в Министерстве предупредили, чтобы я до суда побыл в Киеве. Это бы исключило возможность покушения. Но поскольку я надумал ехать домой, нужно было везти документы, меня снабдили охраной. В порту правят бал криминал и бывшие криминализированные милиционеры. Их там целая плеяда. Что с моим делом по первому нападению? Понятия не имею. Меня никуда не вызывают по этому вопросу. Насколько я знаю, оно «под сукном», может, и не закрыто, но и не открыто. Когда мне из прокуратуры приходит письмо, что, мол, товарищ такой-то, вам отказано в возбуждении уголовного дела: в действиях неустановленного лица нет состава таких-то и таких-то статей, извините.... Получается, я хуже бомжа: в одного стреляют и уже через час объявляют: стрелял, мол, Бедин, а другого чуть не убивают, и ничего (после покушения на Капацыну последний заявлял о том, что оно организовано его предшественником). Меня прибили здесь, я выжил совершенно случайно, и никому нет дела. Почему так? Капацына знает: если я вернусь в Николаевский порт, я все эти бандитские схемы поломаю, никто не будет воровским способом зарабатывать миллионы. Не будет! Вот почему меня боятся. Мне приписывают какие-то 20 миллионов, куда-то, мол, они делись. Так покажите - куда. Это ведь не иголка в стогу сена. Есть документы, счета, бухгалтерия хранится 3 года. Есть платежные поручения».
Так, что же представляет собой Василий Капацына, который занял пост руководителя НМТП после Федора Бедина? Он служил в КГБ, а затем, после распада СССР - в УСБУ: с 1982 по 1995 год. Уволился по собственному желанию в связи с ухудшением здоровья. При этом стоит отметить, что за 2 года до увольнения он создал фирму «Лот», занимавшуюся морским бизнесом. А по выходу из состава учредителей «Лота» В. Капацына образовал компанию «Пасифик Меритайм». Позже он создал еще ряд фирм, которые предоставляли весь спектр морского транспортного сервиса. Также интересным фактом является то, что на руководящих постах этих компаний, в основном, оказывались бывшие сотрудники СБУ, милиционеры, работники прокуратуры с «подмоченной» репутацией. Фактически за время своей деятельности ему удалось неконкурентным способом монополизировать морской бизнес.
Благодаря своим связям В. Капацына прокручивал довольно интересные схемы. Одна из них работала следующим образом. Судну выставляется счет по портовым и другим сборам без скидок и с использованием всей длины судна. Порту же при этом оплачивается сумма с учетом скидок и льгот и с использованием так называемой длины судна между перпендикулярами, которая меньше всей длины. Разница в суммах при проведении этой схемы достигает 50 тысяч долларов с одного судна.
А вот другой не менее результативный прием заработка денег, основанный на недогрузке судов на рейде. Фактически при распаузке судов, следующих в Днепро-Бугский порт, суда отгружаются до осадки 9,8 м. при глубине канала 10.3 м., т.е. с каждого судна без необходимости на рейде отгружаются мнимые 5-7 тысяч тонн груза. Конечно же, отгрузкой занимается капацыновская компания.
Но вернемся к началу повествования. 5 ноября 2005 года на В. Капацыну, тогдашнего руководителя НМТП, во дворе его дома было совершено покушение. В тот момент, когда он приехал домой и хотел поставить свою машину в гараж, в него начали стрелять из автомата Калашникова. Можно сказать, что ни одна пуля не достигла цели. За исключением касательного ранения в колено, которое, скорее всего, было рикошетным. При этом интересно другое. Согласно приговору Николаевского апелляционного суда, стреляли с расстояния 15 - 20 метров (кстати, это число в ходе следствия неоднократно менялось с 50 м до 15 м.). Насколько, скажите, нужно быть «косым» (извините за подобное слово), чтобы промахнуться с такого расстояния? Вы когда-нибудь слышали о том, что бы киллер, стрелявший в свою жертву, мало того, что «промахнулся» так еще и оружие выкинул через несколько кварталов? Но самое интересное не в этом. По данному делу проходят 6 обвиняемых - О. Щербина, С. Слижевский, Н. Викнянский, Плужник, а также отец и сын - С. и Е. Горбенко. Так вот... С. Горбенко до 2003 года являлся соучредителем компании «Пасифик Меритайм». С 2004 года находился на должности директора представительства государственного концерна «Укрморпорт» (относящегося к сфере управления Министерства транспорта и связи) в Турции и являлся организатором контейнерного морского моста Турция - Украина. Примечательным фактом в этой истории является то, что 26 ноября на конференции Николаевской областной организации партии Христианско-Демократический Союз С. Горбенко (на ней его избрали председателем областной организации ХДС) выдвинул идею создания «муниципального пароходства» и «морского транспортного узла» на основе судостроительной, судоремонтной и грузовой базы, которая уже имеется в порту. И вдруг 27 ноября арестовывают его сына Евгения Горбенко. Самого Сергея Горбенко арестовали 6 декабря. Как сказал следователь адвокату, это было сделано для того, чтобы он не мешал следствию.
По делу о покушении на В. Капацыну проходили 6 обвиняемых. И вот суд вынес свой вердикт по этому делу. С. Горбенко приговорили к 11 годам лишения свободы, Е. Горбенко дали 10 лет, О. Щербине - 9 лет, С. Слижевскому - 8 лет, Н. Викнянскому - 6 лет, Плужнику - 5 лет. Тем не менее, адвокаты осужденных уверены, что вину мужчин не доказали, да и не могли доказать, поскольку это дело было «заказным»...
Продолжение следует...