Рафаэль Гороян: о храме Святого Георгия, чиновниках и борьбе с ними до победного конца
Как уже сообщали «Новости-N», в минувшую субботу в Николаеве состоялось торжественное открытие и освящение Армянской апостольской церкви Святого Георгия, на строительство которой ушло больше 4 лет. По этому поводу в Николаев прибыли не только рядовые представители армянских общин со всех уголков Украины, - почетными гостями торжества стали Председатель Союза армян Украины Вилен Шатворян, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Украине Адраник Манукян, Глава Украинской епархии Армянской Апостольской церкви Григорис Буниатян, а также министр культуры Украины Михаил Кулиняк. Кроме вышеперечисленных лиц в торжестве приняли участие и представители местной власти — городской и областной. Приветствуя присутствующих, каждый из выступающих подчеркнул роль духовности в жизни человека, общества, страны в целом, и конечно же, высказал слова благодарности всем тем, кто принял участие в строительстве данной церкви. Их труд был отмечен Почетными грамотами, Благодарностями и даже медалями «За весомый вклад в развитие украино-армянских отношений». В число «медалистов» вошел и известный николаевский бизнесмен, Генеральный директор концерна «Прометей» Рафаэль Гороян, с которым мы встретились для интервью уже после открытия Армянской церкви.
- Рафаэль Ваагнович, Вы — один из тех, кто на открытии Армянской церкви был удостоен высокой награды за весомый вклад в ее строительство. Что Вы испытали, получая медаль?
- Во-первых, гордость за свой народ, известный сплоченностью, дружелюбием, толерантностью по отношению к представителям других национальностей, умением добиваться поставленных целей, верностью своим традициям и культуре.
Во- вторых, радость по поводу того, что на николаевской земле, ставшей для меня и моей семьи второй родиной, появился маленький кусочек Армении.
Армения — это моя этническая родина, а Украина — матушка, которая помогла мне состоятся как личности. Поэтому я очень люблю и Армению, и Украину, язык и культуру этих стран.
Хочу подчеркнуть: строительство данной церкви состоялось благодаря усилиям всех армян — и тех, кто проживает в Николаевской области, и тех, кто обосновался за ее пределами. Имею в виду другие регионы Украины и зарубежье. Каждый из них внес посильную лепту в это богоугодное дело. Кроме того, в самом процессе строительства были задействованы как украинские рабочие, так и армянские. Строили совместными усилиями. А вот основная финансовая нагрузка в реализации этого проекта легла на плечи шестерых людей. Им, как и мне, была вручена медаль за весомый вклад в развитие украино-армянских отношений.
- А Вы можете назвать этих людей?
- Конечно. Это глава Армянской общины в Николаевской области Гарик Мкртчян, бизнесмен Альберт Егиазарян (ему принадлежит бренд минеральной воды «Воскресенская»), бизнесмен и меценат Эдуард Погосов, занимающийся отельным бизнесом, Гурген Григорян (компания «Техстрой»), Эрик Качарян («Мебельные технологии») ну, и я. Но скажу откровенно: мы все очень благодарны каждому человеку, кто пожертвовал со своего бюджета на благое дело столько, сколько смог. Это могли быть маленькие сумы в рамках всего строительства, но большие для личного, семейного бюджета того или иного простого человека. И поймите, дело в общем-то не в суммах, а в желании воздать дань своей исторической родине, своей истории, культуре и традициям.
- Если не секрет: во сколько обошлось строительство храма Святого Георгия?
- В суммарном варианте — примерно в 600 тысяч долларов. Из них процентов 90 — вклад тех людей, которых я назвал. Но вы учтите: это еще не финиш. Там, на территории, прилегающей к церкви, генпланом предусмотрен целый культурный комплекс армянской общины в Николаевской области, включающий в себя школу, там намечается разбивка красивого парка, установка фонтанов, беседок, скамеечек для отдыха и прочее. Но в ближайшие годы, я думаю, мы еще не приступим к данному строительству из-за ряда причин, в том числе и бюрократического плана. А еще, пользуясь случаем, хотел бы пристыдить тех из своих земляков, которые имели финансовые возможности принять участие в строительстве церкви, но не сделали этого!
- Кроме представителей армянской общины и духовенства на церемонии открытия присутствовало немало представителей власти, в том числе и те, кого вы неоднократно и жестко критиковали. Не изменилось ли Ваше отношение к ним после торжества?
- У нас во время строительства были серьезные вопросы с властью: мы долго не могли получить как разрешение на строительство, так и все разрешения, связанные с вводом в эксплуатацию церкви. И все понимали: церковь — это не коммерческий, а социальный проект! Но, тем не менее, некоторые не гнушались демонстрировать желание поживиться на этом деле. Ну, думаю, им за это придется держать ответ где-то ТАМ (жест пальцем вверх) — все-таки строился не ночной клуб, не дискозал, а Божий храм. А это — разные вещи, и нужно уметь не переходить грань...
- На открытии было сказано, что данный храм уникален. В чем его особенность?
- Дело в том, что для строительства Армянской церкви материал привозили именно из Армении. Храм построен из натурального материала — розового туфа. Кстати, николаевский архитектор Вадим Попов, чтобы спроектировать этот храм, ездил в Армению, посещал все знаменитые монастыри и храмы, в том числе и Эчмиадзинский кафедральный собор. Он так и говорил, что у армянской церкви - особая архитектура, и очень важно было соблюсти ее каноны и в архитектуре, и в отделке. Ему это удалось.
- Ваше участие в торжестве — это одно, а планируете ли Вы побывать в храме вместе с семьей?
- Да, конечно! Более того, хочу призвать к этому всех своих земляков. Церковь — это тот же дом, а в доме будет тепло и уютно, если в нем будут люди. В Николаевской области проживает до десяти тысяч армян, - этот храм для них всегда открыт. Как впрочем и для любого жителя города и области.
- Каковы Ваши дальнейшие планы?
- В моих планах — борьба за реализацию своего проекта, который мне запрещают воплотить в жизнь местные власти. Имею ввиду строительство культурно-спортивного комплекса на Набережной. Просто чиновники возомнили себя хозяевами жизни, и решили, что все вопросы будут решаться только через них. Потому что они заплатили деньги, чтобы сидеть в своих креслах. А я считаю иначе. Потому что комплекс этот планировался для молодежи, для решения ее проблем, для ее развития — и духовного, и физического. И хотя моя борьба продолжается, я надеюсь на победу, и буду отстаивать свое право до последнего.