Победители и побежденные: что показали первые сессии Николаевского горсовета
Первой сессии Николаевского городского совета восьмого созыва все ждали с нетерпением. Во-первых, состав депутатского корпуса обновился на 87% - такого в Николаеве еще не бывало. Во-вторых, всем было интересно: как поведет себя переизбранный на второй срок мэр Сенкевич. В-третьих, в составе депутатского корпуса неожиданно оказался губернатор области Виталий Ким — такого, чтобы губернатор заседал в городском совете также ранее никогда не было. В-четвертых, среди депутатов оказалось сразу три конкурента действующего мэра на прошедших выборах: Чайка, Домбровская и Круглов -как поведут себя недавние конкуренты? Круглов, правда, в последний момент неожиданно отказался от депутатского мандата, но Чайка-то и Домбровская остались. В общем, вопросов, которые интересовали городской бомонд, было много.
Первое заседание оказалось полупраздничным-полурабочим, и, соответственно, малоинформативным. Зато второе дало информации с лихвой. Вряд ли кто мог ожидать, что 54 депутата, без дискуссий и противостояний, сходу изберут секретаря горсовета — им стал представитель «Пропозыции» Дмитрий Фалько, однопартиец и креатура мэра Сенкевича. В минувшем созыве, напомним, на это ушло около года. Также быстро утвердили состав депутатских комиссий, согласовали изменения в бюджет. Вообще-то все решения, касающиеся расстановки кадров и распределения денег, в горсовете всегда были проблемными — голосование по ним, бывало, затягивалось на недели, а то и месяцы. А тут вдруг практически без споров и обсуждений, раз - и готово.
Причину такого единодушия в голосовании найти не сложно — обо всем договорились заранее. Это те самые «договорняки», о которых так много в последнее время говорят и пишут в СМИ. Не стоит видеть в этом специфическом термине только отрицательный смысл: в договоренностях между различными депутатскими фракциями и группировками, в принципе, ничего плохого нет. Во многих случаях наличие консенсуса даже полезно — когда например, речь идет о том, чтобы умерить чьи-либо амбиции или аппетиты в пользу общественного блага, пресечь явно коррупционные схемы и т. д. Однако, договариваясь, следует помнить, что депутат совета любого уровня, пришел туда не для поправления собственного материального положения или удовлетворения амбиций, а исключительно для того, чтобы выражать волю своих избирателей
Что же получилось на практике?
Начнем с того, что еще накануне вечером, перед сессией, об избрании секретаря горсовета речь не шла, на депутатских фракциях этот вопрос не обсуждался и большинство депутатов было в полном неведении. Однако на сессионное заседание не просто вынесли вопрос «для обсуждения», а раздали депутатам подготовленный и отпечатанный проект решения об избрании секретарем именно Фалько. Тут вынесли — тут же и избрали: уверенно и безапелляционно. Но дело даже не в этом. Голосование за кандидатуру секретаря горсовета выявило поразительное депутатское единодушие: в едином порыве слились «Партия Шария», «Европейская солидарность», «Слуга народа» - партии с совершенно противоположными идеологическими позициями, более того, зачастую, на дух не переносящие друг друга. И вдруг такое единодушие — с чего бы?
Ответ найти несложно: как правило, «договорняки» базируются на старом, как мир, принципе «Ты мне - я тебе». И если какие-то фракции, «наступив на горло собственной песне» проголосовали в унисон со своими идеологическими недругами, то это означает только одно: взамен они также получили какую-то «сладкую конфетку». Какую именно — доподлинно неизвестно, однако кое-какие выводы можно сделать уже из состава сформированных депутатских комиссий.
Известно, что наибольшей популярностью среди депутатов пользуются две комиссии: «По вопросам экологии, природопользования, пространственного развития, градостроительства, архитектуры и строительства, регулирования земельных отношений» и «По вопросам экономической и инвестиционной политики, планирования, бюджета, финансов и социально-экономического развития, предпринимательства, наполнения бюджета и использования бюджетных средств». Для краткости назовем их «земельная» и «бюджетная». Почему именно эти две комиссии с такими длинными и неудобоваримыми названиями? Потому что все хотят дерибанить землю и делить городской бюджет — с выгодой для себя, любимого, разумеется. Ну, или для своего бизнеса. Поэтому все норовят записаться именно в «земельную» или «бюджетную» комиссии. В последние годы, правда, желаемой для многих стала комиссия по ЖКХ, но и ее популярность легко объяснима — большинство бюджетных денег «дерибанится» как раз в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как правило, мест в двух наиболее «денежных» комиссиях на всех не хватает, а раз так, то и места в них вполне могут быть предметом торга — особенно для небольших фракций.
Действительно ли имели место какие-либо договоренности относительно мест в комиссиях, утверждать не беремся — вполне возможно, «конфетка» была и какой-нибудь другой. Но распределение мест в комиссиях, особенно в мелких фракциях, наводит на определенные размышления. Дело в том, что обычно с маленькими фракциями особо никто не церемонится — вначале свои аппетиты удовлетворяют «гранды», набравшие больше всего голосов на выборах, а уж что останется — отдают «мелкоте». Но, например, откровенно удивившая своими голосованиями избирателей фракция «Партии Шария» представлена в каждой из пяти постоянных депутатских комиссий. А глава фракции Татьяна Кравчук вошла в состав наиболее «жирной» комиссии - «земельной». Кто знает, куда попали бы «шариевцы», окажись они в оппозиции к Сенкевичу — получили бы, например, три места в комиссии по «законности» и два в «социальной», и протестуйте сколько влезет.
Не обижена и «Европейская солидарность», также представленная пятью депутатами. В состав бюджетной комиссии вошли сразу два представителя «ЕС». А глава фракции Елена Киселева получила кресло руководителя комиссии по гласности и законности - пусть и не самой престижной, а все же глава комиссии. Еще по одному месту «порошенковцы» получили в «земельной» и «социальной» комиссиях.
Таким образом, в городском совете наметились вероятные очертания будущей коалиции. Основой ее служит объединение двух больших фракций: «Слуга Народа» и «Пропозыция» - вместе у них 23 депутата. Такой союз явно свидетельствует о наличии договоренностей между Сенкевичем и Кимом. Почти наверняка к ним примкнут «внефракционные» депутаты от «Нашего края», которым для создания фракции не хватает одного человека. Итого — 27, с Сенкевичем — 28.
Маловато? Не беда — «на подхвате» будут всегда готовые подставить в нужный момент плечо «Европейская Солидарность» и «Партия Шария». Можно проводить любые решения не задумываясь.
Все происшедшее на сессии можно считать безоговорочной победой мэра Сенкевича. Он закрепил свой триумф на выборах, получив фактически всю полноту власти в городе. Сенкевичу удалось, казалось бы, невозможное: он сумел сформировать «под себя» депутатское большинство; провел «своего» человека на место секретаря горсовета (номинально именно секретарь является вторым человеком в городском самоуправлении после мэра); поставил своего верного Санчо Панса - депутата Федора Панченко - на пост председателя бюджетной комиссии; еще одну «жирную» комиссию - по ЖКХ - также возглавил человек от Сенкевича — некий Дмитрий Иванов. Добавьте к этому то обстоятельство, что на пост губернатора области недавно назначен более чем лояльный к нынешнему мэру Виталий Ким, а в облсовете также есть фракция «Пропозыция» - и вы поймете, что для Сенкевича наступили воистину золотые времена. Все «негаразды» и проблемы остались в прошлом, все, что отравляло ему жизнь в минувшие пять лет, — исчезло, растворилось, как будто его и не было. Мериков, с его неуемными аппетитами, пытавшийся подмять «под себя» молодого мэра; Савченко, заставлявший прилюдно делать «упал-отжался» и организовавший импичмент; Дятлов, попивший из молодого Сенкевича немало крови — где они все? А Сенкевич вот он, на прежнем своем месте — уверенный в себе, укрепившийся, заматеревший. Можно смело утверждать, что такой полноты власти, которая вдруг упала в руки Сенкевичу, в Николаеве не имел ни один городской голова за все без малого 30 лет украинской независимости. Николаевский градоначальник сегодня является чем-то вроде удельного князя: может делать все, что хочет, никого не спрашивая и ни перед кем не отчитываясь. Если бы, например, Сенкевич вновь захотел бы возить в Николаев львовский мусор, то никаких проблем с этим у него в этот раз бы не возникло.
Просматривается, правда, на ясном мэрском горизонте незначительное облачко в виде правоохранительных органов, но, похоже, и к ним Сенкевич подобрал ключик — не случайно все уголовные дела, открытые в отношении него так и закончились ничем. Правда, правоохранители в нашей стране, хоть и продаются с удовольствием, но стоят все же недешево, но тут уж скупиться не приходится — себе дороже выйдет.
К чему приведет такое сосредоточение власти в руках одного человека, будет ли от этого польза городу? Вопрос риторический: достаточно вспомнить все достижения Сенкевича за предыдущие пять лет. Впрочем, избирателей, похоже, это устраивает.
А вот кого можно признать безусловно проигравшим в этой ситуации, так это… победителя выборов партию «Оппозиционная платформа — За жизнь». Победа на выборах для «оппозиционеров» оказалась пирровой. Казалось бы, самая большая фракция должна была бы получить как минимум должность секретаря горсовета. Вполне логично: раз «Пропозыция», ставшая на выборах второй, имеет своего мэра, то победитель выборов должен был бы получить секретаря. Как бы не так: не только секретаря — ОПЗЖ не получила НИ ОДНОЙ должности председателя депутатской комиссии. И даже своего идеологического союзника — партию Шария — ОПЗЖ успешно прос.., пардон прохлопала. Хитрый Сенкевич и тут успел раньше них. Одним словом, полное фиаско — фракция оппозиционеров села в такую глубокую лужу, которая уже и не лужа, а настоящее озеро. Фракция в 17 депутатских штыков на практике ни на что в горсовете не влияет. И даже то обстоятельство, что фракцию возглавил опытный и искушенный в депутатских делах Артем Ильюк мало чем поможет — в ближайшие год-два ОПЗЖ в Николаевском горсовете будет аутсайдером.
В целом расклад сил в новом горсовете прояснился: основу большинства явно составят «Пропозыция» и «Слуга народа» и внефракционные депутаты, а «Европейская солидарность» и «Партия Шария» всегда готовы их поддержать.
Разумеется, со временем ситуация вполне может измениться. Новые депутаты, которые пока наивны, словно маленькие дети, станут опытнее, заматереют. Основная масса народных избранников сможет на практике убедиться, что «золотой дождь» в горсовете проливается на головы отнюдь не всех, а только избранных — остальным достаются крохи. А убедившись, захочет получить «свой кусок». Тогда возможны перемены - вспомним, как в минувшем созыве, монолитная, поначалу, фракция «Оппозиционный блок» разболталась во второй половине каденции, а затем и вовсе рассыпалась. Но в любом случае, произойдет это еще не скоро. Так что пока горожане в полной мере смогут насладиться плодами своего голосования.