ПОКУПКИ... СО ШТРАФОМ?
В последний день марта Валентина Степановна Ярошевская отправилась на рынок «Колос» – сделать покупки к Пасхе. Если бы она знала, чем обернется ей, зрелой женщине с двумя высшими образованиями, тот поход за покупками!
Если б знал, где упал...
«Купив на «Колосе» 3 десятка яиц и другие продукты к празднику, я повернула к рыбным рядам. И в этот момент неожиданно угодила ногой в яму – прямо посреди асфальта! Со всеми своими покупками так и рухнула наземь. Ногу пронзила дикая боль, а все яйца, разумеется, оказались разбитыми «вдрызг». Спасибо продавцам, на чьих глазах произошло все это, – они бросились ко мне на помощь, подняли. Сочувствуя, рассказали, что я не первая, и не единственная, которая упала из-за этой ямы, что они неоднократно просили администрацию рынка принять меры и заделать провал в асфальте, однако к их мнению никто и не прислушался» – такими словами начинается письмо Валентины Ярошевской в редакцию. Однако главная причина, по которой она вынуждена была обратиться в газету, заключалась в другом.
По словам Валентины Степановны, прихрамывая, она направилась в администрацию рынка, чтобы потребовать книгу жалоб и высказать директору «Колоса» свое негодование за его бесхозяйственность.
«Девушке, представившейся секретарем, я объяснила, что хочу оставить запись в «Книге жалоб» и заодно увидеть директора. Секретарь вместо «Книги...» протянула мне какую-то тетрадку с надписью «Отзывы и предложения», в которой листы не были ни прошиты, ни пронумерованы, – в общем, что называется, «для отвода глаз», чему я немало удивилась. На мой вопрос, могу ли я увидеть директора, девушка ответила, что он занят – проводит совещание. Я не поверила и направилась к двери его кабинета.
После того, как я громко постучала, директор, выпучив глаза, выскочил мне навстречу и стал кричать, не слушая меня, не обращая внимания, что я пенсионерка, обозвал меня чокнутой, сумасшедшей и пригрозил, что упечет меня в психушку. А когда я ему ответила, что при таком отношении к людям ему самому туда надо, он заорал «Вон отсюда!!!» Еще и секретарше досталось, что та пропустила меня. А потом в считанные минуты по его вызову прибыли аж три милиционера!...»
Заканчивалось письмо словами резкой критики в адрес директора рынка, так отреагировавшего на визит пожилой женщины.
Все – на одного?
С директором рынка – Сергеем Куценко мы встретились в его рабочем кабинете. Первоначально при разговоре присутствовала главный бухгалтер КП «Рынок Колос» Оксана Молчановская, затем директор позвал в кабинет еще троих своих подчиненных, чтобы те засвидетельствовали, как «неподобно, агрессивно и по-хамски» вела себя в тот день Валентина Степановна Ярошевская.
«Сергей Петрович, когда первый раз вышел, не то чтобы кричал, он тихо разговаривал, но мне здесь, за двойной закрытой дверью, были слышно отдельные слова, – начала главбух. – Стук был такой, как будто дверь выламывали! Сергей Петрович переступил порог и говорит: что вы здесь шумите, что вы здесь кричите? А она его обозвала хамлом и заявила, что подаст на него в суд. Сергей Петрович ответил, что если она не прекратит, то он вызовет милицию. И как только она услышала про милицию, сразу ушла. Камеры (видеонаблюдения – прим. авт.) это зафиксировали».
Да вот ознакомиться с видеозаписью инцидента не удалось – как объяснил директор, в камере что-то сломалось, и потому посмотреть, что было вчера, позавчера, невозможно. Вопрос – как давно произошел такой «сбой»– остался без ответа...
Дальше к разговору подключилась еще одна работница рынка. По поводу ямы, в которую угодила Валентина Степановна Ярошевская, она высказалась так: «Ну так обойти ее надо было!» Оживились и другие присутствующие: «У нас на дорогах сколько руки-ноги ломают из-за этих ям, и что?...».
Директор высказался без обиняков: «У нас есть ограничения рентабельности, которые ввело прошлогоднее бездарное правительство. Сейчас нет возможности поднять людям минимальную заработную плату. А за прошлый год, к вашему сведению, мы заплатили городу 1 миллион 700 тысяч гривен рыночного сбора! Нету у нас денег на ямы, но ямочный ремонт мы потихоньку делаем, – по мере поступления средств».
А секретаря Анну Беспятую больше всего возмутила напористость пенсионерки и ее требования «Книги жалоб», которой действительно не было. По словам девушки, у нее находилась только «Книга отзывов и предложений», а вот за книгой для жалоб пенсионерке нужно было пройти к специалисту по защите прав потребителей Антонине Сергеевне Цырш.
Заранее скажем: Валентина Степановна таки не поленилась – сходила к ней, и тоже неудачно.
«Она пришла и требовательно заявила: пишите! Я ей ответила, что это не входит в мои обязанности. А потом пришли ребята (милиция – прим. авт.), и я стала говорить этой женщине, что она вела себя очень некрасиво. Если секретарь сказала, что директор занят, значит, надо было просто подождать, пока он освободится. А она начала стучать в дверь. Кстати, я посмотрела ее ногу – тоже ничего страшного не увидела. Ведь если человек упал – то у него сразу появляется ушиб. Я думаю, что она плакала не из-за того, что упала, а потому что разбила вдребезги эти три десятка яиц. Мы ее тут и успокаивали, и давали валерьяночку, объясняли, что она сама виновата, но... Я понимаю, что все это – деньги, но ведь надо же под ноги смотреть!» – высказалась Цырш.
Но в «Книгу жалоб» потерпевшая так и не написала – ее жалобу на бумаге изложила рыночная милиция. В качестве пояснений. Хотя, как прозвучало во время нашей беседы, 99 процентов всех жалоб администрация рынка решает на месте и без милиции. «Если бы эта женщина вела себя адекватно, пришла, рассказала бы про то, что упала и разбила яйца, мы бы их просто заменили», – сказал санврач рынка.
Его мысль сходу подхватил директор: «Да, она вела себя чисто, как хулиган! Поэтому милиция оформляет ей хулиганство, и пускай теперь она куда хочет, туда и идет. Это первый такой случай».
Закон для всех
Старший лейтенант Юрковский, начальник отделения милиции рынка «Колос», которого директор тоже пригласил на разговор, рассказал об этом случае так:
– 31 марта поступил сигнал от директора рынка о том, что неизвестная ему женщина в служебном помещении административного здания устроила скандал и пытается прорваться в кабинет. Я направил туда участкового – старшего лейтенанта милиции Мишенина. Было установлено, что эта женщина предъявляла претензии к администрации рынка «Колос» и к Сергею Петровичу Куценко за то, что она пришла на прием с жалобой, а ее не приняли.
Юрий Викторович резюмировал: на основании пояснения директора рынка, заявления секретаря Беспятой, указавшей, что пенсионерка ей угрожала и оскорбляла на рабочем месте, повышала голос и требовала «Книгу жалоб», а также стучала руками во входную дверь кабинета директора, не реагируя на замечания, собран материал, и будут приняты меры административного характера – согласно части 1 статьи 173 Административного кодекса Украины. «Если данная гражданка ранее не привлекалась, то ей будет назначен штраф – 51 гривна. А если человек осознает свою вину, извинится, то, возможно, ограничится предупреждением», – уточнил Юрковский.
На вопрос, не слишком ли сурово решили наказать бабушку, старлей, которому Валентина Ярошевская в матери, как говорится, годится, прокашлявшись, ответил: «Административный кодекс для всех одинаков. Там ограничений по возрасту нет... Но, конечно, неприятно. У меня мать даже моложе этой пенсионерки».
А вот директор (1958 года рождения) на аналогичный вопрос отреагировал так: «Есть закон, что для людей 1948-го года рождения, что для 2008-го. И его надо соблюдать. А я после того скандала в горисполком должен был ехать. У меня давление повысилось, я весь красный, у меня все болело и пекло – а мне надо было на 11.00 ехать на совещание. У меня там доклад был. Так если говорить по-человечески – это что, нормально было?»
Вместо послесловия
Когда этот материал готовился к печати, мы перезвонили Валентине Степановне и спросили, знает ли она о том, что ей готовят «мелкое хулиганство». Услышав об этом, пенсионерка чуть не обомлела: «Вот как бывает в жизни... Один из работников рынка, успокаивая меня после скандала, говорил, что у них там в порядке вещей унижать людей, но все молчат, потому что зависимы от начальства и работу сейчас найти не так-то просто. И секретарь, говорите, написала на меня заявление? Бог мой, а ведь на нее начальник тогда так кричал, мол, я тебя уволю! Завтра тебя здесь не будет! … Мир как будто перевернулся – что творится везде?..».
Добавим: случай этот вроде бы частный. Но, по большому счету, в таком же положении мог оказаться любой другой человек, – и не обязательно пожилой! В той толчее, которая творится на «Колосе», сам черт ногу сломит! Люди, приходя за покупками, вынуждены порою пропихиваться в толпе между торговыми рядами. На входе и на выходе с рынка – груды мусора, а в дождь так вообще удручающая картина вырисовывается. Спрашивается: есть ли здесь хозяин? Или хозяйственные функции сводятся только к тому, как бы собрать деньги с предпринимателей? А покупатели, они что – и без дорог сюда доберутся? Есть-то хочется всегда...