Очаковская милиция отказала в возбуждении уголовного дела по факту отстрела краснокнижных птиц
13 сентября «Новости-N» сообщали читателям о задержании работниками регионально-ландшафтного парка «Кинбурнская коса» совместно с пограничниками троих браконьеров, уничтожавших редких птиц. Живодеры застрелили 30 уток гаг, занесенных в Красную книгу Украины.
История вызвала широкий резонанс и бурю общественного возмущения не только в Николаевской области, но и во всей Украине. Все требовали примерного наказания браконьеров.
Разбираться в инциденте было поручено сотрудникам Очаковского городского управления милиции. И они «разобрались»... 18 сентября участковый инспектор Очаковского городского управления УМВД Украины в Николаевской области, старший лейтенант милиции Волков вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту отстрела 30 птиц, занесенных в Красную книгу по причине того, что виновников, дескать, установить не удалось.
Из документа, правда, следует, что задержанные по этому делу все-таки были: мертвые птицы были обнаружены в лодке. А кроме убитых уток в ней находились три вполне живых субъекта: главный специалист — государственный инспектор по охране окружающей природной среды Черного моря Карпенко А. В., инспектор Фришка О. О. и «внештатный сотрудник» Гаращенко С. В.
Трое задержанных рассказали в милиции детективную историю о том, как они, честные-пречестные экологические инспекторы, осуществляли «внеплановую проверку» по соблюдению во вверенной им акватории природоохранного законодательства. И в ходе этого самого рейда бравые инспекторы бдительно заметили подозрительную лодку без номера, зато с тремя мужиками на борту. На суровое требование мужественных инспекторов, трое неизвестных коварно «дали газ» и «направились в сторону Тендровской косы».
Непокобелимые инспекторы решительно погнались за неизвестными, однако те словно воздухе растворились: раз — и нет! И досталась бравым защитничкам экологии только брошенная лодка, а в ней — 29 убитых птиц, одна раненная да патронов немерено. Другие бы впали в растерянность от такой мистики, но мужественные инспекторы и тут не растерялись: быстренько перегрузили мертвых птиц и патроны в свою лодку — чего ж добру пропадать?!, а лодку неизвестно куда подевавшихся мужиков бросили. Лодка, кстати, вскорости тоже пропала неизвестно куда. А троих храбрых инспекторов с убитыми птицами почему-то задержали пограничники.
Выслушав всю эту галиматью, очаковские милиционеры не удивились, не покрутили пальцем у виска и даже не рассмеялись, а тут же выдали постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Дескать, на нет — и суда нет.
Единственное, что омрачает стройную версию троих брако..., пардон, инспекторов, это рассказ о тех же событиях работников РЛП «Кинбурнская коса», который сильно отличается от версии, радостно принятой на веру очаковской милицией. Вот что рассказал «Новостям-N» заместитель директора регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» Василий Чаус:
«На протяжении 11-12 сентября на территории Кинбурнской косы работниками РЛП «Кинбурская коса» проводился плановый рейд. Несмотря на все возмущения, охотники понимали, что охота в заповедном объекте запрещена. Многие из них уехали в Херсонскую область. В субботу рейд проходил спокойно, никаких происшествий зафиксировано не было. 12 сентября, в воскресенье, сначала также было все спокойно и мы уже стали подумывать о том, чтобы возвращаться. Канонаду мы услышали, когда были в районе Осетинского кордона».
Стреляли, как отмечают участники рейда, из полуавтоматического оружия. Уже на подъезде к месту происшествия — стреляли в районе мидийно-устричного комбината — работникам регионального парка начали звонить ошалевшие от такой наглости местные рыбаки.
«Когда мы подъехали на место, то увидели, что в нескольких километрах от берега курсирует лодка. Было видно, что люди, находящиеся в лодке, что-то подбирают с воды. Мы сразу вызвали инспекторов, а сами после того, как лодка стала уходить в сторону Очакова, начали ее преследовать на машине по берегу. Мы рассчитывали на то, что где-то возле берега им все-таки придется причалить».
Через какое-то время работникам регионального ландшафтного парка стало ясно — угнаться за браконьерами, которые шли под добротным мотором, нереально. Приняли решение вызвать на подмогу пограничников, которые и догнали браконьеров в районе Очакова. Участники рейда подъехали минут через десять после задержания. На место также вызвали сотрудников милиции.
- Все трое были явно в нетрезвом состоянии, сначала даже пытались оказывать сопротивление. Но когда в лодке обнаружили 30 подстреленных птиц и начали составлять протокол, спеси у них поубавилось. В этот момент они и начали говорить о какой-то непонятной проверке, которую они вроде как проводили, — рассказывает Василий Чаус.
У браконьеров было с собой несколько ружей (некоторые из них были полуавтоматическими), но задокументировать удалось лишь одно. Высадившись на берег, браконьерам в авральном порядке удалось закрыть несколько ружей в гараже, который стоит почти возле берега. В итоге удалось задокументировать и изъять лишь одно охотничье ружье «Иж-12» и 130 патронов к нему.
- Мы просто не имели юридического права вскрывать гараж, — отмечает Василий Чаус.
Заместитель директора регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» уверен, что люди, расстрелявшие краснокнижных птиц, должны понести заслуженное наказание. Тем более если учесть, что эти самые люди по всей логике вещей должны защищать животных, занесенных в Красную книгу, а не наоборот.
- Мы намерены доказывать свою правоту во всех инстанциях. Тем более, что с берега, с помощью бинокля, мы четко рассмотрели лодку. У нее был характерный цвет хаки, черный мотор марки «Сузуки». Она нигде не причаливала, — отмечает замдиректора «Кинбурнской косы».
Теперь уже можно не сомневаться, что за нанесенный природе ущерб ответственности никто так и не понесет. Очаковские милиционеры готовы принять на веру любой бред — от нечистой силы до прилета инопланетян — лишь бы «отмазать» настоящих браконьеров, которые будто в насмешку выдвигают самые бредовые версии происшедшего. Заинтересованность милиции «замять» дело вызывает вопросы: может они и сами на досуге не прочь пострелять всяких там бегающих, водоплавающих и т. д.?
Между тем Уголовный кодекс Украины предполагает достаточно суровое наказание для браконьеров. В частности та же ст. 248, по которой отказано в возбуждении уголовного дела, гласит:
1. Нарушение правил охоты, если оно причинило существенный ущерб, а также незаконная охота в заповедниках или на других территориях и объектах природно-заповедного фонда, или охота на зверей, птиц либо другие виды животного мира, занесенные в Красную книгу Украины, - наказываются штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с конфискацией орудий и средств охоты и всего добытого.
2. Те же действия, если они совершены должностным лицом с использованием служебного положения, или по предварительному сговору группой лиц, или способом массового уничтожения зверей, птиц либо других видов животного мира, или с использованием транспортных средств, или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, - наказываются штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией орудий и средств охоты и всего добытого.
Только кто ж их посадит, если в Очакове «рука руку моет»?
Справка: На Кинбурнской косе отмечено около 60 видов животных, занесенных в Красную Книгу Украины. Среди них и гага обыкновенная — крупная морская птица семейства утиных. В основном гага обыкновенная распространена вдоль северных побережий Европы, Восточной Сибири и Северной Америки. Большую часть жизни проводит в море на небольшом расстоянии от берега. Гнездится колониями на арктическом побережье, островах Северного Ледовитого океана и северных умеренных широт. Зимует в прибрежных водах в южной части гнездового ареала либо к югу от него. Вне сезона размножения образует большие стаи. Питается моллюсками и ракообразными, за которыми ныряет на морское дно.