Николай БАЛАКИРЕВ: Энергосберегающие технологии – не дань моде, а требование времени
Николай БАЛАКИРЕВ: Энергосберегающие технологии – не дань моде, а требование времени
Тревожные высказывания о том, что энергоресурсы не безграничны, все чаще и чаще на слуху у всех, и посему все цивилизованное человечество озадачено вопросами эффективного использования и сбережения этих самых энергоресурсов. Как же обстоят дела у нас в этом вопросе? Ведь наша страна, судя по многочисленным заявлениям самой что ни на есть верхушки власти, неуклонно держит курс на Европу. За государственную политику в области эффективного использования энергоресурсов и энергосбережения в Украине отвечает НАЭР – Национальное агентство по эффективному использованию энергоресурсов, а в области – государственная администрация. Контроль за осуществлением государственной политики использования энергоресурсов в стране и в регионах осуществляет Государственная инспекция по энергосбережению. Своим мнением на этот счет сегодня делится начальник ТУ Государственной инспекции по энергосбережению в Николаевской области Николай Валерьевич БАЛАКИРЕВ.
– Николай Валерьевич, расскажите о масштабах Вашей деятельности у нас в регионе.
– В нашей инспекции работает всего 10 человек. Мы осуществляем контроль за различными предприятиями разных форм собственности, ЧП, предпринимателями, которые используют любой вид энергии. У нас в области зарегистрировано более 3 тысяч предприятий и организаций, которые используют те или иные виды энергий. 100 из них потребляют более 1 тысячи тонн условного топлива в год, или 98% всех энергоресурсов области. Из этих 100 предприятий ежегодно на производство промышленной продукции и оказание услуг, в том числе и населению, Николаевская область потребляет около 2 миллионов тонн топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в пересчете на условное топливо. Это менее 1 % от их общего потребления в стране. Мы в числе самых бережливых в Украине! Область находится в тройке регионов Украины по показателю наиболее экономного потребления энергоресурсов. Энергоемкость в области почти в 2 раза ниже, чем в стране.
– А кто у нас в области является самым мощным потребителем энергоресурсов?
– Я бы выделил две группы: в первой – ГП «Зоря»-«Машпроект», ОАО «НГЗ», ОАО «Вадан Ярдс Океан», ОАО «Югцемент», ОАО «Сандора», пивзавод «Сан – Инбев Украина», ЗАО «ВОЗКО», ЗАТ «Лакталис –Украина», Николаевское управление магистрального аммиакопровода. Во второй – ЮУ АЭС, КП «Николаевводоканал», ОКП «Николаевтеплоэнерго», ОАО «Николаевская ТЭЦ». Эти группы предприятий успешно работают не один год над экономным потреблением энергоресурсов и постоянно внедряют всевозможные технологии для снижения их удельных норм потребления, поскольку тарифы на энергию всех видов в промышленности росли всегда.
– Можете привести конкретные примеры, как на названных Вами предприятиях эффективно используют энергосберегающие технологии?
– Энергосберегающие технологии – это не просто слова. Они тяжело внедряются и стоят немалых денег. Но там, где понимают всю серьезность вопроса, не скупятся на финансирование в приобретении этих технологий. К примеру, несколько лет ОАО «ВОЗКО» эксплуатирует когенерационную установку, построена автоматическая установка по компенсации реактивной мощности на заводе «Вадан Ярдс Океан», идет замена энергоемкого оборудования и внедрение частотных регуляторов на КП «Николаевводоканал», реконструируются котельные ОКП «Николаевтеплоэнерго», устанавливается инфракрасный обогрев в производственных цехах целого ряда предприятий. А Николаевский глиноземный завод, который потребляет почти 40 процентов всего газа области, с момента своего создания использует французскую технологию энергосбережения, что и сегодня позволяет ему быть вполне современным энергоэффективным предприятием. Возьмем предприятие ОАО «Югцемент». Сюда несколько лет назад зашел немецкий инвестор – компания Dikerhoff. Два года они осуществляют проект и уже в будущем году намерены практически отказаться от использования газа в своих технологических процессах. Его останется только до 5 % от сегодняшнего потребления. Они переходят на уголь, а полученную золу, кстати, с немецкой бережливостью будут использовать в производстве клинкера (цемента).
– А как обстоят дела с энергосбережением у населения и в социальной сфере?
– Доля населения в энергопотреблении относительно небольшая, но зато проблемы в этой сфере касаются каждого. Узкое место – это сети. Сейчас их нужно менять, но средств, как всегда, не хватает. Заметьте: большинство жилфонда, особенно панельные дома, не отвечает европейским нормам по энергосбережению. Сплошные утечки. И прямые, и связанные с недостаточной толщиной т.н. ограждающих конструкций, т.е. стен. В былые времена не рассчитывали, что энергоносители будут сегодня столько стоить. Где выход? В термомодернизации, которая включает в себя устранение утечек, утепление стен. Восточная Европа такую термомодернизацию уже прошла, благодаря государственным программам, предполагавшим и участие жильцов. У нас подобный проект в Верховной Раде лежит уже два года без движения. Но кое-что таки можно сделать и на местном уровне. И многие николаевцы по мере своих сил и возможностей прикладывают усилия, чтобы эффективно распорядиться энергоресурсами. Тем же теплом, которое на сегодня является самой энергоемкой и дорогостоящей услугой. Для этого горожане утепляют стены и полы в своих жилищах, и конечно, — за свой счет. Хотя, по моему мнению, наравне с этим должна быть разработана городская программа по эффективному использованию энергоресурсов. Лично я городскому руководству предлагал: давайте возьмем ДСКовский дом массовой серии – для начала двухподъездный – сделаем пилотный проект термомодернизации, посмотрим на эффективность, посчитаем, что сколько стоит. Тогда можно будет говорить и о более масштабных инвестиционных проектах. Однако продвижения этого предложения я не замечаю.
Жилой дом – это сложное инженерное сооружение. Теплоноситель до дома дошел, а дальше за него никто по большому счету не отвечает. ЖЭКи отвечают за содержание внутридомовых сетей, а ремонт и капитальный ремонт остались за собственником – за городской общиной. И в соответствующих тарифах не заложены расходы, скажем, на ремонт внутридомовых сетей – только на содержание. Такое же положение с водопроводными, канализационными и с электросетями внутри дома.
А надо, чтобы коммунальные энергоемкие предприятия отвечали за бесперебойную, с нужными параметрами, доставку воды, газа, тепла непосредственно потребителю: в каждую квартиру, до батареи, до крана. И еще нужно, чтобы у дома был настоящий хозяин. Как частичный выход их этого положения — создание ОСМД. А если говорить о государственном подходе к решению этой проблемы, то треть средств, как минимум, на ее устранение в жилом секторе должно выделять государство, треть – местный бюджет и еще одну треть – жильцы.
Я уверен, что не так давно назначенный директором департамента ЖКХ Владимир Новожилов сможет многое изменить в этой сфере в лучшую сторону.
Несколько слов скажу о бюджетных организациях, которые, как известно, финансируются государством. Они составляют всего 2 процента в области по энергопотреблению. Так вот, если бы бюджетные организации сегодня были заинтересованы в энергосбережении, то они бы, образно говоря, рвали землю. Но получается парадоксальная ситуация: если к примеру, школа смогла сэкономить на электроэнергии, ей не возвращают сэкономленные средства, а наоборот – урезают их! Другими словами, если школа сэкономила 2 тысячи гривен, ей урежут финансирование на те самые 2 тысячи гривен. Если в промышленности собственник предприятия применяет энергосберегающие технологии, зная, что сможет таким образом снизить себестоимость своей продукции, то здесь — увы! Та же ситуация и в коммунальном хозяйстве. Потому-то инвесторы так неохотно и идут к нам. А все городское хозяйство держится на энергетике.
– Зато мы, если верить заявлениям высокопоставленных государственных мужей, все так же движемся в Европу...
– Мы все хотим в Европу. Но Европа обеспокоена теми процессами, которые сегодня имеют место у нас в стране. Мы сегодня потребляем энергоресурсов в 4 раза больше, чем любая страна Европы. Для сравнения – в мире 2,5. Европа волнуется за нас, что мы потребляем столько энергии! Они предлагают нам много энергосберегающих проектов для нас, но, к сожалению...
– Но Вы сами отметили в начале разговора, что стоимость этих проектов, этих энергосберегающих технологий измеряется миллионами, и если на их приобретение у государства денег не находилось раньше, то откуда им взяться в нынешнее кризисное время?
– Государство должно наконец-то понять: энергоресурсы — они не бездонные и, увы, не возобновляемые. А Украина, к примеру, потребляет газа больше, чем несколько стран Европы вместе взятых! Вся наша законодательная база по энергосбережению была создана еще в 94-96 годах. Однако экономические механизмы для внедрения этих энергосберегающих технологий разработаны не были! Плюс — наш менталитет. Отсюда — все проблемы. Мы говорим: надо экономить, но никто ни копейки на энергосберегающие технологии не выделяет — отсутствует механизм возврата финансовых вложений в этот процесс. А правительству, судя по всему, не до этого. Смотрите: в Германии, если вы устанавливаете ветряк, вам из государственной казны сразу выделяется крупная сумма — 5 тысяч евро. Там правительство заинтересовано в экономическом использовании энергоресурсов. И вообще, Германия имеет 12 источников альтернативного энергоресурса: ветер, солнце и т.д. А у нас...
– Неужели у нас в стране некому разрабатывать эти самые энергосберегающие технологии?
– Ну, почему же? В минувшем году мы, например, внедрили так называемый, «зеленый тариф» – этот термин из ветроэнергетики. И сейчас разрабатывается серьезный проект ветростанции, рассчитанной на 300 мегаватт. Ее собираются построить в Очаковском районе нашей области – между г. Очаковом и с. Парутино. К слову, применение ветроэнергетики приемлемо не везде — с самого начала во внимание берется сила ветропотоков, проводятся специальные исследования и так далее. В Украине всего несколько мест, где можно строить ветростанции, в том числе и у нас в области. В Коблево, например, есть несколько баз, которые горячую воду греют на «солнечных» батареях, окупаются такие установки всего за полтора сезона.
– Значит, не совсем все так плохо?
– Пока на государственном уровне данная проблема не получит самой серьезной поддержки, до тех пор так и будет: ни шатко, ни валко. И самое прискорбное, что появляющиеся время от времени с высоких трибун призывы об энергосбережении, – не более, чем популизм в канун выборов. Выборы придут и уйдут — а что останется нашим потомкам? Я считаю: если мы и вправду беспокоимся об энергоресурсах, которые, повторюсь — небезграничны, то и действовать надо уже сегодня, и думать о том, что оставим мы последующим поколениям наших соотечественников.