Николаевский межрайонный природоохранный прокурор: «Любая пыль вредна...»
С начала года Николаевская область «прогремела» на всю Украину. К сожалению, вспоминали наш регион совсем не как родину корабелов или край, богатый талантами. Сводки информационных агентств пестрили сообщениями о выбросе красного шлама, который сделал несколько сел Николаевщины похожими на марсианскую планету. Заработали свои «5 минут славы» и браконьеры. В феврале-марте одна и та же фелюга была задержана с десятками осетровых на борту.
За информацией о ходе расследования об этих и других громких экологических преступлениях «Новости-N» обратились к николаевскому межрайонному природоохранному прокурору Константину Бандуре.
- Константин Валерьевич, расскажите, в чем заключаются основные функции и задачи природоохранной прокуратуры?
- Функции и задачи, возложенные на прокуратуру, понятны из самого названия — природоохранная. Мы занимаемся выявлением правонарушений, в том числе и преступлений, которые наносят вред земле, атмосфере, водным ресурсам, животному миру, лесу, природно-заповедному фонду. Также мы надзираем за соблюдением законодательства органами, которые осуществляют государственный контроль в сфере охраны окружающей природной среды.
- Прокомментируйте, пожалуйста, наиболее резонансное экологическое происшествие этого года – выброс красного шлама на НГЗ.
- Как вы, наверное, знаете, нами возбуждено уголовное дело по факту халатных действий должностных лиц ООО «Николаевский глиноземный завод», повлекших загрязнение земель пылью красного шлама.
Дело возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 239 («Загрязнение или порча земель»), ч.1 ст. 367 («Служебная халатность») Уголовного кодекса Украины.
- Какое наказание предусмотрено за это?
- Штраф до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (3400 грн. – ред.) или лишение права занимать определенные должности сроком до 3 лет.
В рамках данного уголовного дела будет назначена экспертиза в Институте гигиены и медицинской экологии им. О.М. Марзеева АМН Украины. Специалисты дадут оценку степени опасности шлама в воздухе.
- Насколько опасно распыление шлама в воздухе?
- Даже, если вы муку рассеете в воздухе, этим уже нельзя дышать. Хотя если муку сложить в углу, она никому не мешает и вреда от нее нет. А попадание в воздух — это вредно.
- По факту попадания красного шлама в воздух также может быть возбуждено уголовное дело?
- Не исключается. Для чего мы и назначаем экспертизу.
- Сколько экологических правонарушений было выявлено природоохранной прокуратурой в прошлом году? В скольких случаях виновные были наказаны?
- В 2010 году было возбуждено 15 уголовных дел, внесено 56 документов прокурорского реагирования – предписаний и представлений об устранении выявленных прокуратурой нарушений природоохранного законодательства, опротестовано 50 незаконных решений органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти.
Также на протяжении прошлого года к дисциплинарной ответственности было привлечено 43 должностных лица контролирующих органов. В зависимости от тяжести правонарушения госслужащим выносили выговоры, задерживали присвоение звания или ранга. Были случаи, когда чиновников увольняли с занимаемой должности.
- Расскажите о наиболее резонансных делах, которые вам пришлось расследовать в 2010 году?
- Как я уже отмечал, в прошлом году природоохранной прокуратурой было возбуждено 15 уголовных дел. Все они ушли в суд. К примеру, 4 уголовных дела были возбуждены в отношении должностных лиц - пользователей водных живых ресурсов. Речь идет о предприятиях, которые занимаются промышленным ловом рыбы в водоемах, расположенных на территории Николаевской области. Так вот, указанные лица ловили рыбу, используя запрещенные орудия лова, при этом умышленно вносили в официальные документы недостоверные данные о количестве выловленной рыбы, орудиях лова и т.д.
Возбуждались уголовные дела и в отношении браконьеров, которые ловили рыбу во время нереста. Например, в Днепробугском лимане было незаконно поймано почти 40 осетров.
- К слову об осетрах. «Новости-N» писали о том, что в феврале текущего года браконьеры отловили 83 особи осетровых, однако уже через месяц эта же фелюга была задержана с 26 осетрами на борту. На какой стадии находится рассмотрение данного дела?
- Материалы по вылову 83 осетров к нам не поступали. Они находятся в Очаковском райотделе милиции. Насколько я знаю, по этому факту возбуждено уголовное дело. Поскольку материалов я не видел, комментировать ситуацию не могу.
Я знаю, что недавно одесские пограничники задержали браконьеров на Херсонщине. Материалы по этому факту были направлены по территориальности - в Херсонскую природоохранную прокуратуру.
- Константин Валерьевич, какова мера ответственности за незаконный отлов рыбы? Насколько она отпугивает людей от таких действий?
- Замечу, что в нерест нельзя ловить любую породу рыб. Разумеется, мы не возбуждаем уголовные дела за вылов 3 килограммов кильки. Это было бы смешно. Мы стараемся реагировать, если речь идет о ценных породах рыб - осетрине, севрюге, морене, камбале, соме и т.п.
Хотя санкции по данному виду правонарушений предусмотрены небольшие. К примеру, что касается упомянутых мною браконьеров, которые выловили около 40 осетров, то уголовное дело возбуждается против них впервые. И они могут отделаться легким испугом. Им придется заплатить штраф от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700-3400 грн. — ред.).
Правда, необходимо отметить, что кроме указанного штрафа браконьерам придется компенсировать ущерб, нанесенный их действиями рыбному хозяйству Украины. Как правило, размер такого ущерба значительно превышает размер штрафа. Так, например, незаконный вылов одного сома или камбалы (независимо от размеров рыбы) наносит ущерб в размере 85 грн., вылов одной марены – 102 грн., вылов одного осетра – 510 грн. и т.д. То есть в случае незаконного вылова, например, 10 особей осетров правонарушитель кроме назначенного ему наказания должен компенсировать еще 5100 грн. нанесенного им ущерба. Естественно, незаконно выловленная рыба также подлежит конфискации в пользу государства.
- А в каком случае наступает уголовная ответственность за браконьерство?
- Все зависит от ценности породы выловленной рыбы. В этом состоит нюанс категории экологических преступлений. К примеру, даже если срубить одно реликтовое дерево, ущерб от его незаконного сноса составит 50 тыс. грн., это уже будет считаться преступлением, по которому возбуждается уголовное дело.
- Вы упомянули о незаконной вырубке деревьев. Контролируется ли вырубка зеленых насаждений в городе? Каким образом это происходит?
- Вырубка деревьев — это наша головная боль. Специалисты экологической инспекции (Государственной экологической инспекции в Николаевской области — ред.) каждый день осуществляют выезды в зеленые зоны, на песчаные карьеры и т.п. Хотя всю область охватить непросто. В инспекции работает всего 30 человек.
На земельных участках, находящихся в постоянном пользовании госпредприятий лесного хозяйства, за незаконной вырубкой следят (и пресекают ее) непосредственно лесники.
В случаях, когда поступает сигнал о незаконной вырубке зеленых насаждений или специалисты экологической инспекции сами обнаруживают такой факт, они выезжают на место, составляют соответствующий акт, оценивают нанесенный ущерб. После того, как сделаны расчеты, прокуратура рассматривает материалы проверки и реагирует на то или иное правонарушение – готовит и направляет в компетентные органы документы прокурорского реагирования - предписание, иск, постановление о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного производства.
- Если же вырубаются скверы в черте города?
- Необходимо отметить, что снос зеленых насаждений может производиться по-разному. Бывают случаи, допустим, что вырубаются сухостои или происходит согласованная вырубка, необходимая для прокладки труб. Эти вопросы регламентируются следующими нормативными документами: Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов», Порядком удаления деревьев, кустарников, газонов и цветников в населенных пунктах Украины, утвержденным правительственным Постановлением №1045 от 1 августа 2006 года, Правилами благоустройства, санитарного содержания территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Николаеве, утвержденными решением Николаевского горсовета №12/21 от 19 апреля 2007 года. То есть предусмотрена процедура получения соответствующих разрешительных документов. А есть случаи, когда, действительно, деревья вырубаются самовольно.
- Какое наказание предусмотрено за подобное самоуправство?
- В черте города — это штрафы. Как правило, нет настолько большого объема вырубки, который давал бы основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того в городе мало реликтовых, ценных пород деревьев, за незаконный снос которых можно было бы насчитать большую сумму ущерба.
- А штрафы большие?
- Кроме незначительного административного штрафа правонарушитель, как и в случае с незаконным выловом рыбы, обязан компенсировать ущерб, нанесенный незаконным сносом зеленого насаждения. В абсолютном большинстве случаев его размер значительно больше суммы штрафа. Указанный ущерб также рассчитывается по специальной методике. При этом учитывается стоимость породы дерева (акация, например, дешевле, а дуб дороже) и диаметр ствола снесенного дерева.
- Сколько случаев незаконной вырубки деревьев было зафиксировано в прошлом году?
- Масштабных вырубок не было. Поэтому уголовные дела не возбуждались. Накладывались только штрафы. В 2010 году в области мы зарегистрировали около 50 случаев незаконной вырубки. Имеются в виду случаи, когда были выявлены и установлены виновники. Потому что нередко факт вырубки зафиксирован, а кто это сделал - не установлено.
- А как обстоят дела с уничтожением части сквера героев-чернобыльцев в 2008 году? Тогда средь белого дня в Николаеве были уничтожены десятки деревьев. Как выяснилось в последствии, был утерян протокол, подготовленный экологической инспекцией. Расскажите, найдены ли виновные в утере протокола, понесли наказание сами «вырубщики»?
- К сожалению, не могу прокомментировать этот случай. Я могу комментировать события с марта 2010 года, когда я был назначен на должность прокурора.
- Тогда вернемся к прошлому году. В сентябре 2010 года на Кинбурнской косе были отстреляны 30 уток гаг, занесенных в Красную книгу Украины. Виновные найдены?
- По данному факту 7 октября 2010 года мы возбудили уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 248 Уголовного кодекса Украины. Тогда Очаковский райотдел милиции отказал в возбуждении уголовного дела, мы отменили это решение, возбудили уголовное дело, и затем направили в Очаковский райотдел милиции для проведения досудебного следствия.
К сожалению, к полномочиям природоохранной прокуратуры не относится осуществление надзора за досудебным следствием органов внутренних дел. Поэтому не могу сказать, на какой стадии находится данное дело.
- А как вообще обстоят дела с жемчужиной Николаевщины — Кинбурнской косой? Известно, что любители «джипинга» облюбовали заповедник для проведения гонок. Как вы боретесь с такими любителями «острых ощущений»? Ведь данный вид «отдыха» приводит к уничтожению уникального травяного покрова, разрушению дорог, почв и ручьев маслами и горючим…
- Директор заповедника за прошлый год в природоохранную прокуратуру не направил ни одного обращения. Это при том, что он постоянно там находится. Может, он там заснул (смеется)… Могу сказать лишь, что мы запланировали проверку заповедника на июнь. Заповедник — это прямой поднадзорный орган. Но главная проблема состоит в том, как туда добраться, поэтому надо ждать, когда потеплеет.
- Как часто вы проверяете заповедники? Какие нарушения выявляются во время таких проверок?
- Заповедный фонд постоянно проверяется. На Николаевщине более 160 объектов природно-заповедного фонда и мы их отслеживаем. Совсем недавно выезжали в ландшафтный заповедник «Еланецкий степ». А в конце прошлого года проверяли национальный парк «Бугский гард». Там, кстати, к дисциплинарной ответственности мы привлекли непосредственно самих работников заповедника. Они не обеспечивали надлежащую охрану парка.
- Константин Валерьевич, поясните, пожалуйста, почему Лесхоз не согласовывает свои действия с природоохранными структурами? В прессе периодически появляется информация о том, что были распаханы то уникальные степи, то некрополь…
- Нет, это был не некрополь. Они распахали римский пост...
Смотрите какая ситуация получается. На так называемых документах лесоупорядочивания, которые числятся за Лесхозом и подлежат засеву, не отмечено, что то или иное место представляет историческую ценность. У Лесхоза есть карта и у них есть план, что нужно здесь засеять. И он (план – ред.) утвержден очень давно. А для того, чтобы возбудить уголовное дело по факту распашки, это должно быть умышленное преступление. То есть человек знает, что там находится исторический объект и действует целенаправленно. А как можно привлечь тракториста, у которого перед глазами план и степь?..
Действительно, в 2010 году мы проводили проверку по факту распашки римского поста в Очаковском районе, неподалеку от Ольвии. Там работала инспекция по охране памятников культуры. Но по большому счету археологи не насчитали даже ущерба. Они не смогли сказать, чем Лесхоз навредил этому посту.
Руководство Лесхоза сразу же дало отбой, чтобы отступить в сторону от данного объекта. Сами посудите, зачем Лесхозу подобные проблемы? У них достаточно своих земель. И, таким образом, конфликт был исчерпан.
- Почему происходит такая несогласованность в действиях? И с кем Лесхоз должен согласовывать свои планы по распашке земель?
- В этом аспекте только недавно наведен порядок на законодательном уровне. Сейчас любая земля, которая отводится в собственность, должна проходить не только экологическую, как раньше, но и археологическую экспертизу. Эта норма действует с осени 2010 года. Ведь зачастую многие службы и не подозревают, что на том или ином участке земли находятся объекты, представляющие историческую ценность.
- В разговоре Вы упомянули, что специалисты экологической инспекции едва ли не ежедневно выезжают на песчаные карьеры. С чем это связано?
- Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся постоянно, — незаконная добыча песка. Мы уже устали с этим бороться. Экологическая инспекция выезжает каждый день, а сотрудники природоохранной прокуратуры — минимум раз-два в неделю.
- Какая ответственность предусмотрена за незаконную добычу песка?
- Вообще ее нет — вот в чем проблема. У нас уголовная ответственность за добычу полезных ископаемых наступает, если это ископаемые государственного значения — вода, гранит и тому подобное. А песок является полезным ископаемым не государственного, а местного значения. За незаконную добычу песка предусмотрен штраф - 150 грн.
- А где, как правило, возникают нелегальные карьеры?
- В округах города. Излюбленные места - лес под Баловным и Галициновкой. Экологическая инспекция фиксирует сотни таких случаев. Лесники бьют в колокола по этому поводу, ведь также лес портят. Мы, конечно, штрафуем, забираем технику. Но и это не отпугивает нарушителей.
- Должно быть принято решение на законодательном уровне?
- Да. Это строго законодательное решение. Сегодня ГАИ не имеет права забрать машину на штрафплощадку, если у водителя документы в порядке. К примеру, остановили машину с песком, а водитель говорит, что везет песок из Кировограда, и его отпускают. Если же на месте незаконной добычи инспекторы обнаруживают транспортное средство без владельца, то также ничего не могут сделать. Более того, нельзя заставить высыпать песок, нарушитель вправе заявить: «Я за него штраф заплатил...».
Проблему можно будет решить только лишь, когда за незаконную добычу песка установят уголовную ответственность. А пока только административная ответственность. Повторюсь, что выездов очень много. Боремся по мере сил... Убираем экономические основы преступности…