Неудавшийся переворот, или как В.Балога потерял "Нашу Украину"
Неудавшийся переворот, или как В.Балога потерял "Нашу Украину"
Давненько уже маленький Николаев не вставлял палки в колеса большим политическим дядькам в Киеве. Выход Виктора Балоги из партии «Наша Украина» наделал немало шума в киевском политическом бомонде. Только невдомек всем политикам, журналистам и политологам, живо комментирующим на все лады сенсационное решение главы президентского секретариата, что наш провинциальный Николаев сыграл далеко не последнюю роль в этой сенсации. Как? А вот как…
… Приближающиеся президентские выборы заставляют учащенно биться сердца многих в нашей стране: потенциальных претендентов на главное кресло, жаждущих во что бы то ни стало, занести свои имена на скрижали истории; бизнесменов, мучительно соображающих какие яйца в какую корзину класть; политиков, отчетливо слышачих своими длинными носами запах бури и прикидывающих как сделать правильные ставки; политологов и политтехнологов, небезосновательно надеющихся крепко погреть собственные руки над кострами предвыборных баталий и т. д. Не может не думать о стремительно приближающейся президентской кампании и главный демон нынешней украинской политики Виктор Балога. А, задумываясь, понимает, что без блестящей как юбилейный рубль, чистой, как гималайский снег и невинной, как невеста накануне первой брачной ночи политической силы на президентских выборах делать нечего. Реальная это будет сила или фантом – не так уж важно. Лучше, конечно, реальная, но, и пустышка сойдет. Главное – чтобы было что показывать, от имени кого шуметь, проводить всякие акции, делать заявления, поддерживать кого надо (а Виктор Иванович подскажет, кого именно) и т. д. Все остальное при присущих ему, Виктору Балоге, талантах – сущие пустяки. Так, по крайней мере, он думает.
Казалось бы – чего проще? Вот она, реальная политическая сила – партия «Наша Украина». Партия хоть и молодая (зарегистрирована в 2005 году), но собственную историю ведет от того самого блока «Наша Украина», который одержал сенсационную победу на парламентских выборах еще 2002 года. А еще в активе президентские выборы 2004 года, Майдан, третье место на парламентских выборах 2006 и 2007 годов.
Но почему-то при упоминании «Нашей Украины» на лице Балоги всякий раз появлялось уксусное выражение. Не устраивала его эта политическая сила, несмотря на всю свою историю. Во-первых, влияние Виктора Ивановича в партии оставляло желать лучшего. Положа руку на сердце, можно смело говорить об отсутствии всякого влияния. В свое время Балога даже избирался председателем Рады НСНУ, но в должности этой просидел недолго и сторонников среди авторитетных «нашеукраинцев» не приобрел. Скорее, наоборот. Кроме того, «Наша Украина» в глазах бывшего старшего товароведа Мукачевской потребкооперации (а именно оттуда начал свою карьеру нынешний заведующий президентской канцелярией), была недостаточно блестящей и не такой чистой, как требовалось – пятна нереализованных ожиданий Майдана отчетливо проступали в ее облике. Но главное, что тщательно скрывалось от всех (враги, кругом враги!), даже от самого себя, состояло в другом: при любых раскладах «Наша Украина» в нынешнем ее составе, на президентских выборах поддержит Ющенко. А кто сказал, что это устраивает Виктора Ивановича? А если и устраивает сегодня, то где гарантия, что будет устраивать и завтра? А вдруг ситуация переменится и придется играть в кого-то другого? Например, в самого Виктора Ивановича...? А ведь амбиций у него – на десятерых! В общем, «Наша Украина» была для главного канцеляриста Украины постоянной головной болью.
Ситуация усугубилась после внеочередных выборов в Верховную Раду, «главным архитектором» которых как раз и являлся Балога. Архитектором-то он был, а вот влияния во вновь избранной фракции получил еще меньше, чем в партии. Более того, многие вновь избранные депутаты стали требовать от Президента гнать главу секретариата в три шеи…
После длительных размышлений Балога понял, что у него есть два пути. Первый – создать новую, чистую, непорочную, блестящую, словно шоколадная обертка, партию во главе с самим собой и под ее знаменами двигаться вперед – хоть на президентские выборы, хоть к премьерскому креслу, хоть к диктаторским полномочиям. В собственной харизме, равно как и в красноречии, умении «делать массы», создавать авторитет на ровном месте Виктор Иванович нисколько не сомневался. Был и второй путь – «подмять» под себя нынешнюю «Нашу Украину», разогнать собравшуюся там всякую, ни на что не способную, шелупонь, отмыть-отбелить-почистить – и далее смотри путь первый.
Каждый из этих путей имел свои недостатки. Создать и в короткий срок «раскрутить» новую партию – еще та задачка. Даже при талантах Виктора Ивановича. Тут вопрос на вопросе: идеология? – все идеологические ниши давно расхватаны, на каждой идеологической ветке по десятку партий сидит. Кадры? – из кого создавать-то? Все мало-мальски стоящие люди уже давно разбрелись по другим партиям. Да и сколько их – стоящих? Раскрутка? – это прежде всего деньги, и деньги немалые. Правда, деньги у Балоги есть, но какой же дурак собственные деньги на партию будет тратить?
Но все эти проблемы меркли перед одним-единственным вопросом: как отреагирует население на новую, «-надцатую» по счету партию? «Схавает» или «не схавает»? Никаких гарантий на этот счет нет и быть не может, какие деньги ни вкладывай…
С «Нашей Украиной» свои проблемы. Получится ли «подмять» полностью или начнутся истерики, политические заявления, выходы-самороспуски и т. д.? Удастся ли «отбелить-отмыть-очистить» до нужной кондиции?
От всего этого голова у любого опухнет. Что делать?
Судя по дальнейшим действиям, Виктор Иванович принял воистину Соломоново решение. Первое: новую партию создавать – но пока тихо, «подковерно», без шума и помпы. Второе: «Нашу Украину» под себя постараться подмять. Во-первых, для того, чтобы окончательно уничтожить в ее лице потенциального конкурента, в том числе и за влияние на Президента; во-вторых для перекачки наиболее ценных кадров и региональных организаций.
Сказано – сделано. Во все концы Украины полетели гонцы, лихорадочно регистрируя повсюду общественную организацию «Гарт» (которая и мыслилась как основа будущей партии), да будоража специфическую, живущую «от выборов до выборов», прослойку провинциалов рассказами о невиданных перспективах да баснословных средствах «на раскрутку». Недоверчивые политики местного разлива рассказы о перспективах пропускали мимо ушей, при переходе же на вещи более материальные делали, подобно собаке, стойку, мысленно впрочем, деля, обещанное, на десять.
Во всю закипела работа и по «Нашей Украине». Дело в том, что кое-какие заделы тут у Виктора Ивановича имелись. Он располагал полным влиянием в нескольких региональных организациях, в частности, в Закарпатской и Ивано-Франковской. Еще в нескольких областных организациях он сумел заручиться поддержкой и получить клятвы в вечной преданности. Невольными помощниками Балоги в этой игре выступили и сами «нашеукраинцы», приняв на одном из своих съездов положение о равном представительстве региональных организаций на съездах и конференциях партии. В результате и маленькая Николаевская, и огромная Львовская областные организации делегировали на съезд равное количество делегатов. При таком раскладе оставались сущие мелочи – до предстоящего в апреле съезда «Нашей Украины» перетянуть-перевербовать на свою сторону еще три-четыре области – и дело в шляпе! В качестве первоочередных «кандидатов» на «перевербовку» были выбраны Николаевская, Львовская и Черниговская областные организации «НСНУ». Еще в двух велась активная подготовительная работа. Все складывалось в пользу Балоги – имея большинство на съезде, он легко «развернул бы» его в любом направлении, и, в конце концов, сумел бы подмять под себя путающуюся под ногами и мешающую наполеоновским планам, партию.
Вот так наш Николаев, сам того не ведая, оказался в центре крупной политической игры. Поскольку ставки были высоки, то и силы в дело были брошены немалые: «на дело» отрядили сразу четверых (!) глав районных государственных администраций, двух заместителей главы облгосадминистрации. Губернатору Гаркуше в качестве стимула, были обещаны «крупные неприятности», если полученная с самого верха команда не будет выполнена. По существу, требовалось только одно – всеми способами сместить главного николаевского «нашеукраинца» Садыкова, поставив на его место тихого, пугливого и покорного Лусту. Не будем утомлять читателя подробностями развернувшейся в областной организации «Нашей Украины» войны. Об этом подробно рассказывалось в материале «Команда Лусты, или зачем Гаркуше «Наша Украина».
… Собравшаяся во дворце культуры УВД областная конференция «Нашей Украины» 103 голосами против 74 проголосовала «за» Садыкова. Результаты голосования были доложены Виктору Балоге ровно через три минуты после того, как был закончен подсчет голосов. К этому времени он уже знал о поражении во Львове. Балога понял, что проиграл – при таких раскладах бороться за победу в Чернигове уже не имело никакого смысла. Судьба-злодейка выбила у него из рук возможность поиграть-поразводить на разных полях, которую он так любил. Остался только один путь: раскручивать новую партию – с огромными расходами, с неизбежными рисками, с неопределенным результатом. 15 февраля – через шесть дней после никем не замеченной отчетно-выборной конференции в Николаеве появилось громкое заявление Виктора Балоги о выходе из «НСНУ»…