Художник на войне

14.02.2008 в 14:07
20 лет назад из двухмесячной командировки в Афганистан вернулся домой Владимир Архипович ОЛЬШАНСКИЙ. Единственный из николаевских художников, который побывал на афганской войне. Побывал не как солдат, а как художник. 9 февраля 2008 года исполняется полгода со дня смерти мастера. 18 февраля ему бы исполнилось 77 лет.

- … Володя любил бродяжить. Вместе с Ряснянским, Завгородним, Бережным, садился в бортовую машину и ездил по районам. Рисовал людей, природу, сюжетные события…

- Знатных механизаторов, доярок
- Да-да, в том числе. Только у него в портретах тяжкий труд не выступал безысходностью на лицах. Был добрый опыт и понимающая созерцательность. Знаешь, как бывает у людей, которые изо дня в день делают монотонную работу и не сходят с ума потому, что им есть о чем подумать…

Мы сидим в светлой квартире Александры Митрофановны ОЛЬШАНСКОЙ. Вдова художника показывает мне афганские этюды и фотографии. Войны и батальных сцен нет. Узкие улочки Кабула, брадобрей в цирюльне, метрдотель у дверей небольшой гостиницы, мужчины в халатах, женщины в парандже. Нет войны, нет оружия и крови. Есть тревога и ожидание. Дрожащее марево раскаленного солнца, агрессивная охра на дальних перевалах делает столицу Афганистана прифронтовым городом. Население древней страны никогда не знало мира и никогда не было покорено. Древний Рим, арабы, монголы, британцы и французы - все терпели неудачу. Cейчас сюда вляпались американцы… Достойней всех вышла из войны Советская Армия.

- А как он попал в Афганистан?
- Целое дело. Тема была запретная. Шутишь, художнику выехать на пленэр… на войну. Никто из местной номенклатуры и слушать не хотел сначала. Затем взялся помогать Юрий Васильевич Попович. Сейчас он каким-то бизнесом занят, а тогда работал в обкоме партии. Дело двигалось очень туго. Все что-то обещали, обнадеживали и… ничего не делали. Он бы никогда не уехал, если б не случай.

Володя выставлялся в Киеве, не помню точно где. На открытие приехал Щербицкий (первый секретарь ЦК КПУ - авт.) со свитой, походил, посмотрел. Очень ему портреты понравились. Пожелал увидеть художника. Не знаю, помнишь ты или нет, что значило тогда понравиться чиновнику такого уровня, как Щербицкий?
- Помню, конечно. Попасть в фавор и тут же попросить машину, квартиру, дачу…
Вот-вот. А он попросился на войну. Пожаловался, что ему чинятся всякие препоны…

- И что?
- Щербицкий удивился: «…Кое-кого туда палкой не загонишь, а тут добровольца не пускают». В общем, через неделю Володя уже был в Афганистане.

- Долго был?
- Два месяца. Вот посмотри пока этюды, я пойду кофе сделаю.

Передо мной лежит папка с графическими портретами делегатов последнего съезда партии Амина. Руководители движения «Лойя Джарчи» собрали в Кабуле представителей всех союзных племен и народностей, чтобы обсудить главный вопрос: «Как обустраивать жизнь после того, как русские уйдут из страны».

Уверенная линия карандаша, без растирания в тень, пожелтевшая бумага. Погрудные изображения делегатов от «хазари», «пашаи», «систани» и других племенных союзов. Невозмутимые аксакалы, молодые вожди с волевыми лицами, делегат от «царандой» (афганская милиция) с усталыми глазами, духовные лидеры общин в президиуме.

32 портрета карандашом. Через два с половиной года этих людей расстреляют талибы. Из 130 делегатов съезда в живых останется 4 человека. Портретную галерею продолжают посол СССР в Афганистане А. Пешков - почетный гость собрания, затем профильный эскиз президента Наджибуллы. Он, как молитву, повторяет тезис о приверженности народа социалистической ориентации страны. Для вождей, которые сидят в зале, президент - предатель. Они помнят его как телохранителя Амина, который оставил своего хозяина, а его семью отдал на растерзание заговорщикам.

Владимир Ольшанский не мог знать о дальнейшей судьбе делегатов съезда, но у всех персонажей на лицах обреченность…
- Как за три дня удалось набросать столько? - пододвигаю папку с портретами собеседнице. - Такое впечатление, что ему позировали.

- Может, и позировали. У них там отношение к художникам трепетное. Они их волшебниками считают. Володя рассказывал, что в Кабульском университете открыли студию, чтобы способные студенты могли учиться мастерству у заезжих графиков, живописцев и скульпторов. Он там два месяца проводил занятия…

- Мастер-класс?! Через переводчика фарси?
- Какой переводчик? Все художники общаются на одном языке. Эти голодные, оборванные студенты на коленях рисовали этюды. В руках кусок угля и оберточная бумага… Многие стали потом известными мастерами.

- Эти портреты тоже на коленях сделаны?
- Ну да. Не мог же он этюдник на съезд брать. Все на коленях. Портретист был от Бога. Ты ж понимаешь, что портрет - это всегда лотерея и хлопоты с заказчиками…

- В смысле?
- Я говорю о примитивной психологии. У человека есть внутренняя самооценка. Высокая она или низкая - значения не имеет. Главное, чтобы она постоянно подтверждалась извне. Если оценка окружающих совпадает с внутренней самооценкой, тогда наступает гармония, и мы себя чувствуем чудесно, если не совпадает - скверно. Естественно, это побуждает нас вести себя так, чтобы получать со стороны постоянное подтверждение о себе любимых такое, какими мы себя мыслим в пространстве.

- Помедленней чуть-чуть…
- Зря ты смеешься. Художник в портрете гармонизирует внутренний и внешний мир модели, основываясь на глубинной интуиции. Это и есть дар божий. Он чувствует одновременно все. И внутреннюю самооценку человека, и ожидаемую реакцию со стороны других людей. Портретист сначала психоаналитик, а потом уже художник.
- У него всегда получалось?
- Не всегда. На моей памяти Володя не мог сделать портрет Кинаха. Сидел, смотрел сутками на холст и ничего не делал…

- Наверное, что-то было такое, чего он не мог понять.
- Может быть. У политиков много всяких лиц. Зато вот, посмотри, - достала папку и вытащила на стол фотографии.

Портреты мальчишек и мужчин в возрасте. Николаевские афганцы. Детские лица, взрослые глаза. Нет лобовых эмоций, все спрятано внутри, только усталая спина и первые морщины говорят о пережитом. Тяжелый труд войны, утрата близких объединяет персонажей. Здесь трудно ошибиться - все хотят домой…

- От афганских портретов остались только фотографии.
- Как это?
- Не знаю. Сейчас трудно найти крайнего. Планировалась выставка в Доме художника, затем ее перенесли почему-то в Фонд культуры, потом и там отменили. Картины долго кочевали из одного помещения в другое, в конце концов, загадочным образом исчезли. Володя сильно переживал. У него много друзей-афганцев, лучше бы им подарил. 12 февраля в Доме художника - открытие его выставки. Там вся война, вся афганская тематика.
 
В Николаевском Доме художника открылась выставка в память о художнике В.Ольшанском
Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив