Машиностроение – базовая отрасль для экономики любого государства, — Сергей Кантор
Машиностроение – базовая отрасль для экономики любого государства, — Сергей Кантор
Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в Украине, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Экономические показатели Украины с начала этого года демонстрируют очередное катастрофическое падение. Падение промышленного производства более чем на 8%. Падение экспорта более чем на 6%, падение сельскохозяйственного производства почти на 12%. С каждым днем представителям базовых отраслей экономики страны все труднее справляться не только с системными проблемами, но и с последствиями пандемии, результатами ценовых войн на нефтерынке и отсутствием стратегии государства по поддержке и развитию собственного производства.
Если говорить о секторах промышленности, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства, – в первую очередь это машиностроение. Именно эта отрасль является драйвером спроса многих отраслей промышленности. Машиностроение создает длинную цепочку добавленной стоимости. Рост ВВП страны напрямую влияет на потребление промышленной продукции. Промышленное производство вырастет ровно настолько, насколько увеличится внутренний валовый продукт. Тут корреляция практически 100%.
За 29 лет независимости Украины должного внимания промышленности так и не было уделено. Долгое время государство пользовалось базой, выстроенной еще в Советском союзе, а тем предприятиям, которые были созданы уже в независимой Украине, внимания со стороны государства или государственной помощи так и не было предоставлено.
И, как видим, на ошибках прошлого никто не учится. Чего стоит вспомнить только последние годы. Наиболее зримым свидетельством провала правительства Алексея Гончарука в экономике, в конечном итоге стоившего премьеру занимаемого поста, стал именно промышленный спад, когда с осени начался спад в промышленности, хотя в целом ВВП демонстрировал пусть и замедлившийся, но рост.
Начавшийся осенью как снижение цен на промышленную продукцию, кризис в промышленности перерос затем в ее падение по итогам 2019 года на 1,8%, а январь этого года экономика встретила падением ВВП на 0,5%.
И даже особое внимание со стороны президента Владимира Зеленского к состоянию национальной промышленности и его публичный совет новому премьеру Денису Шмыгалю результата так и не дали. Все, что заявил премьер – это декларативные тезисы: налаживание коммуникации с бизнесом для выработки будущих идей улучшения ситуации; работа на внешних рынках для лоббирования интересов украинских экспортеров; создание стимулирующих бизнес-условий в налоговой сфере.
Впрочем, сам премьер не скрывал, что это пока «общие фразы», а конкретные шаги будут зависеть уже от общения с бизнесом, которого так и не произошло.
Нельзя сказать, чтобы шестой президент Украины озвучил мысль, которая не приходила в голову ни одному из правительств, правда, у некоторых из них она принимала достаточно необычные формы.
Так, премьер-министр Владимир Гройсман еще в октябре 2016 года заявил о планах по созданию некоего «комитета возрождения украинской промышленности», которая нуждается в государственной поддержке. В декабре того же года в ходе встречи с представителями украинского и иностранного бизнеса премьер даже заявил о создании подобного комитета, однако никакой информации о последнем больше не поступало.
Впрочем, в Кабмине Гройсмана даже разработали Стратегию развития промышленного комплекса Украины на период до 2025 года и даже разработали проект распоряжения Кабинета министров, однако дальше проекта дело не пошло. Промышленность оказалась в роли «пасынка государства», если не считать угольной промышленности, на которую в 2019 году государство потратило свыше 4 млрд грн. Вместе с тем все эти средства были израсходованы на государственные шахты, а львиная их доля – на выплату зарплаты шахтерам.
Что до 2020 года, то здесь сайт ведомства так и не сообщил о планах господдержки для упавшей промышленности, «потянувшей вниз» за собой ВВП страны.
Господдержка промышленности: механизмы известны, дело за реализацией
Эксперты, говоря о необходимости государственной поддержки промышленности, несколько расходятся в конкретных формах ее оказания. Так, эксперт Украинского института будущего Даниил Монин считает, что необходимо разрабатывать «секторальные стратегии» трансформации отраслей экономики к росту и точно так же «разбить» промышленность на сектора и кластеры, для развития которых составлять отдельные стратегии.
По мнению финансового аналитика Василия Невмержицкого, механизмы государственной поддержки должны проявляться в поддержке тяжелой промышленности, ВПК, машиностроения, чье развитие во всех странах является драйвером экономического роста.
Также в списке наиболее перспективных отраслей промышленности для господдержки эксперт называет сельскохозяйственное машиностроение и строительство. Украине нужна высокая добавленная стоимость.
По мнению Заслуженного машиностроителя Украины, главы наблюдательного совета ПАО «Завод «Экватор», депутата Николаевского городского совета от партии «Наш край» Сергея Кантора в будущей программе развития украинской промышленности следует сосредоточиться на тех отраслях, которые дают наибольшую добавленную стоимость.
«Украина должна развивать те отрасли, которые дают наиболее высокую добавленную стоимость. Это те предприятия, которые относятся к перерабатывающей промышленности с повышенной наукоёмкостью, с вовлеченностью в производственный процесс многих украинских предприятий», — говорит Сергей Кантор.
Также для поднятия промышленности будь-то судостроение, машиностроение, авиастроение необходимо ввести «налоговые каникулы», отсрочку или даже отмену по отдельным налоговым платежам. В том числе необходимо проработать возможность снижения ставки налогов для предприятий, которые экспортируют свой продукт.
«Промышленность – это та отрасль, которая дает наивысший КПД и обеспечивает высокий уровень трудоустройства. Государство должно провести инвентаризацию своих возможностей, определить наиболее перспективные направления и делать вложения, устанавливать государственные заказы, которые не только будут основополагающими для развития предприятий, но и будут пополнять бюджеты всех уровней», — говорит Сергей Кантор.
Заслуженный машиностроитель утверждает, что с таким стремительным падением промышленности, с сокращением рынка сбыта и отсутствием государственного регулирования отрасли, перспектив не будет. Производственники останутся, как и сейчас, один на один с мировым кризисом. Выживут, по мнению Сергея Кантора, единицы.
«Молодежь не хочет становиться у станков, денег для обновления оборудования недостаточно, а, созданный подход к функционированию отрасли на государственном уровне не способствует решению проблем. Никто не заинтересован в развитии страны, как промышленного государства. Мы как сырьевой придаток. И это нужно менять, если мы хотим развиваться, а не быть на иждивении», — обрисовывает реальную картину состояния украинской промышленности Сергей Кантор.
Также депутат отмечает, что проблемы есть и на местном уровне. Непонимание ценности в развитом машиностроении присуще и местной власти, которая умеет тратить, но не хочет думать, как заработать и приумножить.
«К пребольшому сожалению, местная власть вообще на другой планете по отношению к машиностроению. Складывается впечатление, что они не видят взаимосвязи между пополнением бюджета, снижением уровня безработицы, повышением уровня потенциала города и развитием, поддержкой предприятий. Как распределять налоги, которые уплачивают промышленники — чиновники знают, а вот как поспособствовать увеличению сумы доходной части за счет вложений в промышленность – это для них высшая математика», — говорит Сергей Кантор.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в депутатском корпусе Николаевского городского совета Сергей Анатольевич – единственный промышленник, всю свою трудовую жизнь, проработавший в машиностроительной отрасли, кроме него экспертов и профессионалов, работающих промышленников в сессионном зале больше нет.
ПОЗИЦИЯ ПАРТИИ:
«Наш край» всегда поддерживала и будет поддерживать развитие отечественной промышленности. Украина должна бороться за свой экономический суверенитет. Партия призывает Правительство принципиально отстаивать позицию Украины по локализации машиностроения»
Справка: Сергей Анатольевич Кантор родился 4 мая 1952 года в селе Широкий Лан Веселиновского района Николаевской области. В 1975 году окончил институт им. Адмирала Макарова по специальности «Судовые силовые установки». Имеет ученое звание академика Академии наук судостроения Украины, кандидат технических наук. В 2005 году удостоен почетного звания «Заслуженный машиностроитель Украины». Трижды ему была присуждена премия «Горожанин года» города Николаева: 2007 г. – в номинации «Промышленность», 2010 г. – в номинации «Благотворительность», 2012 г. – в номинации «Устойчивое развитие». С октября 2010 года и по сей день занимает должность Председателя наблюдательного совета ПАО «ЗАВОД «ЭКВАТОР». Депутат Николаевского городского совета четырех созывов. В 2015 году был избран депутатом Николаевского городского совета от партии «Наш край», член депутатской фракции «Наш край», входит в состав постоянной депутатской комиссии по вопросам экономической и инвестиционной политики, планирования, бюджета, финансов и социально-экономического развития Николаевского городского совета.