Комиссар Российской империи
«…Официальная церемония передачи Аляски Северным Американским Соединённым Штатам состоялась в Ново-Архангельске 6 октября 1867 г. На площади перед резиденцией Главного правителя Русской Америки князя Д.П. Максутова выстроились американский военный отряд (250 чел.) во главе с генералом Л. Руссо и русские солдаты (100 чел.) под командой правительственного комиссара, капитана 2 ранга А.А. Пещурова. После оглашения договора США с Россией и салюта в 42 выстрела был спущен русский флаг и поднят американский звёздно-полосатый».
(Газета «Голос», от 1 февраля 1868 года, Санкт-Петербург).
Правительственная сделка с американцами поначалу была засекречена. Как только информация просочилась в русские либеральные СМИ, о ней сразу заговорили в негативном тоне. Та же газета «Голос» в апреле 1868 года писала: «Продажа за бесценок американцам Аляски – это позор и забвение памяти наших первопроходцев. Мы не можем отнестись к подобному невероятному слуху иначе, как к самой злой шутке над легковерием общества... Неужели трудами Шелихова, Баранова, Хлебникова и других самоотверженных для России людей должны воспользоваться иностранцы?..».
Территория Русской Америки во второй половине ХIХ века была практически необитаема. Здесь проживали около 2500 русских и примерно 60 000 индейцев и эскимосов. 70 промысловых поселений с центром в г. Ново-Архангельск обеспечивали административное присутствие России на этих землях.
Продажа Аляски – первый случай добровольного отказа империи от приобретенных владений. 1 518 800 квадратных километров суши были проданы Северным Американским Соединенным Штатам всего за 7 миллионов 200 тысяч долларов. За один квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента. Вместе с землей американцам передали все недвижимое имущество, колониальные архивы, официальные и исторические документы.
Легитимность этой масштабной сделки обеспечивал правительственный комиссар, капитан 2 ранга Алексей Алексеевич Пещуров – будущий командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева.
Уполномоченный
Алексей Алексеевич Пещуров – вечный уполномоченный и правительственный комиссар. Его блистательная карьера была связана с важными государственными поручениями секретного характера.
Он родился 9 мая 1834 года в селе Лосево Мосальского уезда Калужской губернии. Алексей Михайлович Пещуров – обер-прокурор VII департамента Правительствующего сената и отец будущего Николаевского губернатора, определил своего 13-летнего сына в Морской кадетский корпус.
В 1852-1854 гг., будучи гардемарином, он участвует в знаменитом «дипломатическом» походе вице-адмирала Е.В.Путятина из Кронштадта в Японию на фрегате «Паллада». В 1855-м Алексей Пещуров вернулся в Кронштадт и в ноябре тоге же года был произведен в лейтенанты.
В 1856 году, после окончания Крымской войны, его отправляют в долгую командировку на военные верфи Англии и Франции. Молодой лейтенант размещает на частных верфях Плимута, Гуля и Бреста заказы морского министерства, составляет подробные отчеты о технологическом процессе броненосного судостроения. Четырехлетняя командировка носит характер «промышленного шпионажа».
В 1860-м Пещурова отзывают в Санкт-Петербург. За успешно выполненное поручение его награждают орденом Св.Анны 3-й степени и чином капитан-лейтенанта.
В сентябре этого же года он назначается командиром клипера «Гайдамак» и вновь отправляется из Кронштадта на Дальний Восток - для усиления Тихоокеанской эскадры. В составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала А.А.Попова «Гайдамак» скрытно совершил рейд к берегам Северной Америки, и в течение двух лет крейсировал у восточного побережья США. После выполнения этой миссии Алексей Алексеевич, в 1864 году, удостоился ордена Св.Владимира 4-й степени и производства в капитаны 2 ранга.
В 1867-м ответственный комиссар Пещуров прибывает на Аляску, чтобы обеспечить исполнение международного договора по передаче имущества и территории Русской Америки правительству Северных Американских Соединенных Штатов. Тяжелое испытание для молодого офицера. Процедурное исполнение торговой сделки двух правительств не было оговорено в деталях. 250 американских солдат под командованием генерала Девиса вели себя в Ново-Архангельске, как испанские конкистадоры в Латинской Америке.
Алексей Пещуров в своем отчете Морскому ведомству отмечал: «Нахлынувшие сюда американцы, ведут себя довольно беспорядочно, в особенности солдаты, состоящие из всякого сброда. Было уже немало случаев драки и воровства, из еще сравнительно небольшого гарнизона постоянно до 30 человек арестованных».
Генерал Дэвис потребовал от населения «немедленно оставить, принадлежащие американскому правительству здания». Пьяные американские солдаты принялись выкидывать беззащитных людей на мороз и грабить имущество. Русский комиссар Пещуров быстро отреагировал на ситуацию. Он собрал оставшийся русский гарнизон из 100 человек и арестовал всех мародеров. Через неделю он, таким же образом, отстоял меховые магазины Русско-американской компании.
Очень быстро военный моряк стал неудобен банде аферистов, которые хотели присвоить неучтенное в договоре имущество, состоявшее из промыслового флота, портовых магазинов и ледниковых продовольственных хранилищ. Русский посол в Вашингтоне Эдуард Штокль, который стоял за кулисами всей сделки, попросил российский МИД отозвать правительственного комиссара «поскольку свою миссию Пещуров выполнил блистательно и надобно поощрить толкового офицера по службе».
В 1868 году он отправляется в Кронштадт. Его производят в капитаны 1 ранга и назначают вице-директором канцелярии Морского министерства. Должность, хоть и придворная, но очень хлопотная. Канцелярия обеспечивает регламент работы всего ведомства и отвечает за координацию действий управления всей морской отраслью империи.
Алексей Алексеевич находится «в близком окружении» с императорскими особами и за короткий срок получает самое большое количество монарших милостей. Его награждают орденами Св.Анны 2-й и 1-й степеней, Св.Владимира 3-й степени, Св.Станислава 1-й степени, персидским - Льва и Солнца 2-й степени. За участие в разработке нового положения о воинской повинности в 1873 году Пещурову было объявлено «именное благоволение». На следующий год «за отличие» его произвели в контр-адмиралы, затем «назначили в свиту Его Величества» и, наконец, в 1880-м он становится морским министром.
В середине 70-х годов ХIХ века на судостроительных заводах империи начинает раскручиваться программа строительства броненосного флота. В 1882 году 46-летний морской министр назначается военным губернатором Николаева и Главным командиром Черноморского флота и портов. Ему присваивается звание вице-адмирала и поручается организовать строительство современных броненосных кораблей на юге страны.
Государственное задание превращает командированного офицера в правительственного комиссара. Именно в этом скрытом статусе Алексей Алексеевич Пещуров прибудет в Корабельный край.
Комиссар города
Город Николаев достался вице-адмиралу Пещурову динамично развивающимся мегаполисом. Предыдущие военные губернаторы Б.А. Глазенап, Н.А. Аркас и М.П. Манганари приложили титанические административные и материальные усилия, чтобы возродить город, умирающий после неудачной Крымской войны.
Николаевский публицист В.А. Никитин, который исследовал по архивным документам экономику города этого периода, в своей книге «Николаев: 100 лет спустя», дает такую картинку: «… в Николаеве жило чуть больше ста тысяч человек. Из них половина была мещанами. Примерно каждый десятый горожанин был купцом, среди которых женщин было больше, чем мужчин. Народное просвещение позволяло молодым людям из всех сословий получить коммерческое, техническое, музыкальное и медицинское образование.
Мягкие климатические условия способствовали большому производству зерновых продуктов. Торговая деятельность населения была важнейшей и способствовала развитию других производств. В частности, машиностроения, судостроения, литейного дела, хлебопекарен, колбасных и портняжных цехов. В городе работали два пивоваренных завода и табачная фабрика.
Власть была сосредоточена в Николаевском градоначальстве и Николаевской городской Думе, в которую избиралось 50 гласных. Заседания Думы проходили еженедельно в вечернее время с 19 до 22 часов. Это позволяло гласным не отрываться от своей основной деятельности…».
Новый военный губернатор не стал разрушать динамичную гражданскую жизнь, налаженную усилиями своих предшественников. Алексей Пещуров понимал, что возврат к монохозяйственной ориентации города на военное судостроение в ущерб цивильной экономике, пагубно отразится на жизни горожан и… на строительстве броненосного флота.
Постройка первых броненосцев, имевших водоизмещение около 9 – 11 тысяч тонн и большую осадку, требовало углубления Очаковского фарватера. Это было сделано в 1887 году, а уже в следующем спущен первый эскадренный броненосец «Екатерина II». За ним последовали «Чесма», «Синоп» и «Двенадцать апостолов». В 1886-1887 гг. из доков вышли минный крейсер «Капитан Сакен» и несколько канонерских лодок.
Бюджетные потоки военного судостроения гармонично питали экономику города. Появилось несколько тысяч новых рабочих мест, повысились покупательная способность и общий уровень жизни населения.
Николаевский порт, с момента постройки в 1873 году Харьковско-Николаевской железной дороги, стал притягивать хлебную торговлю из 10 внутренних губерний России. Инфраструктура легкой промышленности, созданная инвестициями городского купечества, продолжала сохранять лидирующее место в муниципальном хозяйстве.
Вице-адмирал Пещуров остался в памяти горожан заботливым губернатором. 20 февраля 1889 года он выхлопотал у Сената специальное разрешение, которое позволяло Николаевскому отделению Государственного банка выдавать ссуды под зерновой хлеб. Этот простейший франчайзинг позволил страховать риски, связанные с производством, хранением и транспортировкой пшеницы. Через полгода Государственный совет выделил средства для устройства в Коммерческом порту каботажной гавани, и… 9 сентября 1889 года гранитная набережная была освящена. Возросший грузооборот порта увеличил на порядок городские доходы, что позволило развивать коммунальное хозяйство.
Вот что было создано в Николаеве за девять лет губернаторства Алексея Алексеевича Пещурова: 11 июля 1882 г. был заложен сквер напротив Александровской мужской гимназии (Манганариевский); 1 августа этого же года открыто «Северное телеграфное агентство», связавшее город со всем миром; 6 декабря 1883 г. освящена обновленная Базарная площадь, которую вымостили булыжником; в 1889-1890 гг. продолжилось замощение улиц Адмиральской, Набережной и Соборной площади; 1 января 1890 г. открылась внутригородская телефонная связь, а 7 мая торжественно освящен Николаевский речной яхт-клуб в Военной гавани над Бульваром.
Бурно развивалась культурная и духовная жизнь общины. 1 августа 1882 г., по инициативе доктора Н.Н. Прусакова, открылась школа грамотности на городском хуторе Водопой. 1 октября этого же года на перекрестке Соборной (Советской) и Херсонской (пр. Ленина) улиц городское мещанское общество заложило часовню в память мученической смерти императора Александра II, которую позже отстроили в русско-византийском стиле. В 1890-м женская Мариинская гимназия переехала в новое здание, построенное по проекту архитектора Е.А. Штукенберга. 29 августа этого же года открылась городская больница, включающая в единый комплекс 14 зданий, а 18 сентября была заложена Римско-католическая церковь на углу улиц Глазенаповской (Декабристов) и Таврической (Шевченко). В городе работал артистический кружок и общество народных чтений.
Гражданская жизнь николаевской городской общины гармонично сопровождала растущее броненосное судостроение. Административная деятельность вице-адмирала А.А. Пещурова, правительственного комиссара в роли военного губернатора, придала городу динамичное развитие, которое будет продолжаться вплоть до начала глобальных социальных катастроф – революции, Гражданской войны и семидесятилетнего периода советской власти.
1 января 1891 года вице-адмирал Алексей Алексеевич Пещуров был отозван в Санкт-Петербург. Его сменил в должности военный губернатор Н.В. Копытов, которому достались благополучный город, налаженный конвейер строительства броненосных кораблей и устоявшийся быт николаевской общины.