Как правильно всех Кинах-2?
В процессе политических ссор, договоров, раздоров, замирений и обыкновенной борьбы за власть как-то затерялись выдающиеся посредственности вроде Анатолия Кирилловича Кинаха. Одноклассники Толи из скромной школы села Братушень не знали, что их старательный медалист станет тем камнем преткновения, о который споткнется корабль украинского парламентаризма. А избиратели Николаева только в 2004 году оценили обманувшего их доверие бывшего начальника планово-диспетчерского отдела завода «Океан». И мы продолжаем более подробное изложение истории успехов и падений простого молдавского сельского мальчика Толи Кинаха в украинском городе Николаеве.
Ползком к власти
Консолидация избирателей Корабельного района Николаева, вера рабочему комитету завода «Океан» во главе с председателем цехового комитета Юрием Рябковым позволила Кинаху победить коммуниста Новожилова и демократа Коваленко. Тогда, в 1989-1990 годы депутаты были еще из народа: доярка Папушой, бригадир Лесничий, замдиректора Лисицкий, наконец, Анатолий Кинах. Но в отличие от Виктора Лисицкого, который аж до декабря 1991 года изображал из себя вождя демократии, Толя Кинах никогда не хотел кресла вождя народа. Зачем? Народ капризен, непостоянен. Сколько ему ни монтируй томограмму, сколько ни поставляй медицинское оборудование, сколько ни раздавай квартир «чернобыльцам» и «афганцам», сколько ни финансируй больных лейкемией детей, все равно разлюбят. Верят избиратели в чудо, а в подачки не верят.
Тут вдруг счастье на голову – Кинаха сделали представителем президента Кравчука. Март 1992 года, весна веры в себя, в свое право «порулить» – и лидеры демократов идут во власть. Из руховцев туда попали Головченко, Фляк, Иванюченко, Коновалов. Из «экологистов» – Галат и Седлецкий. Кстати, Галат проворовался за 3 года. Из демократов уцелели Дробилко и Казанский.
Но свой путь губернатора Кинах начал не с них.
Анатолий Кинах не имел определенного мнения по вопросу подбора кадров. Ясно было одно – надо приводить своих. А своих не было или они заведомо не знали работы. Не знал ее и сам Кириллович. Зато ее знал Николай Круглов, бывший в это время на странной должности – заместитель председателя горисполкома по экономике и промышленности. Должность завели для бывших начальников ГлавПЭУ или почившего еще в 1990 году Облплана. Чтобы у Круглова не было абсолютной монополии на подбор исполнителей, у руководительницы избирательного штаба депутата Верховного Совета Виктора Лисицкого заводской экономистки Светланы Клименко выпросили первого помощника – Николая Нараевского. Рослый, здоровый, молодой «ивановец» из расползавшегося по служебным кабинетам комсомольского оперотряда оказался наилучшим распорядителем воли патрона.
Разумеется, Анатолий Кириллович потом предал своего выдвиженца. Случилось это уже в январе 2000 года, когда Кирилловича в очередной раз выгнали из каких-нибудь вице-премьеров. Новый губернатор Алексей Гаркуша выгнал Нараевского вон, а Круглов не простил здоровяку отсутствия преданности: Нараевский не ушел вслед за ним в ноябре 1999 года, а ждал милостей нового хозяина.
Эта маленькая подробность очень симпатична. Она демонстрирует такую особенность новой власти, как подмену компетентности моральностью.
От реформ до холеры
Начинал Анатолий Кинах со слепой веры во всемогущество новых волшебников – предпринимателей. Стоило какому-то проходимцу, давно связанному с бандитами, типа Семена Аксендлера, Владимира Заплатинского или его подельника, проректора НКИ Владимира Бограда назвать себя предпринимателем, как Кинах лично цеплял на них «лейбл» «эффективный собственник». А за этими волшебниками шли всякие «хачики» и тянули все подряд. Чтобы это развитие «по спирали» шло гладко, создавались ассоциации предпринимателей.
Наивный мечтатель Дмитрий Корнеев (сейчас этот пенсионер все еще верит в чистоту помыслов первоначального Кинаха) возглавил такую ассоциацию, потому что боялся, что предприниматели станут цыганами, у которых никогда не было своей державы и своих заступников. Но из-за краж стал расползаться бюджет области. Кириллович нашел выход из бюджетного кризиса. Он придумал холеру. Как раз тогда он с триумфом победил Михаила Башкирова на выборах председателя облсовета и продал президента Кравчука. Многоопытные негодяи-партократы вспомнили о выдумке одесситов начала 70-х годов – холере.
Анатолий Кинах быстро сориентировался: пока Кучма вникнет в тему, можно будет украсть массу бюджетных денег. Он тогда уже не мучался на восьмом этаже над сосновой посадкой с видом на завод «Океан», а важно в 6 утра шел по центральной улице к кабинету над Ингулом. Все знали, что Кинах скромен. Его милая жена Люда начисляла пенсии вместе с Владимиром Чайкой. Другой Чайка вел дела облсовета. А раз человек не гуляет, не сбивает прохожих машиной, не завел гарем и кумовей, то он – праведник. Сухой и подчеркнуто деловитый бездельник Кинах праведником не был никогда. Он был и остается честолюбцем. Как тогда шли выборы – кампания за кампанией – вперемешку с холерой. Уже не во всех округах сходилось 50% избирателей. Как по 40 минут на глазах облисполкома Кинах отчитывал своего выдвиженца Бердникова – тот не смог симулировать страшную эпидемию в областном центре. Эх, золотое было время!
Спасательный круг вранья
Но вот торговца несвежим воздухом холерного вибриона изъяли из судостроительной столицы Украины и отправили в подмогу Марчуку в столицу! Но Павел Лазаренко решил удалить Кинаха обратно в Николаев, а внешне добропорядочного и, несомненно, административно более опытного Круглова взять министром транспорта. Взял – аж на 58 дней! Кто помнит, Коммуна в Париже продержалась 72 дня, Круглов министром – 58!
Кинах ни за что не хотел возвращаться на стартовую площадку своей политической карьеры. И он опять придумал…
Как раз тогда Леонид Кучма с Дмитрием Табачником и другими своими прислужниками стал воздвигать на смену КПСС народно-демократическую партию. В эту НДП сразу влез Кинах.
В 1998 году, когда Анатолий Кинах еще раз попробовал стартануть в Кабмин из Николаева, он решил воспользоваться отколовшейся частью НДП во главе с Владимиром Фаставцом, Погуренко и Рукавниковым. Эту группу он эксплуатировал и в 2002 году, пытался бы и в 2004, но со смертью Владимира Фастовца в 2003 году у него в обойме остался только Чайка.
Несмотря на ссору с Пустовойтенко, Кинах упорно страховался от прямой атаки на НДП, даже распорядился не выводить из тонущей партии остатки районных организаций Корабельного и Ленинского районов Николаева вплоть до их исключения из НДП накануне учредительного съезда ПППУ.
Но все это не мешало ему нагло лгать в глаза самым близким соратникам. К примеру, в глаза директору коллективного предприятия по ветроэнергетике «БОЭР» Владимиру Сергеевичу Подгуренко. Еще будучи депутатом облсовета, в составе депутатской группы «За реформы» Подгуренко, как и Александр Коваленко, серьезно помог Кинаху, поручившись за малопопулярного судостроителя перед директором более «розоватого оттенка». Тот подбросил денег на Аджигольскую ветроэлектростанцию, где из-за проблем с механикой ветроагрегатов отечественного изготовления участились аварии.
Кинах всегда узнавал соратника в лицо и радостно обещал поддержку в плане приобретения немецких ветроагрегатов. Но к 2004 году стало ясно, что в Николаеве кроме мэра Владимира Чайки бывший «выпускник из школы местных демократов» Николаеву помогать не собирается и не будет! Разочарование уважаемый патриарх демократического движения Владимир Сергеевич Подгуренко выразил открыто. Но Кирилловичу все это было уже до лампочки.
Потолок компетентности
Но у Кирилловича настал потолок компетентности. Его хилая недопартия ПППУ, которую остряки прозвали Партия Политических Проституток Украины, потеряла даже любимого Толей Онищука! Остался он в «Нашей Украине» и радуется, что наконец-то оторвался от своего патрона. Да и как могут уважающие себя люди играть седоков лошадок на карусели, которую Толик крутит то в строну Брюсселя, то в сторону Москвы. Ну а Таруте, Ахметову и Коломойскому такой Кинах сто лет как не нужен.
Да и нюх Кириллович потерял окончательно. Чтоб ему бы за две недели до коронации на пост министра непонятной ему теневой экономики сдать мандат? Нет, честолюбец, которому хоть армией, хоть флотом, хоть пожарниками руководить, не стал рисковать. Да и свои шесть оруженосцев надо было заранее во внефракционные вывести, тогда и формулировки у зловещего указа президента Украины были бы другие. Но нюх лоббиста, который готов лоббировать что попало и как попало, вдруг пропал!
Конечно, следить за Яновичем, чтобы всемогущий дублер Януковича не обижал предпринимателей из США, Кинах еще может. Но помочь экономике уже не в состоянии. Даже журналистка газеты «Вечерний Николаев» услышала от губернатора Садыкова о катастрофическом падении уровня кредитования села. Уже 24 апреля 2007 года было выдано кредитов на 75 млн грн., а в прошлом году весенне-полевые работы были подняты за счет 278 млн грн. краткосрочных и 70 млн долгосрочных кредитов. Наживший печальный опыт в Доманевском районе Николаевщины Виктор Грамматик говорит о 26% внепланового пара – поскольку эта статистика от Андрея Туманника, бывшего банкира из «Юникс-банка», то можно смело говорить, что 60-65% земли уже не засеяно!
Но Кирилловича мало волнует, что осенью не удастся провести сев озимых, если этот балаган, именуемый Кабмином «Янукович-2» не завершится после досрочных выборов. Гораздо больше его беспокоит реакция рейтинговых агентств и мировой биржи, где уже появились всякие акции украинских олигархов – пока, правда, только владельцев недвижимости в Киеве.
Зато Кинах вошел в историю.
Решив вслед за Виктором Медведчуком слепо следовать за кремлевскими политтехнологами, он сорвал стоп-кран. Последствия были печальны – пародия на Майдан 2004 года, где он был в другом амплуа. Подрыв самой идеи пиар-революции, плевок в лицо хранителям… нет, не ценностей демократии, а Ее величества Глобальной экономики, с ее несокрушимой волей к интеграции – это сильнее всяких там местных мелкотравчатых Фаустов с их Маргаритами или Маринами. Еще Франц Ницше учил: «Не плюй против ветра» (это в переводе у Ницше было грубее).
Кинах плюнул. Осталось подождать, пока плевок вернется в свое исходное положение.
А он вернется! Это точно!