Это было в нашем городе...

13.09.2013 в 17:34

В этом году Николаев отмечает не просто 224-летие со дня своего рождения, а завершение 100-летней эпохи в жизни города. С одной стороны, прошло всего лишь одно столетие - это миг по сравнению с появлением жизни на Земле. А с другой - прошло уже целое столетие, пережившее революции, войны, смены режимов, ценностей…


Иногда очень интересно заглянуть в прошлое и попытаться представить себе, каким был наш город сто лет назад. Какие были нравы, что тогда пели, как танцевали, что пили-ели, чем увлекались, что носили. Экскурс в прошлое мне помогла осуществить заведующая экспозиционным отделом, научный сотрудник музея "Старофлотские казармы" Елена Пономарева.


1913 год, по мнению историков, был наиболее успешным в экономическом плане для Российской империи, насыщенным общественно-культурными событиями. Это был год празднования 300-летия царствования дома Романовых. Под этим знаком проходили главные мероприятия, вручались грамоты и памятные адреса в кожаных обложках со специальным логотипом и фотографиями императорской семьи. И не только.


Это был год триумфа Дягилевского балета, моды на пестрые костюмы знаменитого в то время художника-модельера Бакста. Это было время популярности звезд кинематографа Веры Холодной, Макса Линдера, Асты Нильсен, эстрадных кумиров Александра Вертинского, Изы Кремер. Год небывалого экономического подъема страны, процветания меценатства, культурного бума. Это было время зарождения новых смелых традиций в моде, литературе, искусстве. Люди танцевали запретное танго и привыкали к чудачествам футуристов, гулявших с морковкой в петлицах, красивших волосы в яркие цвета. Особым шиком, кстати, считались золотые и серебряные волосы. Вызывавшая поначалу сенсации и скандалы, эта мода окончательно завоевала свое право на существование в 1913-1914 годах.


На смену платьям с закрытыми шеей, плечами и руками пришли женские наряды с завышенной талией (долой корсеты!) и глубоким декольте, появились дамские шляпы с 30-сантиметровыми булавками, которые служили не только украшением, но иногда и средством защиты, и грозным оружием против обидчиков. Зеленоватая пудра на женских лицах придавала модный болезненно-утонченный вид. У мужчин были в моде цилиндры и накрахмаленные белые рубашки с жесткими воротничками. Наблюдалось стремление к театрализации и маскараду, ставшие отличительной чертой русской культуры начала XX века. Светские дамы во всем старались подражать театральным героиням.


В общем, художники-футуристы, театральный художник Л.Бакст создавали артистическую моду, которая служила обывателям примером для подражания не только в одежде, но и во взглядах. Желто-оранжевый цвет "танго", цвет эстетизма, в сезон 1913-1914 гг. буквально сводили с ума элегантных дам. Платье нового силуэта - узкое по всей длине - иногда завершала чалма, ток или шотландский беретик, украшенные пером или бантом. Порой возникала тема национального костюма. Устраивались специальные балы, где все должны были присутствовать только в национальных одеждах - как средство патриотического воспитания и спасения России от засилья декадентских мод.


Так было до 1914 года, когда Первая мировая война круто изменила жизнь страны, а с ней - быт, одежду, которая вскоре  из индпошива перешла в массовое промышленное производство.


Но представим себе, каким был наш город в 1913 году, в период наивысшего расцвета страны в целом (в дореволюционный период), и, в частности, г.Николаева. Несмотря на разрушительные войны и революции, глобальные реконструкции советского периода, свидетели эпохи столетней давности все же сохранились до наших дней. Это здания, предметы быта, документы, фотографии. 


1913 год ознаменовался несколькими незаурядными событиями. Одно из них - это открытие краеведческого музея. Все началось с природоведческих экспонатов, собранных коллекционером Эммануилом Петровичем Францевым. Он мечтал, чтобы коллекция  стала достоянием города и после его смерти была размещена в специальном здании. Первым директором музея стал гласный думы (по-нынешнему – депутат горсовета), возглавлявший специальную комиссию по передаче экспонатов, С.И.Гайдученко. К сожалению, с того времени почти сто лет краеведческий музей находился в разных приспособленных помещениях, и только в прошлом году мечта основателя и сотрудников нынешнего музея сбылась. Благодаря властям, огромным общим усилиям строителей, художников, научных сотрудников, в нашем городе открылся краеведческий музей "Старофлотские казармы". Впрочем, это - отдельная история.


Если заглянуть в начало прошлого столетия, то можно увидеть, что жизнь в Николаеве была насыщенной и интересной. Буквально следом за краеведческим открылся музей изящных искусств (ныне - художественный музей) - в 1914 г. Несмотря на то, что в Николаеве публика была менее подготовлена к восприятию искусств, по сравнению, к примеру, с той же Одессой, сказывался статус сугубо промышленного, военного, закрытого города, - все же ряд важных объектов появился именно в 1913 году.


Кроме подводных лодок, эскадренных миноносцев, десантных кораблей, которые быстрыми темпами строились в Николаеве, тогда был спущен на воду мощный паротурбинный корабль "Императрица Мария", который начал новую эру в постройке боевых кораблей. Этот корабль во многом превосходил ранее построенный флот и вселял надежду в превосходство страны на Черном море. В Николаев приехал император Николай II, побывал на боевом корабле, вручил отличившимся корабелам золотые часы с именными надписями. К этому времени оба казенных судостроительных завода были проданы частным акционерам и благодаря новым инвестициям полностью переоснащены. Вложили деньги в это дело вся императорская семья, высшие чины военного министерства, состоятельные люди. Деревянные постройки на первой судоверфи были снесены, на их месте появился ажурный металлический эллинг, который сохранился до сих пор и хорошо виден и теперь со старого Ингульского моста. Была проложена железнодорожная ветка, которая связывала завод с Николаевской товарной станцией.


Именно в это время г.Николаев входил в десятку лучших городов России. Не только кораблестроение достигло небывалых размахов, но уже работал коммерческий морской порт, был построен элеватор по новым американским технологиям, зерно из всех сельскохозяйственных регионов свозилось сюда, хранилось, сушилось и по воде отправлялось дальше. В 1913 году был построен электрический жолоб, по которому зерно, которое раньше грузчики переносили на своих спинах  в мешках, теперь  лилось сплошным потоком из зернохранилища на грузовые баржи.


Именно в это же время началась новая эра в градостроительстве. Благодаря капиталовложениям, состоятельным заказчикам, архитекторам были построены каменные дома, создан внешний облик города, который сохранился доныне - теперь мы называем его "старым городом". В 1913-14 гг. в Николаеве была проложена первая ветка и пущен первый трамвай. Сохранились мраморная доска, которая гласит об этом событии. Тогда же была построена трамвайная подстанция (в советское время - кафе "Садко" на пересечении ул.Советской - пр.Ленина). Трамвайчик шел по ул.Соборной, связывал базарную площадь, больницу, вокзал. Проезд стоил 5 копеек, с пересадкой - 8 копеек. Бесплатный проезд был у полицейских, почтово-телеграфных служащих (но не более одного человека и при этом - стоя на передней площадке).


В 1913 году завершилось строительство последней церкви в нашем городе - Леонидо-Феодосиевской (по проекту архитектора Евгения Штукенберга). Вдова владельца мельницы и макаронной фабрики, француза по происхождению Альфреда Виньона - Феодосия Виньон - пожертвовала 10 тысяч рублей на строительство храма на территории 1-й городской больницы в память об умершем сыне Леониде. Впоследствии она и сама была там похоронена. Церковь сохранилась до наших дней, была восстановлена уже в 90-е годы XX столетия.


Еще одно важное событие 1913 года - открытие в Николаеве учительского института по ул.Никольской, 12 в арендованном здании садового товарищества Ефима Бельвью. Кстати, старое здание учительского института сохранилось до наших дней (в глубине двора ННУ им.Сухомлинского). Увы, оно находится в аварийном состоянии и может исчезнуть с карты старого города навсегда. Это был институт для подготовки народных учителей, которые в основной своей массе были из глубинки и имели слабую теоретическую подготовку. Первый набор состоял исключительно из юношей 16-25 лет. В наличии для студентов было 24 казенных места и 5 «своекоштных», обучение за свой счет стоило 40 рублей в год. Первым директором был Петр Николаевич Жданов, приглашенный из Иркутска, он преподавал педагогику. Русский язык, историю, географию - Андрей Михайлович Малинин, математику - Сергей Федорович Афанасьев, черчение, рисование - художник, первый хранитель художественного музея Владимир Александрович Мурзанов, пение - музыкант, композитор, сочинявший церковную музыку, Александр Михайлович Погадаев, гимнастику - подпоручик 58-го пехотного Прагского полка, впоследствии герой  Первой мировой войны Людвиг Казимирович Паевский, законоучителем - священник Адмиралтейского собора Михаил Федорович Малявинский. Все эти люди были очень заметными в городе, помимо преподавания, выполняли определенные общественные миссии - каждый в своей отрасли.


Может быть, менее заметным, но характерным для того времени было открытие в нашем городе первого музыкально-литературно-артистического кружка. Это было еще до создания постоянной театральной труппы. В числе организаторов был сам городской голова Николай Леонтович, председателем дирекции музыкального общества - Леонтий Ратнер и др. В кружок входили издатель Юрицын, юрист Соболев, все семейство Аркасов. Эти люди были высококультурными, музыкально и всесторонне образованными, одаренными, патриотами своего города.


...Фарфоровая кукла, цилиндр, трубка, пепельницы, часы на цепочке, портсигар, ножницы для сигар, перчатки, браслеты, платья, вышитые мастерицей женские туфельки, веер, ажурный зонтик, пелерина и еще масса вещей, которые в начале прошлого столетия были в моде,  сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Они принадлежали людям, уже давно ушедшим в мир иной. Теперь это - просто экспонаты. Каждая вещь может очень много рассказать нам о событиях, нравах, образе жизни, быте николаевцев, живших в начале прошлого столетия. Кстати, девушки и женщины из состоятельных семей не были такими уж белоручками, как было принято считать. Они прекрасно умели шить, вышивать, готовить, вести хозяйство, играть на музыкальных инструментах. В начале прошлого века также очень ценились вещи, одежда, мебель, сделанные по индивидуальному заказу или своими руками. По внешнему виду можно было определить, к какой группе по роду занятий относились категории людей - мастеровые, рабочие, гимназисты, купцы. По вещам, предметам можно восстановить образ жизни.


...Вот музыкальная комната, горят свечи в подсвечниках, вокруг рояля собираются дамы и кавалеры. Они играют, читают новые литературные произведения, делятся впечатлениями, обсуждают последние новости. А дальше - чаепитие. Раскален большой бронзовый самовар, на столе - фарфоровые чашки, в комнате пахнет пирогами...


Все это было в нашем городе сто лет назад. И этого отрицать и забывать никак нельзя.

Вечерний Николаев

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив