Через просвет античной колоннады
Николаеву 220 лет. Подростковый возраст для города и, как всякому подростку, ему хочется стать взрослым. Нормальное желание для ребенка. Это женщины не любят юбилеев, им всегда восемнадцать, а мужчины… мужчины стремятся выглядеть старше. Возраст для них - социальный капитал, состоящий из опыта, карьеры, деловых связей и приращенного имущества. Время не портит мужчину, оно делает его привлекательным.
«Мужские» администрации современных городских общин часто озабочены «несолидным» возрастом своих мегаполисов. Коллективно-бессознательная рефлексия толкает выборных чиновников на все, чтобы отодвинуть дату основания города «в глубь времен».
Во второй половине 70-х годов прошлого века Владимир Щербицкий 1-й секретарь ЦК КПУ инициировал раскопки в центре Киева и заставил хорошего археолога Петра Петровича Толочко (нынешний академик и директор Института археологии НАН Украины) «округлить» дату основания столицы Украины. Что и было сделано. Киевляне в 1982-м счастливо отпраздновали свое 1500-летие и «подтянулись» по возрасту к «старшим товарищам»: ереванцам и тбилисцам. Подростковый комплекс был утолен, Киев стал «взрослым» городом.
В 1970 году мэрия Нью-Йорка выделила из городского бюджета специальные средства археологам на раскопки четырех акров территории Манхэттена. Власти снесли два (!) небоскреба для того, чтобы исследовать древний культурный слой. Исследовали. Радиоуглеродный анализ находок показал, что голландцы основали здесь свою колонию Новый Амстердам аж в 1626 году. «Древние» американские города Филадельфия, Буффало и Бостон были повержены. Жители самого старого Нью-Йорка с большой помпой в 1976-м отметили 350-летие родного города.
Усилием административной воли городская община Великого Новгорода «постарела» на 250 лет, Дербента – на 600, маленький Торжок в Тверской губернии недавно «повзрослел» на 400 лет, а австралийский Сидней удлинил свою биографию на 84 года.
Идея лечить свою возрастную ущербность через «принудительное старение» не обрела масштабов пандемии. Во-первых, пластические операции на теле города стоят очень дорого. Нужно организовывать туристические маршруты, музеи под открытым небом, скрупулезно реставрировать старые районы, т.е. наглядно оправдывать свой возраст. Во-вторых, древний город осложняет жизнь бизнесменов, которые напрямую не связаны с туризмом. Промышленные предприятия в таких городах-музеях выносятся далеко от удобных коммуникаций (Дубровник в Югославии), а представительские офисы корпораций вынуждены размещаться в средневековых трущобах. В общем, старость – не в радость.
Четыре года назад археологическая экспедиция Андрея Добролюбского, проводя охранные раскопки на Приморском Бульваре Одессы, обнаружила остатки древнего поселения эпохи эллинизма. Находка была сенсационной, но… депутаты одесского горсовета трезво проголосовали ЗА музеефикацию памятника и ПРОТИВ того, чтобы официально удлинять биографию своего города. Одесситы без калькулятора подсчитали, во что им это выльется.
В Николаеве уже почти два десятка лет в районе Дикого Сада работают археологи, которые исследуют уникальное городище эпохи поздней бронзы. Древний торговый порт, по масштабам того времени, был мегаполисом, экономическим и культурным центром всего Северного Причерноморья. Наш Дикий Сад – современник Трои и древнее Ольвии на 400 лет. Мы самые старые в Северном Причерноморье, старше нас только сельские общины Анетовки и Виноградного Сада в Доманевском районе, где были обнаружены стоянки людей эпохи верхнего палеолита.
Горожане привыкли к тому, что живут на древней земле и относятся к этой данности спокойно. В городских газетах и по местному ТВ озвучено желание общественности музеефицировать Дикий Сад, как уникальный памятник мировой культуры. Депутаты горсовета прислушались, отдали часть территории городища застройщику, который «дал слово» построить стационарное здание музея и нести расходы по его содержанию. Однако кризис все поставил на свои места. Новый владелец земли быстро стал хозяином своего «слова» и… забрал его обратно.
Будущее Дикого Сада туманно, зато ясно желание чиновников приобщить нас к античной культуре. Корабельный край сегодня переживает вторую волну греческой КОЛОННизации. Античные колоннады появились по правую сторону от лестницы на бульваре адмирала Макарова и на кольцевой развязке пр. Ленина и Херсонского шоссе.
Одинаковые гипсовые колонны с агрессивной эпатажностью поселились в привычном архитектурном ландшафте классического бульвара. Собственно, греческими их назвать трудно. Они не соответствуют ионическому, коринфскому и дорическому ордерам. Тонкое тулово николаевской ионической колонны прорезано широкими каннелюрами (вертикальные желобки), соответствующих дорическому стилю, мощная дорическая база соседствует с пальметной капителью (навершием), которая составляет часть коринфского ордера. Общую эклектику довершает гипсовый Амур, похожий на знаменитого писающего мальчика.
Впрочем, это ерунда. По разумению чиновников, корабел таких мелочей не замечает. Главное – все должно быть красиво и нарядно. Практика показывает, что время лечит и народ привыкает ко всему. В конце концов, привыкли же к гламурной лестнице на БАМе. Сегодня у капустных листьев любят фотографироваться молодожены и гости нашего города.
Бульвар им. Адмирала Макарова интенсивно наполняется памятниками. На небольшом пятачке собраны пушки + массивный крест на кладбищенском постаменте с благодарственным напоминанием о том, что поставлен стараниями городского головы В.Д.Чайки и главы ОГА А.Н. Гаркуши + хороший памятник М.Л. Фалееву в бронзе, который оловянным солдатиком потерялся среди гранитных плит и постаментов. Сегодня к этому паноптикуму добавилась кичевая колоннада с амуром. Что будет завтра? – Посмотрим. Есть надежда, что будущий мэр будет вменяемым и вернет бульвару прежний облик. Надежда слабая, но она присутствует.
А пока возникают вопросы: Кто придумал устанавливать «греческие» колонны на БАМе? Как зовут (имя и фамилия) этого ландшафтного архитектора? Зачем нужна греческая колоннада в конце проспекта Ленина посреди мощной транспортной развязки? Какова мотивация инициаторов проекта?
Ответы на первые два вопроса получить не удалось. Время летних отпусков. Все чиновники на морях. Ирина Анатольевна Бондаренко, ответственная за сохранность культурно-исторического наследия старого города, тоже отдыхает. Фамилию ландшафтного архитектора в городской архитектуре вспомнить не могли. (Существует ли он вообще?). Последние же два вопроса звучат риторически. Отвечать на них каждый может самостоятельно в широком диапазоне.
Вариант ответа первый, банальный: чиновники тупо потратили часть бюджетных средств на празднование 220-летнего юбилея и «раздерибанили откат».
Вариант ответа второй, воспитательный: комитет по празднованию Дня города, созданный при горсовете, куда вошли известные предприниматели, чиновники от культуры и представители общественных организаций, решил символизировать античной колоннадой связь времен. Николаевцы должны прочувствовать, что живут на древней земле, проникнуться славной преемственностью поколений и обрести чувство гордости за свой город.
Вариант ответа третий, психосоматический: установка малых архитектурных форм в виде античной колоннады выражает коллективно-бессознательное желание обрести устойчивость во времени. Николаев за годы независимости Украины утратил статус мощного судостроительного центра и городское хозяйство уже не получает «дивиденды» от масштабного строительства военного флота. Экономика лишилась спасительной закрытой моноспециализации, община стоит перед выбором, в какую сторону двигаться. За десять лет управленческого менеджмента В.Д. Чайки масштабные инвестиции в Николаев привлечь не удалось. Бывший центр судостроения превратился в кладбище супермаркетов, но не обрел статуса мощного торгового центра. Магистральный выбор будущей экономической модели общинного хозяйства только еще начал формироваться. Город подходит к 220-летнему юбилею, потеряв уверенность в завтрашнем дне.
Малые архитектурные формы в виде античной колоннады – подсознательный поиск опоры на силу предков. Греческая цивилизация расцвела на торговле и ремеслах, она пережила войны, экономические кризисы, периоды политического расцвета и упадка. Греки явили миру полисную демократию, тиранию и мягкий авторитаризм. Они придумали театр, живопись и скульптуру. Античные колонны в корабельном крае – неосознанная попытка протянуть биографию города в седую древность Северного Причерноморья. Мы не хотим быть неопытными подростками, нам не 220 лет, нам почти 3500(!) и, умудренные жизненным опытом, мы готовы справиться с любыми трудностями.
Через просвет античной колоннады, на транспортной развязке проспекта Ленина и Херсонского шоссе, просматривается конструктивистский гранитный памятник. Барельефный вождь мирового пролетариата с укоризной смотрит на нас сквозь ростральное пространство гипсовых вертикалей. Соседство двух памятников рождает лобовое ассоциативное восприятие. На маленькой площадке вплотную расположены символы, разрушающей прошлое, диктатуры пролетариата и, устремленной в будущее, древней античной цивилизации.
Город Николаев переживает эпатажный подростковый возраст, взрослую гармонию он обретет в свое время.