Чекист Северной коммуны

25.08.2010 в 11:34

«… Во второй половине августа 1918 года Петроград превратился, по словам Б.В. Савинкова, в умирающий город… Пустые улицы, грязь и закрытые магазины. Вооруженные ручными гранатами матросы и, в особенности, многочисленные немецкие офицеры, с видом победителей гуляли по Невскому проспекту...
В Смольном всерьез обсуждался вопрос о кормлении зверей в зоопарке трупами расстрелянных. А сам Урицкий и его подручные начали стервенеть от запаха крови, и уже без всякого следствия, без какой-то там волокиты расстреливали скрывавшихся от регистрации офицеров...
Кормить хищников трупами военных не стали. Почти вся коллегия Петроградского ЧК проголосовала «против» этого, воздержался один (!) - Скороходов…».
(Николай Коняев. Гибель красных моисеев. Начало террора 1918 г. М., «Вече», 2004.)


Заместитель председателя Петроградского ЧК Александр Касторович Скороходов не был кровожадным человеком. Он просто любил животных и не хотел морить голодом львов, тигров и крокодилов. Летом 1918-го в северной столице сложилась напряженная ситуация с продовольствием. Подвоз зерна в город прекратился. Голодные рабочие бастовали, а крестьяне оказывали жесткое сопротивление продотрядам. Выдача хлеба по карточкам снизилась до 50 граммов «в руки».

Зверей нужно было спасать, и Скороходов распорядился усилить караулы возле клеток с копытными животными. Не помогло. В августе зебру, двух верблюдов и тибетского быка отправили на бойню, через два месяца умер от голода слон Валдай.

Ситуация в Петрограде накалялась. Большевики заливали город кровью и стремительно утрачивали власть. Совет уполномоченных делегатов от петроградских фабрик и заводов обратился к IV Всероссийскому съезду Советов с ультиматумом:
«Нам обещали свободу. А что мы видим на самом деле? Всё растоптано полицейскими каблуками, всё раздавлено вооруженной рукой... Мы дошли до позора бессудных расстрелов, до кровавого ужаса смертных казней, совершаемых людьми, которые являются одновременно и доносчиками, и сыщиками, и провокаторами, и следователями, и обвинителями, и судьями, и палачами...

Довольно лжи и предательства. Довольно преступлений, совершаемых нашим именем, именем рабочего класса... Мы, рабочие петроградских фабрик и заводов, требуем от съезда постановления об отставке Совета народных комиссаров».


Голодных питерцев нужно было или накормить, или всех расстрелять. Люди сплотились и утратили страх перед репрессиями.

Александр Касторович Скороходов после убийства М.С. Урицкого возглавил чрезвычайную комиссию Союза коммун Северной области. Он проявил недюжинный организаторский талант и нашел способ обеспечить подвоз продовольствия в голодный город из центральных губерний России. Большевики его стараниями удержали власть в Петрограде, однако в Украине с продразверсткой у него ничего не получилось.

Скучная биография чекиста

Александр Скороходов – человек с неопределенным прошлым. О нем напечатаны два биографических очерка и множество кратких статей в энциклопедиях. Авторы называют разные годы рождения будущего чекиста (1880 и 1882) и разные даты его смерти. Этот человек одним эпизодом своей недолгой жизни вошел в историю Николаева. Его именем названа одна из городских улиц, где есть мемориальная доска с профилем революционера.

Родился Александр Касторович в маленькой деревне Шаблово, Кологривского уезда, Костромской губернии в семье владельца бондарной мастерской. Когда мальчику было три года, отец внезапно разорился и умер. У матери хватило сил дать сыну образование сначала в трехклассной народной школе, затем – в сельскохозяйственном училище им. Ф.В. Чижова. Это было одно из лучших заведений Российской империи, готовившее квалифицированных специалистов по прямому заказу работодателей. Александр Скороходов стал хорошим слесарем и был принят дирекцией Сормовского паровозостроительного завода «на рабочий номер».

Однако производственная карьера не заладилась. В 1900 году он знакомится со своей будущей женой Верой Николаевной Флеровой – дочерью известного народовольца, посещает марксистский кружок, участвует в стачках.

В 1905-м за организацию митинга его увольняют с работы. Семья Скороходовых перебирается в Оренбург. «Волчий билет» в рекомендательной записи от дирекции Сормовского завода не позволяет найти работу по специальности. Никто не хочет связываться со смутьяном. Скороходов открывает сапожную мастерскую и налаживает связи с местными социал-демократами. Нелегальная литература, листовки и оружие хранятся у него в лавке. При первом же обыске полиция производит выемку «документов», революционера арестовывают и отправляют в ссылку на север Вологодской губернии. Вот такое стандартное начало биографии революционера. Ничего необычного. Даже как-то скучно. Таких биографий историки знают сотни.

«Необычное» в жизни будущего чекиста начинается в Николаеве, куда он прибыл в 1910 году, сразу после ссылки.

«Трудовая копейка»

Александр Скороходов появился в городе во время бурного экономического подъема. Строились общественные здания и железные дороги. Юрий Крючков в своей «Истории Николаева» пишет: «… В 1908 году произошло объединение Черноморского и французского заводов в одно гигантское многопрофильное предприятие, строившее и изготавливавшее все – линейные корабли, миноносцы, подводные лодки, артиллерийские орудия, паровые котлы и машины, дизели, железнодорожные вагоны, мосты снаряды и все, что только можно сделать из металла…».

Новому предприятию требовались квалифицированные рабочие, поэтому ссыльного революционера спокойно приняли на завод, несмотря на полицейскую отметку в паспорте. Однако свои обязанности слесарь Скороходов отправлял плохо. Живая революционная работа бодрила лучше, чем монотонный труд у станка. В 1909 году рабочие цеха избирают его членом правления кооператива «Трудовая копейка», который был образован на заводе еще в 1906 году.

Рабочие кооперативы – детство производственной кооперации. Таких «трудовых копеек» в России было много. Это были легальные организации, созданные на предприятиях для вспомоществования своих пайщиков. Все очень просто – плати ежемесячный взнос и получай дополнительную страховку на случай болезни, травм или определенную сумму для покупки необходимых товаров.

Александр Касторович Скороходов подошел к работе творчески. Он по своим каналам связался с московским союзом потребительских обществ и стал осуществлять оптовые закупки сахара, бакалеи и текстиля. Своим пайщикам на заводе «Наваль» товары продавались по закупочным ценам, всем остальным – с торговой наценкой.

Десятки передвижных лобазов отправлялись в отдаленные уезды Херсонской губернии, где товар выгодно реализовывался. Коммерция оказалась настолько прибыльной, что правление «Трудовой копейки» решило назначить Скороходову отдельную плату за его посреднические услуги. Слесарь уволился с завода и… вновь окунулся в революционную деятельность.

В 1911 году он становится членом московской организации РСДРП и организовывает на заводе «Наваль» партийную ячейку.
Частые поездки из Николаева в Москву – удобный способ доставлять нелегальную литературу и типографское оборудование. Будущий чекист работает очень эффективно. В 1912 году его стараниями на всех судостроительных заводах начинается забастовка, в которой участвует около 12000 человек. Это самое крупное выступление на юге империи после революции 1905-1907 гг.

Рабочие выдвигают экономические требования: введения девятичасового рабочего дня, ежегодных двухнедельных отпусков, частичной оплаты больничных листов и повышения зарплаты. Хозяева сначала решают объявить локаут и увольняют всех рабочих на две недели, но «Трудовая копейка» выдает всем бастующим пособие, которое позволяет продлить время забастовки. Под угрозой оказывается выполнение важного военного заказа. Хозяева сдаются. Они частично удовлетворяют требования бастующих, однако по доносу провокатора, которым, кстати, оказался сам председатель кооператива - Родион Васильчиков, полиция арестовывает всех активных членов «Трудовой копейки».

Александру Скороходову удается избежать ареста. По подложным документам революционер перебирается в столицу. Он еще раз появится в Херсонской губернии, но уже в другом качестве.

«Северный Робеспьер»

В Петрограде Александр Касторович оказывается в центре всех важных событий. Сведения из его биографии этого периода – прерывисты и лаконичны.

Скороходов устраивается на завод «Дюфлон и Константинович», где вновь пытается организовывать стачки и забастовки. В начале февраля за активную подрывную деятельность по представлению полиции его принудительно мобилизуют в действующую армию. Февральская революция спасает бывшего кооператора от фронта.

Он избирается гласным Думы Петроградского района и членом местного комитета РСДРП(б).

В сентябре 1917-го Александр Скороходов по решению ЦК партии начинает формирование отрядов красной гвардии на Петроградской стороне. Организация нелегальных боевых дружин не приветствуется Временным правительством. Его вновь арестовывают, и вновь от судебного приговора спасает уже октябрьский переворот.

26 октября отряд, состоящий из латышей и китайцев, занимает Смольный дворец. Командиром охраны первого советского правительства назначен испытанный большевик - Кастрыч (партийная кличка).

Дальше события разворачиваются совсем плотно. В ноябре Скороходов жестко подавляет юнкерский мятеж и принимает личное участие в расстреле выпускников Михайловского артиллерийского училища. 12 января 1918 года по представлению самого Дзержинского его назначают членом коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе со спекуляцией и саботажем – заместителем самого М.С. Урицкого.

С этого момента биография чекиста Северной коммуны очень хорошо прослеживается по косвенным историческим источникам. Воспоминания, частная переписка, опубликованные архивы Петрочека – позволяют создать политический портрет изобретателя системы военного заложничества.

В августе 1918 года 86 пехотный полк, воевавший на стороне красных в армии Муравьева, полным составом перешел к белым. Через полгода в Петроградскую ЧК были доставлены 36 человек, задержанных в городе. Это были жены, матери и дети тех офицеров, которые дезертировали из Красной Армии. Как пишет историк С.П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России 1918 – 1923 гг.», Александр Скороходов лично распорядился устроить показательную казнь военных заложников, а фамилии расстрелянных опубликовать в газетах для «назидания будущим изменникам».

17 августа 1918 года юнкер Леонид Канегиссер убивает председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого, а 28 августа социалистка Фанни Каплан стреляет и тяжело ранит Владимира Ленина. Эти события положили начало массовому «красному террору». 30 августа в Петрограде были расстреляны 500 заложников от буржуазии, через два дня еще 400.

Чекисты обеих столиц и губернских городов «засучили рукава». Известие об убийстве Урицкого и ранении Ленина застает Александра Скороходова в Ярославской губернии, где он со своим продотрядом «взимает контрибуцию» с участников недавнего крестьянского бунта. Чекист немедленно реагирует на телеграмму совнаркома: 169 обитателей ярославльской пересыльной тюрьмы – купцы, мещане, простые горожане, нарушившие комендантский час, - расстреляны на месте, еще 22 заложника привезены в петроградские подвалы на Гороховую, 2. Судьба их не известна.

В конце апреля 1918 года, после I съезда Советов Северных губерний подконтрольная территория Петроградского ЧК увеличилась в четыре раза. Был создан Союз коммун Северных областей (СКСО), в который вошли Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Псковская губернии с общей численностью населения в 9 миллионов человек.

В январе 1919-го по Скороходова назначают председателем ЧК СКСО. В телеграмме Г.Е. Зиновьева на имя Дзержинского бывший николаевский кооператор награжден эпитетами: «наш северный Робеспьер» и «железный рыцарь Петроградской коммуны».

Однако на высокой должности Александр Касторович пробыл всего два месяца. Уже в начале марта Лев Троцкий отзывает чекиста с ответственной работы и поручает ему организовать продовольственную экспедицию в «родную» Херсонскую губернию. Нужно спасать Москву и Питер от голода.
Писатель Михаил Божаткин – автор биографической статьи о революционере, которая размещена в энциклопедическом словаре «Николаевцы», говорит о том, что Александр Скороходов провел успешный рейд по Украине. Он сумел отправить из Одессы в Петроград 45 вагонов с продовольствием, и был расстрелян в мае 1919 года под Харьковом наступающими белогвардейцами.

Думается, что это красивая легенда. Георгий Бакаев, который сменил Скороходова на посту председателя ЧК Союза коммун Северных областей, рассказывает в рапорте Ф.Э. Дзержинскому более прозаическую историю. Есть смысл ее процитировать: «Кулацкие восстания на Украине отличаются упорством и, невиданной в России, организованностью… Полк Кастрыча разбит под Александрией умелыми действиями махновских банд. Нашему Робеспьеру не хватило военного таланта справиться с вооруженной бандой… По оперативным данным его добили отступающие петлюровские националисты… У Скороходова получалось с хлебом в Самаре и Воронеже, на Украину надобно послать кого-то потолковее».

«Северный Робеспьер» обрел в Николаеве географический топоним, к которому все привыкли. Старую улицу Кузнечная в середине 20-х годов прошлого века переименовали в улицу Скороходова. Сегодня эта широкая магистраль тянется через целых два района города - от переулка Судостроителей до проспекта Октябрьского. Мемориальная табличка с профилем «железного рыцаря Петроградской коммуны» украшает стену одного из домов.

В Санкт-Петербурге ситуация аналогичная. Гласные городской думы тоже не хотят расставаться со «светлой» памятью о чекисте. Здесь есть трамвайный парк им. Скороходова и улица, названная его именем, – бывшая Большая Монетная.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив