«Общепитовская» картина

20.08.2013 в 10:35

Почти 30 лет в запасниках николаевского художественного музея им. В.В.Верещагина хранился удивительной красоты резной багет, который обрамлял картину Василия Перова «Охотники на привале». Это самый ранний авторский повтор известного произведения, копии которого впоследствии «экспонировалось» во всех советских столовых и привокзальных ресторанах.

Они были разного качества – добросовестные и аляповатые, сохраняющие жанровое настроение и меняющее его. Любой копиист мог потренироваться на Перове. Простая композиция и реалистический сюжет произведения делали его удобным пособием для начинающих мастеров.

 В конце 80-х годов прошлого столетия Николаевскому художественному музею был подарен резной багет с «общепитовской» картиной. Владельцы, имена которых забыты, при переезде в новую «хрущевку» не захотели забирать с собой массивную раму. Дар приняли, оформили документы и отправили картину в «глухие» фонды. Через два десятка лет полотно было атрибутировано как неизвестный авторский повтор знаменитого произведения.



Традиция авторского тиражирования



Картины художников минувших эпох редко доходят до нас в первозданном виде. Пока полотно не стало антикварным и не обрело своей истории, его подстерегает множество опасностей: мода, вкусы владельцев и т.д.

 Произведения часто обновляли, чтобы придать им «свежесть». Очень популярно было менять формат картин: обрезать или наращивать, подгоняя по размеру к месту, отведенному в интерьере. Наиболее губительны для шедевров были старые реставрации, которые лишали произведение присущих им технологических и художественных особенностей.

 Копированием занимались все: ученики, коллеги по цеху и посторонние от ремесла люди. Авторский повтор – это по большому счету тоже копия. Еще никому в истории не удавалось продублировать эмоциональное настроение оригинала.

 Хрестоматийным в этом плане выглядит случай с Веласкесом, который выполнил заказ и принес в приемную Папы Иннокентия III его портрет. Последний остался недоволен своим образом на полотне. Агрессивное красное облачение. На лице вся подноготная – внутренний мир жестокого интригана. «Чрезмерно правдиво», – произнес старик, которому оставалось жить всего два года, и… заставил художника переписать портрет. Повтор получился благообразный и аморфный. Вместе с жестокостью была утрачена воля, решительность и молодость мироощущения понтифика. Папа Иннокентий увидел себя дряхлым, разбитым стариком. Усмехнулся, заплатил за оба портрета и приказал уничтожить повтор.

 В XVIII веке, с возникновением в России светской живописи, получил распространение парадный портрет. Портреты царской семьи, придворных и знатных вельмож писали крупнейшие русские и западноевропейские художники. Для дворцов и госучреждений делались их повторения: иногда авторские, а чаще выполненные другими, как правило, неизвестными мастерами. С ростом числа коллекционеров и моды на собирательство произведений искусства, когда картинная галерея стала почти обязательной принадлежностью богатой дворянской усадьбы, появились оригинальные произведения безвестных крепостных живописцев и многочисленные копии с произведений наиболее популярных тогда западноевропейских и русских художников.

 Известно, что общее количество полотен, приписываемых Рембрандту, Коро и некоторым другим живописцам в европейских и американских собраниях, во много раз превосходит число созданных этими художниками картин. Весь искусствоведческий бомонд об этом знает, но принимает правила рыночной игры. Художественный рынок скудеет – число подлинных произведений выдающихся мастеров прошлого ограничено, к тому же в основном они атрибутированы и находятся в музеях. Спрос на шедевры, спасающие вложенный капитал от инфляции, во много раз превышает предложение. Авторский повтор произведения – дорогое удовольствие и приравнивается по стоимости к оригиналу, особенно если известна биография растиражированного шедевра.



Шедевр авторского повтора



Картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году и отразила надвигающийся внутренний кризис художника. Эта работа стала продолжением ряда остроумных «рассказов» о странных чудаковатых людях, которые появились у него на полотнах, выставленных в 1870-м на академической выставке. «Рыболов», «Ботаник», «Птицелов» и «Голубятник» – милые, добродушные люди, существующие вне того жестокого мира, где маленькому человеку угрожает бедность, боль и угнетение.

Художник в последние годы жизни отказывается от сюжетов, несущих чрезмерный социальный (пропагандистский) накал, характерный для творчества передвижников. За безыдейность и отсутствие гражданственности Перова упрекают соратники по цеху. М.Е.Салтыков-Щедрин резко отзывается об «Охотниках» за «надуманность образно-повествовательного строя картины». Петербургские передвижники начинают активно бойкотировать вчерашнего кумира. Профессор Перов в апреле 1877 года официально выходит из общества.

Картина очень быстро обрела всеобщую популярность. Она стала обязательной деталью интерьеров купеческих контор, дорогих ресторанов и высоких присутственных мест.

Утрированность жестов, вдохновенная мимика лица завравшегося охотника, вызывали у зрителя улыбку. Работу нельзя отнести к творческим неудачам художника. Мастерски выписаны отдельные детали полотна: дичь, ружьё и снасти на переднем плане. Скромный осенний пейзаж. Фигуры охотников умело связаны окружающим пространством. Тщательно продумана цветовая гамма. Растяжка света построена на сочетании теплых рыжевато-охристых и холодных голубоватых тонов. Эстетическое восприятие комфортно-флегматичное, оно погружает зрителя в светлую лирическую ауру.

 Император Александр II прочувствовал настроение картины и в 1876 году заказал у Перова уменьшенную ее копию, которая сегодня хранится в Русском музее. Оригинал прямо на выставке купил Третьяков и присоединил к своей коллекции передвижников.

 До сих пор считалось, что авторский оригинал и повтор «Охотников» существует только в единственном экземпляре. Однако в 2004-м году преподаватель кафедры Николаевского филиала Киевского университета культуры и искусств Дмитрий Боляков обратил внимание на старую картину в роскошном багете и… что-то заподозрил.

 Состав и структура грунта, пигментация красочного слоя, тканевая основа холста и остатки защитного лака навели опытного реставратора на мысль о неизвестном авторском повторе «Охотников на привале». Киевская экспертиза подтвердила сенсационную догадку специалиста. Картина была атрибутирована самой ранней авторской копией оригинала и датирована 1871 годом. Полотно появилось на пять лет раньше императорского повтора.

 Кто заказал Перову второй вариант «Охотников»? Что мотивировало художника сделать копию через несколько месяцев после продажи оригинала? – Вопросы для специального исследования.

 Думается, что разгадка кроется в биографии последнего десятилетия жизни Василия Григорьевича. Это было время не только затяжного творческого кризиса, но и начала череды трагических событий в судьбе художника. В 1869 году умирает его жена, затем он хоронит двух старших сыновей. В довершение всему в 1874-м  Перов узнает, что болен чахоткой. Это было равносильно приговору. Средств на лечение не хватало. Профессорская зарплата уходила на докторов и дорогие процедуры. Возможно, материальная мотивация со стороны неизвестного заказчика стала решающим аргументом самого раннего повтора «Охотников на привале».

 Авторская копия максимально передает эмоциональную энергетику оригинала. Рентгеновский просвет показал, что Перов не пользовался копировальной сеткой. Мастер на одном дыхании сделал копию, которая отличается от оригинала только углом наклона нескольких травинок на заднем плане. Знаменитый рисунок протектора на сапоге «завравшегося охотника» воспроизведен с точностью фотографии.

 С 2001 года в Николаеве работает программа «Возрождение шедевров», благодаря которой областному художественному музею им. В.В.Верещагина предоставили возможность реставрировать уникальные полотна. За восемь лет были отреставрированы картины классиков русской школы живописи Ф.Чумакова «Христос и богатый юноша», И.Айвазовского «Пушкин на берегу моря», две картины В.Верещагина «Орлы или забытый солдат» и «Покойницкая турецкого госпиталя». В июле 2006-го удалось отреставрировать повтор легендарной картины Перова «Охотники на привале»…

Задира

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив