«Маленькая Швейцария» уходит под воду
Регионально-ландшафтный парк «Гранитно-степовое Побужье», заслуженно вошедший в семерку «чудес Украины», никогда не перестанет удивлять людей своими прекрасными каньонами и водопадами. Теперь у него появился шанс посостязаться и в другом конкурсе, хотя и менее масштабном – за право стать чудом Николаевщины. Вот только на этом фоне мало кто задумывается, что некоторые уникальные творения природы «маленькой Швейцарии» - именно так «Гранитно-степовое Побужье» иногда называют туристы – уже никогда не смогут увидеть. Из-за строительства Ташлыкской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) уровень воды в этих местах поднялся, и уникальное творение природы частично оказалось под угрозой исчезновения. Примечательным фактом является и то, что на сайте проекта «7 чудес Украины» - где непосредственно и проходил процесс голосования – были выставлены фотографии Бугского Гарда, который на тот момент выглядел уже несколько иначе.
Сон-трава над глубоким каньоном
Рассказывать о «Гранитно-степном Побужье» можно долго — о его бескрайних степях, реликтовых растениях, речных порогах. Но остановимся на урочище Бугский Гард, входящем в состав парка, которому, собственно, и грозит уничтожение. Причем уже давно.
Отойдя от трассы, соединяющей столицу Украины с Николаевской областью, двигаясь в направлении реки Южный Буг, в районе Ташлыкского водохранилища можно увидеть рукотворный памятник человеческой бесхозяйственности. Со всех сторон, ощетинившись, ржавеют остатки техники, по обочинам объездной дороги высятся горы промышленного мусора.
Оставив позади «кладбище техники» и подойдя к краю каньона, на дне которого грохочет один из порогов Южного Буга, невольно задумываешься о вечном. Сколько веков понадобилось природе для создания подобной красоты — грандиозного русла!
Левый берег как будто кто-то небрежно обрезал ножницами. Он живописно вписывается в местный ландшафт обрывистыми скальными террасами. Правый — более пологий, хотя и здесь встречаются вкрапления гранитных выступов. Их словно разбросали в порыве нахлынувшей ярости древнегреческие атланты. Все это утопает в бесконечном море зелени. Здесь растет легендарная сон-трава — фиолетовый бутон на тоненьком стебельке, полностью покрытый паутиной серебристых ворсинок.
В начале августа, когда большинство степных растений уже высохли, не менее удивляет тырса (научное название — «ковыль волосатый»). Дух захватывает от одного взгляда на раскинувшуюся степь, словно покрытую бледно-зелеными «запорожскими оселедцами». Собственно, в ландшафтном парке сохранились почти все виды ковыля — подобное богатство есть разве что в Провальской степи на территории филиала Луганского природного заповедника.
Трехглавый страж над скифским котлом
Скала Пугач может ошеломить своим видом любого впервые увидевшего ее — словно колоссальный страж, она нависла над рекой. У скалы три головы, которые расположились одна под другой: «медвежья» — зубастая — и две «человеческих», одна из которых — череп с запавшими глазницами. Можно только догадываться, в какой трепет приводил вид этого сорокаметрового гиганта древних обитателей здешних мест! До сих пор здесь находят предметы обихода скифов, да и сам Буг до недавнего времени называли Богом. По сохранившимся записям древнегреческого историка Геродота, где-то на территории ландшафтного парка (а если точнее — в междуречье Буга и Днепра) скифы закопали огромный, емкостью в 600 амфор и толщиной в шесть пальцев, медный котел. Он был отлит из наконечников стрел, взятых у каждого из воинов. Изготовить гигантский котел приказал царь Ариант, чтобы определить численность народонаселения Великой Скифии.
Урочище Бугский Гард сохранилось неизменным с давних времен — точно таким его видели запорожские казаки. Несомненно, помимо природной ценности эта местность обладает еще уникальной археологической и исторической особенностью. На сегодняшний день это один из последних аутентичных ландшафтов владений Низового Войска Запорожского, своеобразный оберег казацкой старины. Главное достоинство урочища — первозданность и нетронутость, его не нужно восстанавливать.
Да и в наши времена эти места пользуются у украинцев завидной популярностью. Смельчаки из года в год покоряют неприступные гранитные выступы. Именно здесь проводились когда-то всесоюзные соревнования по скалолазанию. По душе этот ландшафт и приверженцам водного экстрима — Барабан, как его они называют между собой за раскатистый гул, разносящийся по каньону, а по «документам» порог Гардовый — неизменно притягивал к себе самых отчаянных.
Барабан почти не виден
Фактически судьба урочища «Бугский Гард» была предрешена в 80-х годах прошлого века с началом строительства Ташлыкской ГАЭС. Еще в далекие семидесятые выбор атомщиков остановился на так называемой Ташлыкской балке. По их мнению, именно это место оказалось наиболее подходящим для строительства атомной электростанции. Его выбрали «с целью наименьшего воздействия на земли». В 1975 году, еще при СССР, началось полномасштабное строительство атомной станции, а также прилегающего к ней города Южноукраинска. Стройку, как это и было принято в советские времена, удалось закончить почти за пятилетку — в декабре 1982-го новенькую АЭС подключили к энергосистеме. Что же касается гидроаккумулирующей электростанции, а также входящей в общий комплекс Александровской ГЭС с собственным водохранилищем на реке Южный Буг, то о них заговорили в 1980 году.
Собственно, Ташлыкская ГАЭС была совершенно новым типом предприятия, призванного обеспечить юг страны электроэнергией. Ему отводилась роль своеобразного «конденсатора» — в ночное время, когда появляется так называемая избыточная электроэнергия, станция должна закачивать воду из нижнего речного водохранилища в искусственное верхнее. В часы пик происходит обратное — вода сбрасывается на турбины, вращая их и вырабатывая энергию.
Накануне развала СССР в 1990 году строительство было приостановлено в связи с решением Верховного Совета о моратории на проведение работ. Но… прошло два года — и они продолжились с новой силой. На тот момент готовность к пуску первого агрегата составляла 80%. В июне 2002 года вышло распоряжение Кабмина под №342-р «Об утверждении проекта завершения строительства Ташлыкской ГАЭС», обязавшее Минтопэнерго обеспечить поэтапное введение в действие мощностей этой гидроаккумулирующей электростанции. Был определен и срок завершения строительства — 2008-й.
На протяжении всего этого времени природоохранные организации били в колокола, считая, что сооружение ГАЭС несет в себе экологическую и гуманитарную опасность. Геологи предоставляли атомщикам многочисленные выводы о геолого-тектонических расколах и геодинамических перенапряжениях. Экологи же, со своей стороны, неизменно пытались напомнить о рискованности таких сооружений, поскольку дамбы изначально несут в себе опасность. После запуска двух гидроагрегатов полностью исчез под водой порог Гардовый. Появились проблемы и со скалолазными трассами — в некоторых местах вода подходит к скалам, что делает невозможным занятие этим видом спорта. Остается признать, что по завершению строительства уникальность урочища будет и вовсе утрачена.
Безусловно, можно понять атомщиков и власти, которые мыслят в глобально-экономических масштабах. Вот только жалко неповторимую природу нашей страны — технический прогресс порой наносит ей непоправимый урон. Невольно вспоминается старый анекдот: в конце XXI века на тротуаре стоят два пешехода и не могут «проскочить» через непрерывный поток автомобилей. В итоге один спрашивает у другого: «Как вам удалось перейти дорогу?!». Второй же грустно отвечает: «Я не переходил, я здесь родился…».