Андрей Мурлян: «Если не решить проблему с валютными кредитами - банковская система Украины обвалится»
Андрей Мурлян: «Если не решить проблему с валютными кредитами - банковская система Украины обвалится»
Свалившийся, как снег на головы рядовых украинцев экономический кризис, по сути, еще в полной мере ощутили не все. Вот уж действительно кому не повезло, так это бизнесменам, да и многим другим украинцам, которых угораздило взять в банках долларовые кредиты. При фактическом пикировании гривны переплаты у них получаются просто колоссальные. Первый всплеск накалившихся страстей можно было наблюдать на акциях протеста возле Николаевского регионального управления Национального банка Украины «Заемщики против кредитного рабства» с интересным эпилогом – публичным сжиганием символа американской валюты. Одним из основных требований заемщиков был пересчет долларовых кредитов по тому курсу, по которому они брались – то есть по 5,05. В случае же не обращения внимания на их требования пикетчики пригрозили банкирам не выплачивать свои кредиты. О непростой ситуации, в которую попали заемщики в связи с финансовым кризисом рассказывает один из инициаторов акций протеста, директор ресторана «Домовой», председатель Николаевской областной Федерации фехтования Андрей Мурлян.
- Во время своей акции вы требовали от Нацбанка пересчитать кредиты по курсу 5,05. Но ведь, по сути, никто не заставлял брать и Вас, и других заемщиков кредиты именно в долларах? Их же можно получить и в национальной валюте…
- Здесь я могу с Вами поспорить… Ну, например… Вы едете по дороге. Эта дорога нанесена на всех картах, она есть. Только одна дорога длинная, но комфортабельная, а другая - короткая. Она есть на карте, написано, что она проселочная, но она не закрыта. И вот Вы, думая о том, как бы быстрее добраться до пункта назначения, выезжаете на эту проселочную дорогу. И вдруг немного проехав, обнаруживаете, что по ней вообще не возможно проехать… Натыкаетесь или на обрыв, или она просто перекопана, то есть физически проехать невозможно. Вы дорожной службе вправе предъявлять претензии? Дорога ведь не была закрыта...
- Я бы, наверное, предъявил, хотя сомневаюсь, что из этого, что-то получилось бы…
- Точно также получается и в ситуации с кредитами. Когда нам предлагались банковские услуги – у меня кредит ведь не только в долларах, у меня самый большой кредит - во франках, который точно также вырос, как и доллар. Дело просто не в долларе и не во франке, а в падении гривны. Так вот, существуют банковские продукты – кредиты. И из этих продуктов человек вправе выбирать. Вот кто-то может сказать: «Взял миллион в кредит – так ему и надо теперь». А Вам бы дали миллион? То есть, вчера вы еще думали, как же так сделать, чтобы ездить на «Лексусе», чтобы на вашем предприятии работало более 60 человек или чтобы просто строиться и развивать свой бизнес. А сегодня Вы уже говорите: «А! Не надо было брать!». А Вы попробовали бы взять! Мне кредит последний дал банк, представитель которого из Одессы приехал сюда и оценивал мое финансовое положение. Они не знают меня, не знают ресторан «Домовой» - это в Николаеве его знают. То есть, профессионалы оценили мое финансовое положение, учли все существующие риски и дали мне эти деньги. Я как потребитель выбрал то, что мне выгоднее, в данном случае - дешевле. Для банка ведь является выдача кредитов таким же бизнесом, как для меня продажа обедов…
- В противном случае они бы и не давали бы их, наверно…
- Ну, тогда кто мне объяснит, почему в данной ситуации все риски ложатся только на мои плечи как заемщика! Банк же с заемщиками никак не делит эту ответственность. Вот чему и посвящена вся эта акция – в двух словах.
- На своих акциях Вы призываете заемщиков не платить кредиты по существующему курсу доллара, а возвращать кредиты по старому курсу в 5,05! То есть, по Вашему мнению, проблему заемщик-банк можно решить подобным образом?
Абсолютно можно. Банки сейчас в большей степени зависят от заемщиков, чем мы от них. Объясню почему. Взять, например, конкретно мой случай. Во-первых, рыночная стоимость той недвижимости, которая находится в залоге, сейчас просто не существует – рынок недвижимости остановлен. Поэтому продать залоговую недвижимость, дабы возместить свои расходы, они не могут. Пусть хоть режут меня на маленькие кусочки, а потом сделают из них доллар. (Смеется). Это раз.
Второе. Есть такие банковские нюансы, существует такая ситуация по закону – если у меня выпало в просрочку 10 тысяч долларов, они должны в Нацбанке зарезервировать сумму на общую сумму моего кредита. То есть на каждого такого заемщика, как я они должны положить в Нацбанк полмиллиона… долларов. Поэтому, если нас будет десять, банку, если он не пойдет мне на уступки, будет просто «гаплык».
В-третьих, судиться с банком можно в нашей стране, да и в любой стране, долго и нудно. И все это время они должны понимать – свою прибыль они получать не будут.
В-четвертых – это то, что они пытаются сейчас фактически шантажировать заемщиков, настраивая других людей, у которых есть депозиты. Например: «Вот, если нам не будут выплачивать кредиты… То есть, если Вы приравняете вдруг кредиты к гривне, то тогда и депозиты приравняем к гривне или вообще не будем выдавать депозиты…». Только они должны отдавать себе отчет в другом: если не будет выработан какой-то механизм, то люди просто перестанут платить по кредитам – они физически не смогут этого делать. И банки в любом случае не смогут возвращать депозиты. Именно поэтому они заинтересованы больше нашего в создании какого-то универсального механизма. И одним из этих реальных механизмов является приравнивание к гривне… То есть, мы брали кредиты в валюте – тело кредита было в валюте. Не исключено, что эти средства были взяты у зарубежных партнеров. Естественно иностранцам наша гривна и даром не нужна – конечно же, тело кредита нужно возвращать валютой. Проценты же, которые мы платим, – это прибыль банка. И эта прибыль пускается, в том числе, на зарплаты, на аренду помещений, на транспортные расходы, на рекламу… В связи вот с этим экономическим кризисом, да и с тем, что людей увольняют, а зарплаты не повышаются, у банков затратная часть в некоторых случаях даже уменьшается. Поэтому проценты они могут брать себе в гривнах и по тому курсу. Они же не знали, что курс такой будет. Если бы они знали, то стопроцентно не дали бы нам эти кредиты.
- Но ведь, если все заемщики начнут так поступать, то, по сути, многие банки просто лопнут. Как следствие - может рухнуть экономика страны…
- Почему Вы так считаете?
- Ведь гривна падает. В случае подобной схемы с приравниванием курса банковская система может обвалиться…
- Нет. Нет. Нет. Давайте не будем путать. То есть, Вы считаете, что если волевым решением приравнять кредиты к курсу доллара на момент их выдачи, экономика может рухнуть?
- Да.
- А я считаю, что она рухнет, если их не приравнять к гривне. Как мне говорил глава нашего отделения Нацбанка, при нашей последней встрече 18 числа, кредитный портфель составляет 30 миллиардов гривен. Депозитный портфель на сегодняшний день составляет 300 миллиардов гривен. Вот представьте, если по всему этому кредитному портфелю пойдут валовые неплатежи? Рухнет экономика страны, если заемщики не смогут расплачиваться по кредитам?
- Но каким образом реализовать ваши требования? Ведь банки - это коммерческие структуры…
- Прийти к этому можно на законодательном уровне. Предположим, проведя через Верховную Раду законопроект – подобный законопроект уже выносился на сессию, но для его прохождения не хватило всего несколько голосов – который бы приравнял долларовые кредиты по курсу на момент их выдачи. Раз проходит этот законопроект, значит, имеются механизмы, которые могли бы минимизировать вот эти вот последствия. Существуют рефинансирование банков… Существует мониторинг банков. То есть, смотреть, обманывают они, когда говорят, что у них такие-то затраты, или не обманывают. Вчера рассчитывали по 5,05 и давали мне эту процентную ставку, и сегодня платят такую же зарплату. Соответственно, 5,05 платить смогут. Если же это будет принято на государственном уровне, то значит это будет контролируемо…
А то, что банки рухнут, то это уже проблемы нерадивых банкиров, которые брали у зарубежных партнеров миллиардные кредиты, затем раздавали его людям. В силу того же, что у всех наших банков рейтинги очень слабые давали им деньги ненадолго – так называемые короткие деньги – максимум на год или на два. Они же давали эти деньги людям на пятнадцать лет, чтобы с ними могли расплатиться. Но ведь уже в следующем году им нужно было рассчитываться по своим кредитам, и они, чтобы их погасить, брали другой заем уже у другого зарубежного партнера – соответственно, не миллиард, а миллиард и сто миллионов. Рассчитывались с первым банком, теперь им нужно рассчитываться со вторы, а долг уже увеличился… И так далее, и так далее… Вот так вот и появилась у наших банков такая кредитная зависимость. Сейчас в условиях экономического кризиса национальные банки всех стран запретили вывозить валюту со страны, и больше у наших банков такие трюки не проходят. Отдавать же деньги надо… Вот в следующем году нашим банкам необходимо отдать 300 миллиардов долларов. И где они возьмут? Если заемщики будут им носить деньги, то они их хоть где-то могут взять… Если государство будет их рефинансировать, если мы им будем приносить… если мы – заемщики – не сможем выплачивать кредиты, то у банков и не будет возможности выплачивать свои долги. Как следствие, появится еще один повод пенять на нас – заемщиков. Вот и все!
- Вы проводили акции возле областного управления Нацбанка… На что Вы надеялись? По Вашему мнению, к Вам прислушаются? И какие будут Ваши действия впоследствии?
- Ехать куда-то к Секретариату Президента или Кабинету Министров я не собираюсь… На эту акцию в принципе могли бы прийти всего 6 человек – я, мой компаньон, наши жены и братья – и все… Но не это главное… На что я рассчитываю, призывая к этому других людей? Не бояться банков… Я, например, готов морально судиться с банком. Раз я готов судиться, то я прекрасно понимаю, что делаю. Ехать куда-то в Киев я не вижу смысла… На сегодняшний день я уже положил на свой депозит – в тот же банк, где у меня кредит – сумму своей проплаты по кредиту по курсу 5,05. Если банк пойдет мне навстречу, я буду платить и дальше. Если же нет, то я намерен идти в суд.
Беседовал: Андрей Серый