«Продажная» реформа армии
Министр обороны Михаил Ежель
Правительство отметило рабочую неделю утверждением проекта закона «О государственном бюджете Украины на 2012 год», который обозначен премьер-министром Н.Азаровым как бюджет развития. Военному ведомству на развитие Вооруженных сил «отрезали» более чем 17-миллиардный кусок бюджетного пирога. Много это или мало? Понятно, что для решения множественных проблем армии эта сумма мала, а вот у нечистых на руку чиновников из МО такие бюджетные средства могут развить небывалую изобретательность в создании новых схем по их разворовыванию.
Обнародованных в ZN.UA материалов об аппетитах высокопоставленных чиновников Минобороны в отношении государственного имущества вполне хватит для составления «Зеленой книги», украшенной портретом Бенджамина Франклина. Книжечка для правоохранительных органов может стать многостраничным путеводителем в разоблачении коррупции в этой сфере.
Сегодня вклеим в нее еще пару глав о «тяжелых буднях» минобороновских чиновников по проведению реформы в армии, которая, к сожалению, свелась к тотальной распродаже и разбазариванию, а в ряде случаев — к расхищению военного имущества и бюджетных средств.
Обед уж близится, а Ежеля все нет…
Показательно, что на заседании правительства М.Ежель почти ультимативно потребовал внести в бюджетный закон два существенных дополнения, которые касаются организации питания военнослужащих за средства госбюджета. Он заявил о необходимости закрепления в законодательном порядке нормы о возможности пролонгации на три месяца будущего бюджетного года действующих ныне в Минобороны договоров по оказанию услуг по питанию солдат внешними компаниями (договоры аутсорсинга), а командирам частей разрешить передавать бесплатно хозяйствующим субъектам, обеспечивающим питание солдат, имущество столовых и пищеблоков.
Несомненно, что такое показательное беспокойство М.Ежеля о солдатах оправдано. Не без личного участия министра обороны с этого рынка были удалены неугодные коммерсанты, а их место заняли те, кто стал говорить с министерскими чиновниками на одном языке. По количеству сорванных тендеров в сфере организации питания Михаил Брониславович давно отобрал пальму первенства у Минздрава. Функционеры других министерств и ведомств могут лишь позавидовать М.Ежелю, который, мотивируя тем, что солдаты голодают, все продукты дорожают, а коммерсанты недофинансируются, ловко ставил правительство в очень «неудобную позу» и, в конце концов, получил желаемое: и неугодных фирмачей с рынка убрал, и договоры со сговорчивыми коммерсантами пролонгировал, и дополнительное финансирование из бюджета вырвал, и все это без каких-то там тендеров и конкурсов.
А вот с отравлениями солдат министр справиться не смог! Теперь уже военных травят те коммерческие структуры, которые зашли в Минобороны при непосредственном участии
М.Ежеля. Совершенно очевидно, что увеличение правительством стоимости солдатского пайка не привело к улучшению его качества, а вот на откатах это вполне отразилось.
Конечно, можно подивиться изобретательности министерских коррупционеров, которые раньше объясняли отравления солдат плохим качеством питания, а теперь связывают это с нежеланием военнослужащих заниматься боевой подготовкой.
Напомню, что не так давно М.Ежель во всеуслышание заявил о том, что придется отказаться от аутсорсинга и вернуться к старой системе обеспечения питания солдат, а, соответственно, и военных вернуть на кухни для чистки картошки и мытья посуды. Что же за трансформации произошли за столь короткое время с «реформаторской» мыслью министра обороны? Почему теперь М.Ежель снова выбивает из бюджета деньги для коммерсантов? Секрет состоит в том, что возврат к старой системе заберет у чиновников министерства возможность распределять бюджетные средства по этой статье! А это почти миллиард гривен, который проплывет мимо карманов коррупционеров, порушив тщательно разработанную схему разворовывания бюджета. Не будет же М.Ежель со товарищи метаться по всей стране, собирая с малых и больших командиров откаты! Да и вряд ли Генеральный штаб позволит министерским чиновникам шататься по воинским частям с подобной целью.
Генеральный штаб в контексте распределения бюджетных средств упомянут мною не случайно. Именно материальные и финансовые ресурсы, которые находятся в ведении Генштаба, не дают в последнее время спокойно спать минобороновским чиновникам, и именно это послужило для разворачивания М.Ежелем активных «боевых» действий в отношении военных.
«Как фанера над Буялыком»
По странному стечению обстоятельств в июне 2011 года взор М.Ежеля упал на бывший аэродром Буялык в пгт Петровка Ивановского района Одесской области. Не прошло и месяца после инвентаризации фондов военного городка, как к министру обратилось некое ООО «НИКА-УЖ» из Закарпатской области с предложением провести рекультивацию земель Буялыка и разобрать здания и сооружения, находящиеся на этой территории. Ответственным за такой важный вопрос министр обороны определил начальника Генштаба Г.Педченко, а «смотрящим» от Минобороны своего заместителя И.Кушнира.
Последующие события развивались вовсе не по тому сценарию, который предусматривали коммерсанты и их лоббисты в Минобороны.
Фонды аэродрома оказались включенными в утвержденные Кабинетом министров перечни военного недвижимого имущества, которое может быть реализовано. В ходе проведенной по настоянию министра обороны инвентаризации оказалось, что 62 здания и сооружения из указанного перечня по каким-то причинам выпали. Мало того, эти фонды якобы были списаны, но своевременно не разобраны. Естественно, что такая большая «неучтенка» после ее разборки может превратиться в тонны кирпича и щебня, которые могут быть проданы с большой прибылью.
После всех подсчетов ООО «НИКА-УЖ» составило смету затрат по демонтажу аэродрома Буялык, которая равнялась 6 млн. 234 тыс. гривен (копию см. на сайте)!
О том, что такие средства на рекультивацию аэродрома Буялык в бюджете на текущий год не предусмотрены и демонтажные работы приведут к утрате имущества, включенного в перечни на реализацию, а сама схема по участию коммерческой структуры в рекультивации аэродрома, мягко говоря, не совсем законна, военные не преминули сообщить министру и его заместителям. Однако, судя по всему, такая позиция Генерального штаба и командования Воздушных сил вызвала только раздражение, ибо на кону оказались шесть с лишним миллионов гривен для дерибана бюджетных средств.
Далее, как свидетельствуют протоколы совещаний и переписка между Минобороны и Генеральным штабом, в ситуацию вмешался лично заместитель министра И.Кушнир, который придумал свой алгоритм реализации проекта по рекультивации земель аэродрома путем привлечения средств инвесторов, а в скобочках стыдливо указал — спонсоров (текст см. на сайте).
Для непосвященных сообщаем, что, в случае проведения работ по рекультивации таких земель за средства госбюджета, это предполагает проведение соответствующих тендерных процедур. Почему же ООО «НИКА-УЖ» успешно избежало участия в торгах? Эти вопросы уже необходимо задавать чиновникам-лоббистам из Минобороны.
Не секрет, что рекультивация земель аэродрома возможна лишь в случае передачи этого недвижимого имущества и земельных участков органам местного самоуправления. Для этого необходимо исключить имущественный комплекс бывшего аэродрома из утвержденного Кабинетом министром перечня военного имущества, подлежащего отчуждению. Бюджет при таком развитии событий недополучит весьма серьезные суммы. А если правительство откажется исключать это имущество из перечней на продажу? Кроме того, господа из Минобороны прекрасно знают, что рекультивация земель может проводиться за счет и силами местных органов самоуправления. Остается один лишь вопрос: а кто ответит за незаконное использование бюджетных средств и утрату государственного имущества?
Можно лишь посочувствовать командующему Воздушных сил генералу С.Онищенко, который был все-таки вынужден подписать весьма интересный договор с ООО «НИКА-УЖ» на выполнение демонтажных работ в Буялыке (текст см. на сайте).
Хотя ни сам М.Ежель, ни его заместитель И.Кушнир не решились поставить свои подписи под «инвестиционно-спонсорским» договором с ООО «НИКА-УЖ», их ретивость вполне можно оценить статьями Уголовного кодекса Украины. Как впрочем, и генерала С.Онищенко.
Самое печальное в этой истории, что деньги от продажи подобного недвижимого имущества должны направляться на реализацию программы по обеспечению военнослужащих и их семей жильем. Замечу, что речь идет о 653 гектарах земли в Одесской области.
Так что, господа военные, пролетаете над квартирами очередной раз «как фанера над Буялыком».
Степные котики
Аналогичную по своему цинизму операцию провернули с 263 гектарами земли бывшего военного аэродрома Очаков, которые по мановению пера министра «ушли» безвозмездно местным органам самоуправления.
Неужели в Николаевской области уже решен вопрос с военными очередниками, если Минобороны позволяет себе бесплатно расбрасываться военным имуществом, даже не поднимая вопрос о какой-либо компенсации за 263 гектара отнюдь не бросовых земель? Не говоря уже о стоимости одних только плит, продажа которых позволила бы купить не один десяток квартир для бездомных офицеров.
Единственное отличие от предыдущей ситуации в том, что военный аэродром использовался Военно-морскими силами для проведения занятий по тактико-специальной подготовке и был площадкой для приземления парашютистов во время совершения прыжков, о чем командующий, адмирал В.Максимов не преминул отметить в своем письме начальнику Генштаба (текст см. на сайте).
Сложно судить о тех побудительных мотивах, которыми руководствовался министр, выдавая на гора из недр Минобороны проект протокольного решения Кабмина, в котором он «добровольно» отказывается от земельных участков военных городков №68 и 70 в Очакове. Не сомневаюсь, что письмо М.Ежеля уже добежало до адресата и правительство одобрило инициативу министра обороны (текст см. на сайте).
Вопросов в этой истории — хоть отбавляй. Невозможно себе представить, какие аргументы министра М.Ежеля заставили адмирала В.Максимова радикальным образом изменить его позицию в отношении имущественного комплекса аэродрома Очаков?!
Непонятно, почему адмирал В.Максимов согласился расстаться с, пожалуй, единственным полигоном для подготовки украинских морских десантников? Ничего, что подготовку «морских котиков» придется вести вдали от морских берегов Украины, где-то в глубине территории страны. Вероятно, и сами десантники вместо «морских» получат прозвище «степных котиков».
По информации военных, с такой позицией не смог согласиться и начальник Генерального штаба — Главнокомандующий Вооруженных сил генерал Г.Педченко, и, как поговаривают в Минобороны, на него тоже в скором времени найдется управа.
Сегодня перечень подаст, а завтра?..
Было бы наивным полагать, что команда М.Ежеля сосредоточит свое внимание лишь на «умелом расходовании» бюджетных средств.
Недвижимое и движимое военное имущество, которое находится в ведении Вооруженных сил, очевидно, не дает спокойно спать министерским чиновникам, ручки которых давно шарят по военным базам, складам и воинским частям в поисках того, что плохо лежит.
Вот с завидной периодичностью Минобороны и «рожает» для утверждения Кабинетом министров перечни военного имущества, которое можно с личной выгодой толкануть коммерсантам.
Напомню читателям, что военное ведомство так и не удосужилось сформировать позицию относительно перспективы развития Вооруженных сил страны до 2017 года, отсутствует программа развития вооружений и военной техники, что предусматривалось соответствующим указом президента Украины. Однако ни это, ни другие не менее важные обстоятельства не мешают министру обороны определять, какое имущество является для армии излишним. Дошло до того, что в перечни для отчуждения попали 27 самолетов МиГ-29, а также большое количество имущества так называемой второй категории, которое вполне востребовано армейскими подразделениями. Надо отдать должное руководителю находящегося в непосредственном ведении министра М.Ежеля Центра учета излишнего и списанного военного имущества, который умудрился включить в пресловутые перечни на продажу военное имущество вообще без какого-либо согласования с довольствующими управлениями Генерального штаба. Мало того, для занижения стоимости военного имущества перед включением его в перечни была проведена операция по замене второй категории на пятую. Но не это самое главное, — на поверку может оказаться, что большая часть этого имущества уже продана коммерсантам!
При таких темпах и способах работы М.Ежеля и его команды может так статься, что в армии не останется ни движимого, ни недвижимого имущества, а военные будут вынуждены арендовать его у коммерческих структур.
И уж совсем непонятно, насколько «адекватен» М.Ежель, подмахивая перечни на продажу самолетов МиГ-29, заявляя во время проведения командно-штабных учений «Адекватное реагирование-2011» об огромных возможностях для модернизации этих самолетов, а также необходимости закупки новых?!
То же самое касается перечня земельных участков, которые Минобороны предложило использовать под строительство жилья для военнослужащих по схеме реализации инвестиционных проектов. Как водится, чиновники забыли упомянуть, что на самом деле на продажу выставлена вовсе не голая земля, а десятки зданий и сооружений, которые неведомо как «прицепились» к этим участкам. Осведомленные сотрудники министерства поговаривают, что у этих участков давно уже есть хозяева, и вопрос лишь в формальном закреплении прав их собственности.
Вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что и это имущество успешно «уплывет» к коммерсантам, а количество бездомных военных не уменьшится! Разве, что Верховный главнокомандующий наивно полагает, что продажа имущества — это и есть провозглашенная им реформа армии!
Адъютант его превосходительства
Завершая описание «продажной» реформы армии в исполнении М.Ежеля не могу не упомянуть еще один немаловажный аспект — возникший на почве имущественных отношений конфликт между Минобороны и Генеральным штабом.
Естественно, что в борьбе за дополнительные ресурсы в наполнении собственных карманов военные чиновники пленных брать не будут. Понятно, что «продажная» реформа может быстро закончиться, ибо не ровен час, правоохранительные органы откроют свои глазки и попробуют вникнуть в эту тонкую сферу деятельности М.Ежеля и его команды. А посему, дабы ускорить процесс улучшения своего благосостояния и взять все финансовые и имущественные потоки в Вооруженных силах в одни руки, в недрах Минобороны недавно родилось письмецо на имя Верховного главнокомандующего. В этом опусе предлагается вообще ликвидировать Генеральный штаб как лишнее звено, а войска и сам Генштаб подчинить лично министру, при этом «лишить ГШ командных функций и исполнительных полномочий».
Оказывается, оригинальность предложений министра обороны состоит в том, чтобы отойти от того подхода к организации Вооруженных сил Украины, который «был реализован с учетом опыта США и ведущих европейских стран». А ничего, что эти подходы, которые так не нравятся М.Ежелю, были закреплены в апреле текущего года указом № 406 главы государства, которым утверждены положения о Минобороны и Генштаба!
Судя по всему, Михаил Брониславович не принимал никакого участия в подготовке этого акта, или забыл, а может, не читал?
Кстати не могу не отметить, что в этом многостраничном документе не забыт и начальник Генерального штаба, которому предложена скромная должность «главного военного советника министра обороны». Ну, если развивать подобный сценарий, то уж надо было делать Г.Педченко и вовсе адъютантом его превосходительства министра.
Конечно же, нетрудно догадаться, что М.Ежель предлагает президенту создать отнюдь не оригинальную структуру управления Вооруженными силами — практически все диктаторские режимы использовали подобный подход.
Не хотелось бы связывать действия М.Ежеля и его предложения главе державы с замыслом по реализации реформы в армии. Им, скорее всего, движет лишь желание охватить неохваченные финансовые потоки и продать непроданное военное имущество.
Дмитрий Менделеев «Зеркало недели»