Объединят ли левые Украину?

16.11.2007 в 08:17
Объединят ли левые Украину?

Объединят ли левые Украину?

Идея создания украинского «Левого центра» имеет куда большие перспективы, чем простое объединение нескольких партий для координации своей политической деятельности...

Разделяй - и властвуй!

С предложением объединения украинских левых сил СДПУ (о) выступила еще в августе, на XXI съезде партии. Тогда этот призыв был практически никем не услышан - все левые увлеченно участвовали в предвыборной гонке, предпочитая бороться за мандаты в гордом одиночестве.

Как итог - в парламент прошли только коммунисты. При этом значительная часть голосов левого электората попросту пропали: 2,86% отданных за СПУ, 1,32% за ПСПУ, а также 0,29% сторонников «оновленой Компартії» (часто называемой подставным клоном). Вместе это 4,47%, которые наверняка бы могли кардинально изменить расклад сил в новой Верховной Раде.

Вывод был один: дальнейшая политическая борьба левых партий поодиночке, на свой страх и риск, причем не столько против своих идеологических оппонентов, сколько против своего же «брата левого», будет заканчиваться поражением.

Причем этому будут не только радоваться, но и наверняка способствовать крупные буржуазные партии, заинтересованные в сведении левого движения к маргинальным внепарламентским клубам.

Их вполне устраивает ситуация, в которой левые в основном заняты борьбой друг с другом, и побеждает среди них тот, кто исхитрится отщипнуть максимум от своего конкурента. И чем больше левые будут обливать другу друга «пиаром», выясняя, кто из них более левый, тем быстрее они втопчут в грязь собственные партии и всю идею левого движения.

А все потому, что единственной серьезной альтернативой и «оранжевым», и «синим» может быть только левое движение. Ведь сколько бы ни ругали в современной Украине «коммунизм» (которого, кстати, еще нигде никогда не было), но большинство украинцев продолжают отдавать предпочтение левым идеям. Которые поднимают вопросы, крайне неприятные для крупной буржуазии, прозванной в Украине «олигархическими кланами».

Буржуазные истоки национализма

Собственно, при всем кажущемся разнообразии, в Украине в настоящее время господствуют только две идеологии: национализм и социальная справедливость. Причем первая была поднята и внедрена в массы в основном для того, чтобы задавить вторую.

Все очень просто. Как можно сделать союзниками олигарха, имеющего годовой доход в сотни миллионов, и рабочего, которому его жалования едва хватает на прокорм семьи? Как можно примирить между собою коррупционера, отдавшего куму детский садик под офис, и потерявшую работу воспитательницу? Так, чтобы «низы» и не подумали чего-то требовать от «верхов» - а напротив, рвали за них на майданах глотки?

Для этого и существует национализм. В самых разных формах: от умеренного национал-патриотизма до радикального нацизма и расизма. Это универсальный и очень эффективный инструмент, который закрашивает все социальные противоречия. Бедняк и олигарх становятся «одной нацией» и различаются только по степени своего ура-патриотизма.

Кто громче кричит «слава» и «ганьба», кто придумывает самую грандиозную 140-тысячелетнюю «историю нации», кто оденет самую пеструю вышиванку - тот и является самым достойным сыном своего народа. И миллионы украинцев с таким умилением смотрят на высокопатриотическую прическу Юлии Тимошенко, что даже не замечают ее очередной новой шубки стоимостью в годовую зарплату целого цеха.

Социально-экономические проблемы при этом, конечно же, остаются неразрешенными. Однако вину за это возлагают на «врагов нации» - внешних или внутренних. Очень удобно!

В число этих врагов, конечно же, входят и левые. Истерическая кампания по демонизации и вытравливанию всего «советского», начавшаяся еще в 1991 году и резко активизировавшаяся с приходом к власти «оранжевых», проводится с двумя целями. Во-первых, представить левое движение как чужеродное, «московское». Во-вторых, и это главное, дискредитировать его так, чтобы оно никогда более не было популярным в Украине.

Нетрудно понять, что национализм выгоден исключительно крупному капиталу. Поэтому большевики не ошибались, когда называли его «буржуазным». А что имеют с него простые люди, кроме сомнительного морального удовлетворения?

В нынешние времена стало модным охмурять избирателей еще лозунгами о «демократии», под которой давно уже подразумевается не народовластие, а власть, находящаяся в руках «нужных людей».

То есть если у власти Кучма или Шеварднадзе - это тирания, а вот если Ющенко или Саакашвили - это самая настоящая демократия, светлая и непорочная. Дошло до того, что ряд политиков и партий были объявлены «антидемократическими».

И вот «оранжевые» вооружились идеологией, состоящей из пестрой смеси национализма и «демократии», в результате чего левое движение в западных регионах Украины попросту умерло, затравленное «антисталинскими» кампаниями. Галичина сейчас напоминает Вандею: ее крестьяне поддержали феодальную контрреволюцию из-за своей фанатичной веры в богоизбранного короля, а галичане готовы подержать любого политика, лишь бы он был «национально-свидомый».

БЮТ работает с более широким набором лозунгов. Помимо национализма и «демократии» он использует и идею «отнять и поделить» капиталы олигархов. Однако не всех украинских олигархов (в число которых входят и члены БЮТ), а только внутренних «врагов нации» и «антидемократов», прежде всего «донецких». Эти псевдолевые идеи очень популярны в среде образовавшегося в Украине «национально-свидомого люмпен-пролетариата».

Но украинский национализм «галицкого образца» оказался неприемлемым для Юго-Востока. И в этих регионах (промышленных к тому же) могло бы возникнуть мощное левое движение, если бы они не стали базой для еще одной политической силы крупного капитала. Для которой левое движение тоже нежелательно - и поэтому она поспешила опереться на возникшие там ответные течения: аморфный антинационализм, местечковый «малороссийский» национализм и пророссийские лозунги.

В итоге сражающиеся за власть «оранжевые» и регионалы, вместе со своими мелкими союзниками, разделили Украину на две политические половины. И это оказалось очень выгодно обеим сторонам: увлеченные борьбой за «украинскую Украину» или против «проамериканских бандеровцев», избиратели массово отдавали голоса за раскрученные партии крупного капитала. В это противостояние оказались втянутыми даже коммунисты, позабывшие заветы Ильича.

Как результат, левое движение впало в ступор даже на Юго-Востоке. А держава, раздираемая идеологией национализма, оказалась на краю уже не политического, а реального раскола.

Мир хижинам!

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось это противостояние, если бы Партия регионов сама не вышла из системы, к созданию которой приложила столько усилий. А произошло следующее: желание остаться у власти хотя бы частично настолько перевесило здравый смысл, что регионалы начали проситься в «широкую коалицию» со своими идеологическими противниками.

При этом они не заметили присвоения Шухевичу звания Героя Украины, а один из самых активных регионалов Анна Герман в программе «Свобода» и вовсе заявила, что тот никогда не был немецким офицером. После этих и других политических ляпов рейтинг ПР начал снижаться. Что, собственно, и неудивительно - регионалы изначально позиционировали себя как «антиоранжевые», поэтому, начав кланяться в ноги своих (теперь уже бывших) политических противников, они стали для многих избирателей предателями.

«Партия регионов, потерявшая на этих выборах около 200 тысяч голосов, на следующих рискует недосчитаться уже миллионов, а со временем повторить путь НУНС, если не прислушается к требованиям своих избирателей и не радикализирует позицию. На ее место придут или коммунисты, или возрожденные объединенные эсдеки, или кто-то третий. Например, набирающий силу в Одессе блок «Родина» или украинофобствующие радикалы из Крыма», - спрогнозировал развитие ситуации Дмитрий Табачник.

Табачник совершенно прав: свято место пусто не бывает, и на Юго-Востоке его займут не НУНС и не БЮТ. Не исключено, что вверх пойдут рейтинги партий и движений национального толка: навязывание Банковой галицко-украинского национализма со всякими Шухевичами и Карлами XII вызвало к жизни на Юго-Востоке собственные варианты национализма.

Вместе с этим свою политическую базу могут расширить и левые. Коммунисты, к примеру, уже взяли на выборах в 2007 году больше, чем в 2006. В основном, конечно, за счет своей более четкой и радикальной «антиоранжевой» позиции.

Однако успехи левых могут быть гораздо большими, если они не просто подхватят выпавшее из рук Партии регионов «антиоранжевое» знамя, а вернутся к фундаментальным и основным задачам левого движения.

То есть не только выступая против национализма (причем любого) как «орудия оболванивая масс», но занявшись, прежде всего, защитой социально-экономических интересов избирателей. Подчеркнем: не импровизацией их защиты в виде повышения минимальной пенсии от государства еще на 10 гривен, а решением всего комплекса накопившихся проблем.

А сюда входит политическая поддержка профсоюзного движения, необходимость принятия целого ряда архиважных законов - начиная от регулирования отношений между работодателем и наемными работниками и заканчивая правовым закреплением права последних на забастовку. Криком кричат проблемы малого бизнеса и уже обозначившаяся угроза обезземеливания крестьян.

Проблем предостаточно! При этом они одинаково актуальны как для жителя Львова или Киева, так и для харьковчан или крымчан, независимо от того, флажками какого цвета они размахивали перед последними выборами. Положа руку на сердце, в «хижинах» не может быть ни «бандеровцев», ни «москалей» - только малоимущие.

Таким образом, потенциальная политическая база левых простирается от Мукачево до Луганска. Разделение на «оранжевых» и «синих» исчезает, Восток и Запад снова вместе в борьбе за свои социальные интересы. И левое движение является единственным объединяющим Украину фактором - естественным, а не выдуманным или навязанным.

Вопрос лишь в том, смогут ли левые достучаться до разума избирателей, чтобы убедить их позабыть о национализме и вспомнить о своих насущных социальных проблемах? И кому из них это удастся лучше всего?

Союз левых сил

В украинском левом движении есть различные политические силы. Начиная от псевдолевых, занимающихся исключительно вопросами своего бизнеса и лишь раз в год голосующих за поднятие пенсии, и заканчивая молодежным клубами радикалов-троцкистов. Но если отбросить крайности, то останется два основных направления: это Компартия и лево-центристы.

КПУ имеет хорошие позиции на Юго-Востоке, твердый минимум электората и одну из самых работоспособных сетей местных ячеек по всей Украине. Однако у коммунистов есть и недостаток - негативный имидж в Центральной и особенно Западной Украине. Истерические кампании всевозможных «репрессий» и «моров» сделали свое дело. Хотя каждый понимает, что нынешняя КПУ - это отнюдь не сталинское «Особое Совещание».

Ввиду этого лучшие шансы стать «объединяющей силой» видятся у лево-центристов, к которым можно отнести СДПУ (о), СПУ, партию Социал-демократический союз и которыми себя начали называть члены Блока Литвина, видимо, почувствовав появившуюся перспективу этого направления.

А дело не только в перспективе. Крупные буржуазные партии, взявшие власть, тоже заметят эту перспективу. И могут постараться разгромить левых к следующим выборам любыми способами.

«Это случилось с СДПУ(о) и ПСПУ в 2006 году, в этом году вне Рады оказалась СПУ, такую же судьбу, уверен, готовят и для КПУ. Поэтому наша партия считает процесс объединения левых сил гарантией того, что в будущем левые смогут представлять интересы украинцев в Верховной Раде», - сказал Игорь Шурма.

Поэтому в октябре было вновь предложено начать процесс объединения левых сил и провести круглый стол лево-центристских партий. Как утверждают инициаторы этого мероприятия, объединение сил, стоящих на социал-демократических позициях, позволит выступить единым фронтом. И именно появление такой силы станет залогом переформатирования политической ситуации в Украине.

Приглашение поучаствовать в круглом столе было направлено всем партиям с левоцентристской идеологией. Правда, у отдельных левых партий начался приступ традиционного эгоцентризма. Так, СПУ с высоко поднятой головой отвергла предложение инициаторов, заодно с негодованием отбросив возможность сближения с ПСПУ. Очевидно, даже проиграв на выборах, социалисты все еще продолжают считать себя политическим пупом Украины.

А вот нарядившийся в лево-центристские одежды Блок Литвина (финансируемый на выборах одним из самых богатых людей Украины) к идее объединения отнесся очень даже положительно. Вот только центром этого объединения блок видит исключительно себя. Что, в общем-то, и неудивительно - ведь блок прошел в Верховную Раду и теперь явно намерен наращивать силы.

Тем более, что Литвин заявил, что не войдет ни в какую коалицию - а значит, возможно, у него есть какой-то план. Возможно, даже это план создания крупной лево-центристской оппозиции с прицелом на следующие выборы.

Еще один вариант предложил председатель Всеукраинского объединения левых «Справедливость» Иван Чиж. Он считает, что должен появиться некий совершенно новый политический проект, а существующие сейчас левые партии самоликвидируются. «И СДПУ(о), и Компартия, и другие партии должны были бы создать, если хотите, левый Интернационал», - сказал Чиж.

Одним словом, у левых пока что даже нет единого видения формата своего объединения хотя бы общих чертах. А это может грозить тем, что идея будет похоронена амбициями и ошибками отдельных партий. Впрочем, процесс только начинается, и кто знает - может быть, на этот раз они договорятся!

Источник: http://from-ua.com

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив