Тысячу лет назад мусульмане любили поесть, выпить и пошутить

29.01.2013 в 15:40
Тысячу лет назад мусульмане любили поесть, выпить и пошутить

Тысячу лет назад мусульмане любили поесть, выпить и пошутить

Книга почтенного багдадского учёного XI века аль-Хатиба «Искусство быть незваным гостем» впервые выходит на английском языке. Богослов, прославившийся комментариями к учению пророка Мухаммеда, хотел, по-видимому, напомнить своим поклонникам, что нельзя всё время быть серьёзным.

«В этой книге есть и флирт, и сквернословие, и даже немного пьянства, — рассказывает переводчик Эмили Селоув из Манчестерского университета (Великобритания). — Она предлагает совершенно иной взгляд на якобы аскетичный ислам того периода. Багдад тысячелетней давности был, можно сказать, богемным и ни в коем случае не мог похвастаться совершенством. Ошибочное представление о жестокости и репрессивности тех лет, скорее всего, стало результатом того, что на английский язык переведено очень мало литературы той поры».

Есть и серьёзные нотки. Книга посвящена великодушию. Кроме того, автор призывает современников выражать свои мысли красноречиво и ясно. Например, уча, что нехорошо не подпускать голодного к накрытому столу, Аль-Хатиб поднимает вопрос имущественного расслоения мусульманского общества. Он обрушивается на скупцов с резкой критикой.

Но всё же сочинение обильно сдобрено юмором и сатирой. Например, там фигурирует указ калифа о создании министерства непрошеных гостей.

Кстати, вот несколько шуток из книги.

Один человек незваным явился на пир. «Ты кто такой?» — спросил его хозяин. «Я тот, кто избавил тебя от возни с приглашением!» — был ответ.

Непрошеный гость вошёл в собрание, где ему сказали: «Тебя никто не звал!» «Но если вы не звали и я не пришёл, — ответил он, — то здесь, должно быть, очень одиноко!»

Однажды незваный гость пришёл в дом к человеку, созвавшему людей. «Эй ты! — сказал тот. — Разве я говорил, что ты можешь войти?» «А разве ты говорил, что я не могу войти?» — парировал остроумец.

Некто спросил незваного гостя: «Сколько будет четырежды четыре?» На что тот ответил: «Шестнадцать караваев». «А дважды два?» «Четыре каравая». А в другой раз он сказал: «Я прождал столько, сколько хватило бы съесть буханку хлеба».

Бунан (популярный персонаж того времени, которого г-жа Селоув любит сопоставлять с Фальстафом и Робином Гудом) поел, и поел хорошо, и некто сказал ему: «Остановись! Ты убьёшь себя!» «Если пришло время умирать, — ответил Бунан, — то я хочу быть сытым и не испытывать жажды».

Один человек стал спутником бродяги и как-то сказал ему: «Пойди купи нам немного мяса». «Ей-богу, не могу: я без средств», — ответил бродяга. Тогда человек пошёл и сам купил мяса. Затем он сказал: «Давай-ка приготовь его». «Я не очень хорошо готовлю», — последовал ответ. Пришлось человеку готовить самому. Затем он сказал: «Давай-ка размочи хлеб». «Ей-богу, я устал», — ответил бродяга. Пришлось человеку самому размочить хлеб. Затем он сказал: «Давай-ка наливай суп». «Боюсь, пролью я его», — снова отказался бродяга. Тогда человек сам подал суп. «Давай-ка ешь», — сказал он. «Ей-богу, — откликнулся бродяга, — мне так неудобно, что я столько раз отказал тебе». С этими словами он поднялся и принялся за еду.

Есть в книге и советы.

Человек попросил Бунана дать ему совет. «Ни с кем не братайся, — ответил тот. — В крайнем случае найди того, кто не будет тебе докучать. Не гоняйся за зеленью, обжирайся цыплячьей кожицей, набивай брюхо козьим ливером, глотай птичьи потроха, хватай рыбьи внутренности, а когда подадут голову, первым делом займись глазами. Не обращай внимания на тощую дичь. Не думай ни о чём — лишь о том, что лежит в твоей тарелке, и не заглядывай в тарелки других. И если козье жаркое дойдёт до тебя лишь с ошмётками мяса, не ругай ни слабость стариков, ни жадность молодых. Ешь и не заботься о семье хозяина, не трать времени на здравицы».

В книге упоминается также двенадцать правил трапезы, которые должен соблюдать любой мусульманин.

Перед едой необходимо четырежды помянуть Аллаха, дабы знать, какая пища запрещена, дабы насладиться едой и дабы поблагодарить Господа за неё.

Четыре обычая пророка: сидеть во время трапезы на левой ноге, не тянуться через стол, брать еду тремя пальцами и облизывать их, когда закончил.

Четыре правила хороших манер: мыть руки, брать маленькие кусочки, тщательно жевать и не таращиться на друзей.


кл

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив