Как в Чернигове снимали фильм о Коцюбинском
За кулисами. Работа над художественно-документальным фильмом о Михаиле Коцюбинском продолжается. Уже скоро черниговцы должны увидеть кинематографическую историю о украинского классика, его отношения с семьей, официальной женой, тайной любовью и то, как это повлияло на его творчество. Инициатор проекта и одновременно исполнитель главной роли, актер Черниговского молодежного театра Николай Бичук, рассказал нам, что это будет попытка показать не канонического Коцюбинского, а такого, о котором вряд ли рассказывают в школе.
- Проще вопрос, Николай. Откуда идея снимать кино о Коцюбинского?
- Это произошло несколько лет назад. Был на выставке в музее Коцюбинского. После выставки сказали: а хотите экскурсию? Я знал, что Коцюбинский здесь жил, работал, но как-то этим никогда не интересовался.
Нам провели экскурсию, было потрясающе, я все думал, что это он тут ходил, сидел, писал. И у меня еще там возникла одна мысль. Говорю, слушайте, и у вас же здесь можно и представления показывать. А мне работники и говорят, что, конечно, спектакли, чтение - они ко всему открыты. И я пошел домой. И жил, просто помня об этом доме.
Прошел год, и я узнал, что депутат Березники делает конкурс с целью развития города и будет выбирать четыре проекта, которым предоставит по 30 000 гривен. Я и вспомнил дом: а почему бы не фильм?
Идею рассказал своему коллеге Евгению Сидоренко, с которым мы работаем в нашем независимом театре Theatrum mundi. Он послушал и сказал: «снимает». Но нужно было решить, что именно снимать: отрывок из его жизни? отрывок из его произведения? ..
Как-то случайно мы вышли на черниговского писателя Анатолия Покришня, это он написал «Балладу о Круты». Ее режиссером был Андрей Бакиров, но участие в ней принимали и актеры Молодежного и драматического театра, театр кукол, филармония. В день памяти Героев Крут ее показали в Киеве в театре Франко.
И вот господин Анатолий имел два киносценарии - один из них о Коцюбинского. Мы попросили разрешения его использовать. Евгений немножко переопрацював сценарий, мы сократили количество действующих лиц, потому что наши ресурсы были ограничены. И начали работу.
- Какой эпизод жизни Коцюбинского вы выбрали для экранизации?
- Сценарий построен на реальных событиях из жизни писателя. Конечно, господин Анатолий кое-что добавил своего, как вот романтизма, настроения, но основное действие разворачивается вокруг отношений Коцюбинского, его жены Веры и любовницы Александры.
Речь пойдет о последних годах Михаила Михайловича - с момента, когда он встретил Александру Аплаксину, и до его смерти. А начинается фильм тем, что журналист входит в уже летней Александры Аплаксиной и женщина начинает вспоминать, что же тогда происходило...
– Naybilʹshe nas tsikavytʹ same te, yak Aplaksina y tsi stosunky vplyvaly na Kotsyubynsʹkoho; toy trykutnyk, u yakomu vin zhyv, tvoryv; yak rozryvavsya i yak namahavsya balansuvaty u tsʹomu svoyemu zhytti.
– Ty hrayesh Mykhayla Kotsyubynsʹkoho. Tse cherez podibnu zovnishnistʹ?
– Ni, tse vypadkovistʹ. Meni prosto bulo tsikavo yoho zihraty. Ale rolʹ duzhe vidpovidalʹna – use-taky klasyk. Ta pid chas zyomok u muzeyi pratsivnyky chasom kazaly, shcho duzhe skhozhym ya vykhodzhu, nache spravzhniy.
Spivrobitnyky muzeyu nam dopomahaly, pidkazuvaly, yak Mykhaylo Mykhaylovych odyahavsya, yak sebe povodyv. Yakosʹ ya pryyshov na zyomky bez kravatky, a vony kazhutʹ: «Vy shcho, vin ne mih buty bez kravatky!» Kotsyubynsʹkyy zavzhdy vdyahavsya vyshukano, stylʹno – kravatky, rizni kapelyukhy...
Odyn mayster nam navitʹ zrobyv taku palytsyu, yaka bula v Kotsyubynsʹkoho. Yiyi osoblyvistʹ u tomu, shcho tse ne prosto palytsya, a shche y stiletsʹ. Vin mih ity z neyu, a todi rozklasty y prysisty. U nas na zyomkakh – tochno taka.
– De, okrim muzeyu, znimaly shche?
– My znimaly v muzeyi Kotsyubynsʹkoho, u muzeyi Dovzhenka v Sosnytsi, znimaly na Valu, posered mista, na Boldynykh horakh, u nashykh chudesnykh polyakh. Zdayetʹsya, zyomky my pochynaly z Valu. Bulo duzhe rano, odyahly mene v kostyum, vyyshly na Val: lyudy khodyatʹ, Kotsyubynsʹkyy khodytʹ…
- Больше всего нас интересует именно то, как Аплаксина и эти отношения влияли на Коцюбинского; то треугольник, в котором он жил, творил; как разрывался и как пытался балансировать в этом своей жизни.
- Ты играешь Михаила Коцюбинского. Это из-за подобной внешность?
- Нет, это случайность. Мне просто было интересно его сыграть. Но роль очень ответственная - все-таки классик. Но во время съемок в музее работники порой говорили, что очень похожим я выхожу, как настоящий.
Сотрудники музея нам помогали, подсказывали, как Михаил Михайлович одевался, как себя вел. Как-то я пришел на съемки без галстука, а они говорят: «Вы что, не мог быть без галстука» Коцюбинский всегда одевался изысканно, стильно - галстуки, разные шляпы ...
Один мастер нам даже сделал такую палку, которая была в Коцюбинского. Ее особенность в том, что это не просто палка, но и стул. Он мог идти с ней, а потом разложить и присесть. У нас на съемках - точно такая.
- Где, кроме музея, снимали еще?
- Мы снимали в музее Коцюбинского, в музее Довженко в Соснице, снимали на Валу, посреди города, на Болдиных горах, в наших чудесных полях. Кажется, съемки мы начинали с Валу. Было очень рано, одели меня в костюм, вышли на Вал люди ходят, Коцюбинский ходит ...