«Постановка просто ублюдочная»: депутаты поскандалили из-за коммунального транспорта Николаева
На заседании транспортной комиссии Николаевского горсовета, проходившем в четверг, 16 августа, депутаты устроили очередной скандал.
Произошло это при обсуждении программы развития коммунального транспорта на 2018 – 2022 год. Программа выносится на утверждение комиссии уже пятый раз, однако депутаты не могут ее утвердить – подготовлена отвратительно, цифры нереальны, много ошибок и несоответствий.
Оказалось, что презентуемая программа практически «слизана» с другой программы – развития электротранспорта. В ней действительно речь идет о выделении средств на содержание трамваев и троллейбусов, однако нет ни одного раздела, в котором говорилось бы о другом коммунальном транспорте, который, как предполагается, будет обслуживать новое предприятие «Николаевпасстранс». Как будут сосуществовать эти два предприятия, что будет забрано у электротранса в пользу пасстранса – ничего этого в программе нет.
Кроме того, Сергей Исаков отметил, что в «перечне мероприятий» на 2018 год, который скоро и так уже заканчивается, указана фантастическая сумма – 384 млн 782 тыс. гривен. На его вопросы, где городской совет по состоянию на сегодня найдет эту сумму и зачем включать в программу цифры, которые не соответствуют реалиям, начальник управления транспорта Олег Манушевич говорил, что, дескать, в программу включены заимствованные деньги, которые предполагалось взять из кредитов. Но Исаков подчеркивал, что речь идет не о кредитных деньгах, а о средствах городского бюджета. Где их физически взять, учитывая, что сегодня городскому совету доступно немногим более 100 млн по итогам перевыполнения за первое полугодие, непонятно.
Константин Картошкин назвал еще более фантастическую цифру – 1 млрд 700 млн. Именно такое финансирование предлагается выделить этой программой за все пять лет ее реализации. При том. что годовой выторг предприятия составляет 50 млн, а за пять лет, при тех же тенденциях, 250 млн.
- Источник возврата денег за кредиты обычно в любом нормальном предприятии – это тариф. Про тарифы – ни слова! Если вы предлагаете сегодня депутатам взять кредит, потом из бюджета его гасить, из бюджета давать дотации на «Николаевэлектротранс», вы извините, но это постановка не то что ублюдочная, это полное неуважение к людям, которые здесь находятся… Вы предлагаете выделить миллиард семьсот – и предприятие останется убыточным? - недоумевал Картошкин.
Манушевич ответил – мол, надо посчитать. Владимир Садыков чуть не упал со стула: «Вы до сих пор не посчитали?!!». Константин Картошкин тоже засмеялся – мол, вопросов нет, на этом обсуждение можно заканчивать.
Манушевич пытался оправдаться тем, что все коммунальные предприятия убыточны (депутаты ему возражали: не все), а «Николаевэлектротранс» выполняет социальную функцию. И говорить, что все пять лет оно будет убыточным, по мнению чиновника, некорректно.
Картошкин принялся приводить расчеты по кредиту: предприятие берет 700 млн, а отдает миллиард. То есть, 300 млн из бюджета на обслуживание кредита. То есть, ближайшие пять лет город должен отдавать каждый год 60 млн просто так, за право компенсировать убытки. Депутат заявил, что если бы пришел утверждать такой проект на коммерческом предприятии, то был бы уволен в течение часа.
Манушевич тоже попытался пристыдить депутатов – мол, сами выступили ее зачинателями и соавторами, а теперь принципиально не хотят ее принимать. Но Исаков объяснил начальнику управления, что участвовал в разработке программы развития именно электротранспорта, и суммы там были указаны абсолютно подъемные и учитывали все, что необходимо предприятию в первую очередь. Она была подготовлена летом 2017 года, но почему-то не была вынесена даже на комиссию.
- Программу надо принять, и вы это прекрасно знаете. Подсознательно знаете! – уверял депутатов Олег Манушевич.
- Программу надо принять сто процентов! Но не ту, которую вы нам подсовываете! – расставлял акценты Сергей Исаков. – Это не программа. Это набор каких-то цифр и фраз, которые оторваны от жизни.
За скорейшее принятие этой программы депутатов агитировал и председатель комиссии Владимир Евтушенко, являющийся, как известно, директором КП «Николаевэлектротранс». Его доводы сводились к следующему: появилась возможность улучшить состояние дел на предприятии, но депутаты непонятно почему «сопротивляются». В разразившейся словесной перепалке Картошкин попросил у Евтушенко не забывать, что в данном вопросе он заинтересованное лицо, и что когда дойдет до голосования, не мешало бы заявить о конфликте интересов.
Исаков напоминал, что о недостатках программы он говорил давно и на разных заседаниях, но в конечном итоге ничего не меняется. Первая и главная ошибка – это суммы, которые не может обеспечить городской бюджет. Вторая заключается в том, что программа выносится на утверждение без согласования департаментов финансов и экономики, и даже вопреки их мнению, что уже является нарушением.
- Сидела здесь госпожа Святелик (директор департамента финансов. – Прим.), и когда я ей задал вопрос: «Вы под этим подпишетесь?», она сказала: «Как?! У меня нет этих денег!»… Программа от жизни оторвана! А жизнь определяет департамент финансов, понимая, какие ресурсы у бюджета есть, а каких нет. Смысл не в том, чтобы что-то поломать. А в том, чтобы делать правильно! Плохо оно само получится, - взывал к благоразумию Сергей Исаков.
Парируя Исакову, Евтушенко припомнил ему импичмент Сенкевичу, который пользы никакой не принес, а только всех перессорил. Исаков же поставил ему в упрек то, что он, получая зарплату на предприятии, не удосужился за все эти месяцы ничего исправить. Евтушенко заявил, что если Исакову хочется повоевать – пусть едет на Донбасс. Исаков в ответ назвал его сумасшедшим.
Картошкин, в свою очередь, указал на конкретные ошибки в расчетах, которые лично ему удалось обнаружить в обсуждаемом варианте программы. Цифры выстроены так, что получается, будто бы цена проезда в троллейбусах и трамваях достигает шести гривен, а в автобусах – около трех. И прямо на заседании комиссии он посчитал все составляющие, которые дают такую стоимость проезда. Что еще раз подтвердило: принимать программу в таком виде категорически нельзя – она кишит ошибками.
Аргумент оказался веским, Евтушенко был вынужден отступить, но нашел крайнего в лице начальника управления транспорта Олега Манушевича. Якобы тот «схитрил» - взял цифры из старого проекта программы, в которой речь шла об электротранспорте, «смешал» все с коммунальным транспортом, но при этом не удосужился лично все сопоставить. Манушевич ничего не ответил – лишь беспомощно улыбался.
Евтушенко заявил, что его все «достало», и пообещал, что в следующий раз принесет вариант программы, в которой будет только электротранспорт.