В «деле положенца Наума» искали деньги и смотрели «фильм» с задержания фигурантов
В среду, 11 июля, в Заводском районном суде города Николаева под председательством судьи Дмитрия Никитина продолжилось заседание по делу местного «положенца», бизнесмена Игоря Науменко и других фигурантов: Евгения Грудского и Игоря Уварова.
Заседание началось с задержкой в два часа, якобы по причине того, что на назначенное время Игоря Уварова не доставили в суд. Когда все участники процесса, кроме Евгения Грудского (он сам отказался принимать участие в заседаниях), собрались прокурор Денис Стоянов ходатайствовал о приобщении к материалам дела протокола следственного эксперимента и поручения проведения негласных следственных действий. В частности, в протоколе говорилось о том, что потерпевший Андрей Савов сам указывал на опасение за собственную жизнь поэтому требовал, чтобы на встрече присутствовал не только Евгений Грудский и Игорь Уваров, но и Игорь Науменко. По мнению Савова, присутствие «положенца» ему обеспечивало безопасность. Также прокурор зачитал заявление согласно которому Савов добровольно передал правоохранителям средства в размере 20 тысяч гривен для проведения следственных действий. Исходя из документов зачитанных прокурором картина обстоятельств вырисовывалась следующая: сотрудники СБУ передали деньги Савову, он положил их в карман джинсов, после чего сел в служебный автомобиль оперативников, доехал до заправки и оттуда направился пешком на улицу Чкалова для встречи с Грудским. После этого потерпевший сел в автомобиль к Грудскому, который поинтересовался принес ли он с собой деньги, тогда Савов озвучил свою просьбу о присутствии Игоря Науменко, они оба поехали в кафе «Картопляная хата». На летней террасе потерпевший достал деньги из кармана и передал их Грудскому. Потом Савов направился к припаркованному заранее возле кафе автомобилю правоохранителей. Как только он дал знак оперативникам — началась операция задержания.
Адвокаты Науменко, Уварова и Грудского потребовали признать недопустимыми данные документы. По их словам, нарушена процедура соблюдения грифа секретности, к которым относится протокол заявленный стороной обвинения: должен быть пропечатан каждый лист протокола, на каждом листе обязана стоять подпись и прочее. В документе, озвученным Стояновым, якобы всё это отсутствует. Также сторона защиты нашла исправления ручкой прямо на протоколе, что они также поспешили сообщить судье, утверждая, мол такая оплошность недопустима. Позиция самого Игоря Науменко, как и на всех предыдущих заседаниях, была неизменной. Николаевский бизнесмен считает, данный протокол лишний раз доказывает провокации — кому-то необходимо было подставить именно его.
-Кто-то провоцировал все эти ситуации. Эти 10 тысяч, 20 тысяч Савов не предлагал — он хотел моих гарантий. Меня тянули любыми способами, чтобы как-то обдурить, чтобы я приехал на эту встречу. И деньги, 20 тысяч, никогда не отдадутся Грудскому до тех пор, пока я не приеду. Хорошо, я приехал, и что? Одно дурилово сплошное, - высказался Наум.
Дальше адвокаты усомнились в подлинности скан-копий купюр, также предоставленных прокурором Денисом Стояновым. Более того, по их утверждению, они получили ответ от начальника управления СБУ Николаевской области, в котором он сообщает, что потерпевший Савов не посещал ведомство при передаче денег для проведения следственного эксперимента.
А вот фигуранта дела Игоря Уварова интересовал другой факт, куда делись деньги, которые передавались в первый и второй раз потерпевшим Савовым.
-Какая-то печатная типография, которая лепит эти бумажки. Начался сегодня разговор за «Картопляную хату»: ксерокопию денег, которые передавались первый раз, то есть 10 тысяч, а не 20. В первом случае есть переписанные, перепечатанные купюры, но денег нету, во втором случае нет ничего — ни денег, ни фига!, - возмутился Уваров.
На это Стоянов пояснил, что деньги были изъяты. «Где они?», - допытывался подозреваемый. Прокурор продолжал объяснить, что средства забрали во время задержания. Но Уваров продолжал спрашивать, где же именно деньги.
-Я понял, а деньги где?
-10 тысяч где? - уже спрашивали адвокаты.
-Вы про 10 или 20? - запутался Стоянов.
-Про 10 и 20, - ответил Уваров.
-Двадцать изъяты, - повторил Стоянов.
-Я уже год сижу и жду, когда мы начнем вымогать эти мифические 200. Где они? О них раз вспомнили, и то не мы. У вас есть хоть один документ подтверждающий наше вымогательство? У вас одни бумажки, а не документы, - завершил спор, который сам и начал, Уваров.
Заслушав все стороны процесса Дмитрий Никитин постановил приобщить к материалам дела все документы стороны обвинения. Оценку им судья даст в совещательной комнате, когда будет принимать решение.
Прокурор Денис Стоянов заявил, что также обратился в СБУ с просьбой предоставить ему видеозапись задержания всех фигурантов дела, если таковая есть. Замначальник ведомства предоставил прокурору диск с записью. Несмотря на возмущения адвокатов, которые убеждены, что запись ничего не докажет, судья принял решение ознакомиться с видео в зале заседания.
На видео зафиксировано, как в «Картопляной хате» кладут лицом в пол четверых мужчин, среди которых Игорь Науменко и Евгений Грудский, кто были ещё двое мужчин — не известно. Во время задержания в кафе Игорь Уваров находился в другом конце города, где его также задерживали правоохранители. Во время просмотра оперативной съемки Денис Стоянов делал акцент на том, что у Евгения Грудского был найден пистолет, хотя первый пистолет был изъят, как раз таки у другого задержанного. А вот второй пистолет, который достали уже из сумки самого Грудского вызвал вопросы у стороны защиты.
Адвокат Екатерина Сидорчук отметила, что хоть она и считает данное видео не допустимым доказательством, но именно благодаря ему можно увидеть: во время того, как находят оружие якобы у Грудского, камера уходит в сторону, а потом сотрудник СБУ держит в руках пистолет. Защитник уверена, что во время съемки, сумка из которой достали пистолет Грудского была закрыта, а оружие вообще непонятным образом появилось в кадре. Сидорчук акцентировала внимание на том, что в дальнейшем на пистолете не было найдено отпечатков пальцев подозреваемого, а значит он им не пользовался.
По факту, оба пистолета найденные у задержанных оказались зарегистрированным оружием. На Евгении Грудском числится лишь одна единица оружия. По словам Науменко, во время задержания Грудский согласился, что и вторая единица оружия принадлежит ему только потому, что понимал: задержание проходит по его вине и он хотел таким образом защитить товарищей.
Игорь Уваров хоть и не зафиксирован на оперативной съемке, но пожелал высказаться по данному поводу. Он считает, что никто не знает о происходящем за кадром.
-Там что угодно может быть. Там стоит в маске «космонавт» с автоматом Калашникова. Это вообще, как киностудия. Разве можно рассматривать это, как доказательство? На что рассчитывает прокуратура я не пойму. Позорище какое-то. Вы хоть один нормальный факт предоставите в суд вообще или ещё будем кино смотреть?, - возмутился Уваров.
Выслушав всех участников судья Дмитрий Никитин объявил перерыв в заседании, в виду своей занятости в других судебных процессах.
Стоит также отметить, что состояние здоровья фигуранта «дела Наума» Игоря Уварова ухудшается. На заседание он приехал, опираясь на трость, раньше же он передвигался самостоятельно. В суде он также заявил об ухудшении самочувствия — мужчину беспокоят боли в пояснице.