«Эти руки еще как крали»: махинации Ющенко ударят по главе Нацбанка
В украинских СМИ обнародована информация о том, что Виктор Ющенко до 1999 года, будучи руководителем Национального банка Украины, зарабатывал на кредитах МВФ.
Издание «Украинская правда» ссылается на документ 23 февраля 2001 года из «дела Лазаренко» (из архива суда Северного округа Сан-Франциско). Документ подписан Джоэлем Бартоу, управляющим партнером The WorldWide Investigative Network LLC. До 1997 года господин Бартоу работал в ФБР и специализировался на борьбе с оргпреступностью и отмыванием денег российской мафией.
В своем письме суду бывший агент пишет о том, что осужденный Павел Лазаренко рассказал ему о махинациях с кредитом МВФ. Любая страна получает деньги МВФ в свои золотовалютные резервы. При этом они должны быть размещены только в очень надежных и ликвидных активах.
Но НБУ Виктора Ющенко прокручивал деньги МВФ таким образом, что в итоге покупал на них государственные ценные бумаги и выручал за это до 80%. То есть, по сути, Ющенко не только обогащался, но и ставил под угрозу экономическую стабильность Украины и авторитет ведущей мировой организации.
История всплыла во время премьерства (1999-2001) Виктора Ющенко после аудита НБУ. Оказалось, что украинский центробанк прокрутил свыше $600 млн через швейцарский Credit Suisse First Boston, в частности – $150 млн через его кипрский филиал. После чего деньги пошли в один из мелких украинских банков, а уже оттуда снова оказались в НБУ в качестве дорогого кредита. И НБУ исправно по этому кредиту платил.
После разоблачения НБУ пришлось вернуть МВФ около $100 млн.
Забытый скандал может больно ударить и по нынешнему руководителю НБУ Сергею Арбузову, который дружит с сыном президента Александром Януковичем и метит в кресло премьер-министра страны вместо Николая Азарова. В местной прессе Арбузова и компанию уже прозвали «младореформаторами» за молодость и желание изменить все правила под себя. Ожившие махинации Ющенко могут породить волну недоверия как к Арбузову, так и к Украине.
Все дело в золотовалютных резервах НБУ, которые необходимы для поддержания валютной стабильности в стране, борьбы со спекулянтами и неожиданными кризисами. По состоянию на август 2012 года резервы Нацбанка по официальной версии составляли около $30 млрд гривен. Этого вполне достаточно, чтобы три с лишним месяца закупать импортные товары. Экономисты считают такое соотношение хорошим показателем стабильности. Когда соотношение опускается ниже трех импортов (особенно если резко опускается – за месяц или два), то инвесторы спешно выводят свои деньги из страны, а ставки по кредитам в стране растут из-за риска, что заемщик денег не вернет.
Оппозиция не раз обвиняла Сергея Арбузова в том, что на самом деле резервов всего $15 млрд, а остальное размещено в «мусорных бумагах», которые нельзя продать вовсе, или, во всяком случае, нельзя быстро продать в случае необходимости. Эти обвинения не новы. Такие же претензии были и к прошлому руководителю НБУ (2008-2010) Владимиру Стельмаху. В 2009 году, когда курс гривны к доллару США рухнул сразу на 60% с 5 до 8 единиц, Нацбанк не стал спускать все резервы на удержание курса. Тогдашняя оппозиция (нынешняя власть) говорила, что часть резервов НБУ размещена в американских банках, которые обанкротились (например, в Lehman Brothers).
Теперь сохранность резервов снова под вопросом. Если образованный финансист и, в общем-то, интеллигентный человек Виктор Ющенко мог допустить такие вольности с деньгами резерва страны (а деньги МВФ, напомню, шли в резерв страны), то чего ожидать от Сергея Арбузова?
Нынешний глава НБУ мог бы снять подозрения, если бы заказал независимый аудит резервов у международной фирмы и обнародовал его подробные результаты. Но, конечно, этот рецепт сработает только в том случае, если с резервами и вправду все в порядке.
Новый Регион