Как Николаев втихаря избавился от городской больницы № 2
По официальным данным, в Николаеве сейчас функционирует 5 больниц (больница скорой медицинской помощи, городские больницы №1, 3,4, городская детская больница №2), 3 роддома, 5 поликлиник для взрослых, 4 поликлиники для детей, городской противотуберкулезный диспансер, станция скорой медицинской помощи, детская стоматологическая поликлиника и 3 стоматологических поликлиники для взрослых.
В этом перечне отсутствует хорошо знакомая всем николаевцам больница - № 2, располагавшаяся по ул. Большой Морской в тесном соседстве с горздравом.
О том, что эта самая больница стала разменной монетой в одной весьма интересной сделке, мы узнали совершенно случайно. А если точнее - после нашумевшей истории с экстренной эвакуацией 1-й подстанции «скорой помощи», что ютилась в аварийном помещении той, уже не действующей больницы...
Во всем виноваты катакомбы?..
Напомним: эвакуация 1-й подстанции «скорой помощи» произошла 19 февраля 2010 года. По словам очевидцев, в помещении внезапно стал проваливаться пол, по стенам поползли трещины, в подземелье едва не рухнул газовый котел, который работники «Скорой» пришлось срочно отключать. В тот же день вся 1-я подстанция была экстренно эвакуирована с насиженного места. Впоследствии специальная комиссия составила акт, в котором было указано, что здание аварийное, расположено над катакомбами, и находиться в нем нельзя.
Чуть позже начальник Николаевского горздрава Лариса Дергунова, комментируя эту ситуацию, огорошила: мы, мол, давно знали, что здание то аварийное, но ничего не ремонтировали и ремонтировать не собирались , поскольку данное здание горздраву не принадлежит, а подстанция «Скорой помощи» находилась там как бы на квартире.
«Все те помещения – постройки 1911 года. Они раньше относились ко 2-й горбольнице. С 2000 года там уже не было стационарных коек, - были лишь койки дневного стационара, бухгалтерия, клиническая лаборатория. Но по структуре, если в больнице нет круглосуточных коек, то это первичная амбулаторная служба, поликлиника.
И потому в 2004 году произошло приведение названия к функциональной деятельности лечебного заведения: эту 2-ю больницу мы переименовали в 4-ю поликлинику, здание которой расположено на улице Адмиральской.
Так у 4-й поликлиники появилось два основных корпуса, разбросанных хаотично- один на Адмиральской (на углу с ул. Пушкинской), второй – этот на Большой Морской» - рассказала Лариса Юрьевна.
По ее словам, горздрав одно время подумывал провести там ремонт, но когда эксперты дали заключение об аварийном состоянии всех построек и сооружений больницы, передумал, да и денег не было.
«После этого главврач 4-й поликлиники Сергей Васильевич Мотуз нашел – как бы это слово подобрать – они вроде и не инвесторы, а может быть и так можно сказать, - фирму “Укр-Скад”. В августе 2006 года сессия приняла решение: мэр заключает договор ипотеки с фирмой “Укр-Скад”, а главный врач Мотуз – договор на ремонт 4-й поликлиники на сумму ипотечного договора в 3 миллиона 500 гривен.
На эту сумму та фирма и отремонтировала полностью 4-ю поликлинику на Адмиральской. Кроме того, из городского бюджета туда было добавлено еще 2 миллиона – на них покупалось современное оборудование, отстроена новая лаборатория внутри и т.д. Сейчас - это лучшая по всем стандартам и требованиям поликлиника. А аварийное здание на Большой Морской, с которого в феврале этого года срочно выселили 1-ю подстанцию, передано фирме «Укр-Скад». За то, что они сделали ремонт 4-й поликлиники. Что они с ним будут делать – я понятия не имею, это уже вопрос к ним»
На вопрос, почему депутаты не отстояли 2-ю больницу и территорию, на которой она была расположена, чтобы со временем создать там, к примеру, какой-то новый медицинский центр, Дергунова ответила совершенно искренне: «А зачем, если все здания и постройки были там в аварийном состоянии? И потом, сейчас важно содержать все компактно. Чем компактней будет медучреждение, тем лучше. Хотя бы потому, что за «коммуналку» мы платим бешеные деньги. Взять 1-ю горбольницу- там такой разброс зданий, а ведь все их нужно отапливать. Это — и потери тепла, и затраты по содержанию, это все стоит очень больших деньги!»
За более подробной информацией Лариса Юрьевна посоветовала обратиться непосредственно к Сергею Васильевичу Мотузу.
Откровенно и начистоту
Сергей Васильевич начал разговор с долей настороженности и издалека, со ссылками на исторические факты.
«Эта больница была построена на Большой Морской именно тогда, а может и раньше...Судя по тем постройкам, по кабинетам и нашим палатам, то там было целое поместье каких-то богатых людей. И еще - конюшни. А во время войны там было николаевское гестапо. Оно размещалось в том двухэтажном здании. Там был огромный двор с хозпостройками, большущий подвал.
В 1985 году я там доктором уже был, и ковырялся в этих делах. Один больной мне рассказывал, что в том подвале сначала держали овощи — картошку там, буряки – в общем, продукты, а в войну — заключенных. Немцы ж пунктуальные люди, и каждое утро они мерили своим заключенным ректальную температуру...»
Вспомнил Сергей Васильевич и благодатные для системы здравоохранения «по Семашко» советские времена: «После войны больница на Большой морской была областным тубдиспансером – в конце 40-50 годов, потом в 60-е тубдиспансер построили в Лесках, где сейчас находятся корпуса областной больницы, и тогда на Большой Морской сделали просто 2-ю горбольницу. Мы там и субботники проводили, и ремонтировали «сральни» те советские, батареи красили, потолки белили. И все держалось. А потолки там были драночные. Потом в 1999 году эту больницу переделали под дневные стационары, и она потихоньку стала изживать свои функции. Хотя продолжала существовать как медучреждение. В том же 1999 году произошло легкое землетрясение, которое мы не почувствовали – а оно было! Поскольку наш Николаев, как и Одесса, стоит на катакомбах, то во время землетрясения здания больницы на Большой Морской затрещали. Мы ставили «маячки» где-то в течение года, и с 2000 до 2003 года было еще более-менее, а в 2003-2004 маячки перестали ставить – стены просто расползались! А фундамент тот и вовсе лопнул. Драночные потолки тоже лопались по швам, бывало – приходишь на работу, а тебе на голову «лапоть» бух – и отвалился. Здание стало полностью аварийным.
В 2004 году, когда 2-ю горбольницу ликвидировали и прикрепили к 4-й поликлинике, я стал главным врачом 4-й поликлиники»
Но вот же незадача – доставшаяся свежеиспеченному главврачу Мотузу 4-я поликлиника на Адмиральской тоже не нуждалась в ремонте!
«Я был в ужасе – что делать?! Тут надо делать ремонт, там — на Большой Морской здание просто «убитое», а ведь нас каждый год проверяла санстанция, составляла всякие акты и предписания! И тогда в 2006 году перед мэром, перед горздравом я ставлю вопрос – мы тогда только депутатами стали, новый созыв.., надо ж что-то срочно делать, искать спонсоров, инвесторов. А тут мэру начали письма все писать: желаем то, желаем-это...» - главврач-депутат, вспоминая то увлекательное время, с трудом справляется с эмоциями.
«В том созыве у нас был один неплохой проект – «21-й век» ( строительная фирма –прим. авт. ) забирает детскую поликлинику на проспекте Ленина (угол ул.Декабристов), а на ул. Рюмина развалять старое здание КРУ и построить пятиэтажную 2-ю поликлинику и детскую стоматологию. Но пока они проект тот рожали, что-то у них переигралось и ничего не получилось, хоть они уже и котлован вырыли под ту поликлинику, и смету составили...» - собеседник делает паузу, но вопрос о ликвидированной 2-й горбольнице возвращает его в русло беседы.
« Да, на Большую Морскую тоже было полно желающих... вложить инвестиции в город. И вот фирма «Укр-Скад» тоже написала заявление на имя Дергуновой. Эта фирма отпочкована от одной крупной фирмы – не буду ее называть, тут по городу ее все знают. У нее куча объектов, они и дома строят, и все, что угодно! У них есть и сеть магазинов по продаже машин, объекты ее и на Северном, и возле стадиона «Эвис». Если б фигурировала та крупная фирма, то она б вызвала реакцию, как красная тряпка на быка, - это я уже потом понял, а эта – «Укр-Скад», - под ее эгидой, нет. Но это уже потом поняли» - говоря об этом, Сергей Васильевич скромно умолчал, что на эту «отпочокванную» фирму вышел он сам.
«Написали они на мэра, пришли, посмотрели на здание той больницы на Большой Морской, оценили, что там и как, потом прошли все земельные комиссии. Прошли все фракции – трудно было, ведь в марте 2006 -го только избрались. Бютовцы – себе, я – регионал, витренковцы – себе, притирка между фракциями где-то с полгода шла. Это сейчас все родные, все свои!
Так вот , первая сессия у нас тогда состоялась только 1 июня 2006 года. Тогда только утвердили состав горсовета. А я с апреля-мая тревогу уже бил. В общем, в августе на сессии я всем им ( депутатам — прим. авт.) показываю, так мол и так, а они как бараны смотрят! Прихожу, объясняю им то-то и то-то, ходил по всем фракциям, тыры-пыры, объяснял всем комиссиям, а они ж – первый год только в депутатах – как телята дывляться, а я им разжевываю – то-то и то-то, есть такое понятие: залог майна коммунального в ипотеку! То есть, заключается договор между городским советом в лице городского головы и той фирмой в лице ее директора. Я (делает паузу и уточняет) к нему отношения уже не имею»
К кому на тот момент он не имел отношения - к составленному договору или к директору — так и осталось не понятным, и Сергей Васильевич продолжил:
«..Договорились за сумму – 3 с половиной миллиона.. Я же просил 5 – по тому объему работ, который я хотел бы сделать у себя в поликлинике. Ну, это ж торги! Те посмотрели и сказали, что здание на Большой Морской им все равно нужно будет валять... Мол, мы выкупаем чисто землю в центре города, здание – валять, мусор вывозить.
Там земли – 0, 7 га. Как раз 3,5 миллиона по тому курсу доллара – 4,6 – это было нормально. Это 700 тысяч долларов, грубо говоря. Ну, мы так прикинули, сказали: давайте составим смету, - чтобы на Адмиральской не ремонты сделать, а капитальную реконструкцию! Там канализация только 50-60 гг.! Водопровод, - советских времен, чугунные бачки с цепочками висели в санузлах, которые не работали - там стояли ведра, чтобы смывать. Первый и второй этаж был просто «убит» сыростью и уничтожен грибком. Ни мебели, ни вентиляции… Электропроводка там не соответствовала уровню – она «здохла» там в 50-х годах, и что не вкручивали – она просто плавилась. Так что надо было начинать полную реконструкцию стен с их оббивки, замены водопровода, систем отопления, вентиляции, по 2 с чем-то километра проводки нужно было заменить на каждом этаже. И мы решили сделать так: сначала сделать крышу с металлочерепицы, заменить все окна на металлопластиковые, приобрести аппарат УЗИ, короче, забили все в смету. Так вот пока на Адмиральской шел ремонт, 1-я подстанция продолжала функционировать в аварийном здании на Большой Морской»
Удивительно, что «квартирантов» со «Скорой помощи» не спровадили раньше, до 19 февраля этого года — даты экстренной эвакуации. А могли ведь: в сентябре 2009 «Укр-Скад» закончил ремонт 4-й поликлиники на Адмиральской и к тому времени закончился договор ипотеки, согласно которому эта фирма становилась законным владельцем всего комплекса бывшей 2-й больницы на Большой Морской.
Сергей Васильевич очень просто охарактеризовал такую схему:
«Город формально показывает, что у нас нет денег заплатить за проделанную работу ( в 4-й поликлинике на Адмиральской), и «Укр-Скад» забирает здание на Большой Морской»
На вопрос, что теперь там будет строить эта фирма, Мотуз ответил:
«Откуда я могу знать? Это ж бизнес-интересы. Я так думаю, что там будет какой-то бизнес-центр типа «Александровского». Думаю, что они построят там что-то шикарное.
- При условии, если город отведет им землю?
- А куда деваться? По-любому! По ипотеке здание уже им принадлежит. И когда город отведет им землю, они ее узаконят, и тогда начнут валять. Но чтобы там строить, надо провести серьезную геодезию и все проверить.
При этом Мотуз с сожалением отметил, что когда закладывали в ипотеку больницу на Большой Морской, не думали, что грянет кризис, что доллар начнет расти. «Они-то давали деньги на ремонт поликлиники на Адмиральской, как и мы и просили, но из-за кризиса, из-за инфляции, той суммы, что мы называли, хватило только на два этажа. Тем более ремонт делался при работающей поликлинике! Это 3 года был дурдом!» - Сергей Васильевич, тяжко вздыхая, машет рукой и мотает головою, мол, как вспомнишь, так вздрогнешь...
Ну, зато теперь на отремонтированную 4-ю поликлинику смотреть любо-дорого. И главврач ею очень доволен. Вот только об «истории болезни» 2-й горбольницы на Большой Морской и ее «летальном исходе» наши власть имущие не особо распространяются.
Найти контактные телефоны ООО «Укр-Скад» удалось не сразу. Так, на пяти различных номерах, найденными нами в Интернете, прозвучал один и тот же ответ: « Что вы! Этой фирмы здесь нет лет 5 или 7 ! Куда съехали — не знаем» И лишь наткнувшись в поисковике на один мобильный телефон «Укр-Скада», нам повезло. Девушка, ответившая на звонок, любезно и без лишних вопросов предоставила мобильный телефон директора фирмы: «Запишите номер...Директора зовут Андрей Владимирович».
Созвонившись с ним, мы поинтересовались: какой объект планирует построить фирма «Укр-скад» на месте бывшей городской больницы ?
«Я пока не знаю. Для того, чтобы там что-то строить, нужны огромные капиталовложения. Сами понимаете — старый центр города! Изначально мы планировали совместно с городом построить там больницу для малоимущих, но потом грянул кризис, и все планы пришлось приостановить» - ответил Андрей Кирюнов.
Разваленный имущественный комплекс больницы, законным собственником которого является «Укр-Скад», по-прежнему стоит на своем месте. И, судя по всему, будет стоять до тех пор, пока город не отведет фирме землю. Но фирма с заявкой не спешит — ведь при оформлении землеотвода нужно четко указывать целевое назначение участка, иначе головной боли будет более чем..И если позицию «Укр-Скада» можно вполне понять — люди просто делают бизнес, - то позиция городских властей вызывает вопросы. Ведь по большому счету отдали комплекс зданий и немалый кусочек городской земли в самом центре в обмен на банальный евроремонт...