Первый травматолог

30.12.2009 в 13:14

На фасаде хирургического отделения 1-й городской больницы имеется старая мемориальная доска: «Сергею Валериановичу Лигину в ознаменование 25-летия врачебной практики. 1927 год ». Старая, полуистертая надпись стала привычной для пяти поколений врачей старейшей городской больницы.

 

Сведений о деятельности доктора Лигина в Николаевском областном архиве не обнаружено. Нам мало известно об этом горожанине. Между тем, Сергей Валерианович Лигин, много лет проработавший в Николаеве, был известным и авторитетным человеком в академических медицинских кругах Российской империи. О нем писали популярные журналы «Русский инвалид» и «Военно-медицинский вестник», его опыт работы был одобрен ежегодным Санкт-Петербургским совещанием военных врачей в 1915 году. Гласные Николаевской городской Думы пожаловали доктору на пятидесятилетие памятную медаль с надписью «Благодарность и признание за радение в службе». Кто такой доктор Лигин и почему до сих пор мы так мало знаем об этом человеке?


Братья-близнецы Сергей и Дмитрий Лигины были не похожи друг на друга, как не похожи бывают разнояйцовые близнецы. Известно, что родились они в семье потомственного дворянина, военного врача Валерьяна Сергеевича Лигина, который долгое время находился на должности приват-доцента медицинского факультета Московского университета.

 

Карьера братьев была предрешена с самого рождения. Оба закончили с отличием гимназию и по результатам вступительных экзаменов были зачислены на первый курс медицинского факультета МГУ.

Сведения о биографии Дмитрия Лигина теряются во времени, зато карьера его брата Сергея прослеживается по журнальным и газетным публикациям того времени.


В 1896 году Сергей Валерьянович Лигин проходит интернатуру после университета в знаменитой московской клинике Житкова. Через два месяца после начала практики он попадает «на передовую». 18 мая 1896 года во время коронации Николая II, когда царская семья на Ходынском поле начала раздавать народу подарки, случилась катастрофа. Началась неконтролируемая давка. 1389 погибло сразу, а 1300 искалеченных москвичей попали в больницы города.


Клиника Житкова приняла основную нагрузку по приемке пострадавших на Ходынке. Молодой практикант сутками не выходил из операционной. Он ассистировал и проводил самостоятельные операции. Его фамилия стоит одной из первых в списке докторов, которым Московская Дума выразила признательность в своем обращении к городскому комитету практикующих врачей по случаю преодоления последствий несчастного случая на церемонии коронации императорских особ.


Далее сведения о медицинской карьере доктора Лигина обрываются во времени на целых девять лет. В январском номере «Русского инвалида» за 1905 год мы находим заметку, в которой говорится о том, что в Николаеве, на 2-й Экипажеской улице, при городской больнице доктором С.В. Лигиным открыт первый публичный травматологический пункт. Помощь здесь могут получить не только раненные на японском театре военных действий, но и все городские обыватели, «у коих возникает такая нужда».

Открытие публичного травматологического пункта в Николаеве было эпохальным событием в организации медицинского обслуживания населения.


Жители города, невзирая на сословную принадлежность, привыкли лечить мелкие травмы в цирюльнях. В парикмахерской можно было не только подстричь бороду, но и вырвать больной зуб, вправить вывихнутый сустав, зашить мелкую бытовую резаную рану. Сохранились сведения о том, что некоторые умельцы в городских цирюльнях пришивали пострадавшим оторванные уши и накладывали на переломанные конечности фиксирующий лубок. Часто парикмахеры закапывали клиентам глаза, «чтобы поправить зоркость» и выписывали различные мази против лишая и других кожных болезней.


Статистика такой медицинской помощи была печальна. Отсутствие элементарной санитарии приводило в 70 процентах случаев к различным послеоперационным осложнениям, которые требовали уже профессионального медицинского вмешательства.


Сергей Валерианович Лигин подошел к делу организации первого публичного травмапункта профессионально. Небольшое здание с отдельным входом при городской больнице было оборудовано тремя кабинетами: операционной, перевязочной и приемной дежурного травматолога. В подсобных комнатах находились библиотека и комната отдыха для дежурных врача и медицинской сестры.


Поскольку всеобщей системы медицинского страхования не существовало, оказание первой помощи осуществлялось за счет самого потерпевшего и за счет меценатской помощи, которую благотворители оказывали городской больнице.

О сложности производимых в травмапункте операций нам известно из николаевской прессы. 1907 год – из коммерческого порта доставлен бельгийский матрос с торгового судна «Савэр». Две колотые раны в районе брюшной полости, большая потеря крови и состояние предсмертной комы. Матрос должен был умереть, но… на дежурстве оказался доктор Лигин, который провел сложную операцию, и моряк через месяц убыл на родину.


1909 год – два каменщика при отжиге извести были завалены сводом рухнувшей печи. Полицейский отчет свидетельствует, что у мужчин – множественные переломы, которые признаны двумя практикующими врачами не совместимыми с жизнью. Пострадавшие доставлены в травмапункт, где им оказана помощь и назначено лечение в условиях стационарной больницы.


Мы можем с достаточной определенностью выяснить, какого рода оказывалась помощь в первом публичном николаевском травмапункте, если поднимем подшивки старых газет, в которых репортеры фиксировали пожары, наводнения и фамилии пострадавших. Однако гораздо интереснее знать, как Сергей Валерианович Лигин структурировал сам процесс оказания первой медицинской помощи при травмах.


В журнале «Военно-медицинский вестник» за 1916 год мы находим его авторскую статью, которая называется «Организация и профилактическая помощь жителям при нанесении телесных травм в уездных и губернских городах России». Оказание помощи населению при травматизме С.В. Лигин разделяет на несколько этапов, которые он предлагает ввести на всей территории государства. Во-первых, он предлагает разделить амбулаторное и стационарное лечение, чтобы приучить обывателей обращаться при травмах не к цирюльникам, а к профессиональным докторам. Во-вторых, проводить широкую профилактическую работу: учить людей останавливать кровотечение, самостоятельно накладывать повязки и производить иммобилизацию конечностей при переломах, делать искусственное дыхание и т.д., и т.п. В-третьих, ввести в программу всех начальных народных училищ специальный курс по оказанию «взаимопомощи при телесных повреждениях и ушибах». Это что-то наподобие современного школьного курса «Безопасность жизнедеятельности».


Пропагандистские усилия Лигина привели к желаемым результатам. Специальным постановлением Николаевская дума в 1916 году запрещает цирюльникам и лекарям без практики (лицензии) оказывать медицинскую помощь обывателям. В этом же году IV Государственная Дума издаст специальный закон, согласно которому все городские лечебные учреждения Российской империи должны иметь в своем составе травматологическое отделение или специальный пункт оказания первой помощи населению при травмах.

Это произойдет через 11 лет после того, как доктор Лигин организует первый в России публичный травмапункт в Николаеве.

 

Нам мало известно о жизни этого врача. Не удалось найти даты его рождения и смерти, ничего не известно о семейной жизни и увлечениях. Остались в памяти потомков: научные статьи, мемориальная доска на фасаде старого больничного корпуса и благодарная память нескольких поколений николаевцев.


Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив