Почему провалилась «бюджетная» сессия Николаевского облсовета?
Вчерашняя сессия Николаевского областного совета стала, пожалуй, самой скандальной в нынешнем созыве. Достаточно сказать, что депутаты впервые за последние годы начисто провалили принятие бюджета Николаевской области.
Что же послужило истинной причиной полного краха сессии областного совета и кто виноват в провале бюджета области?
Все были готовы к тому, что по кадровым вопросам депутаты будут принимать решения уже в следующем году, а на нынешней сессии сосредоточатся именно на бюджете области. В общем, надеялись, что все будет как в известном фильме Леонида Гайдая - «чинно, благородно».
Сессия началась как обычно, без особых проблем. Примерно через 5 минут после начала заседания глава фракции «Наш край» Юрий Кормышкин предложил внести в повестку дня кадровый вопрос — избрание первого заместителя главы облсовета. Причём, Кормышкин тут же назвал кандидата на эту должность - своего однопартийца Тахира Садридинова. С учетом того, что должность зампреда в Николаевском облсовете уже давно вакантна, а кандидатура Садридинова особого отторжения у большинства депутатов не вызывает, все казалось пустой формальностью. Все прекрасно понимают, что такие вопросы без предварительного согласования, как правило, не вносятся. Однако, к удивлению многих, предложение Кормышкина не прошло — для внесения вопроса в повестку дня не хватило всего трех голосов. В зале повисла напряженная тишина - стало понятно, что кто-то из депутатов нарушил кулуарные договорённости.
Впрочем, разбираться, кто кого обманул, не стали — продолжили работу по повестке. И если социальные программы были проголосованы, в целом, без проблем, то вот при обсуждении бюджета, всё пошло кувырком. Обозленный тем, что предложение по Садридинову не прошло, Кормышкин вышел к трибуне и начал громить предложенный обладминистрацией проект бюджета области на 2020 год. Он уцепился за то, что значительные суммы в бюджете указаны как «другие расходы». Имелось ввиду, что конкретное назначение многих и многих миллионов, скрывающихся за обтекаемой формулировкой «другие расходы», будет по своему усмотрению определять руководство облгосадминистрации уже после принятия бюджета. В принципе, так было и в предыдущие годы — депутаты молча голосовали за такие, выгодные руководству ОГА, формулировки, не рискуя вступать в конфликт с губернатором. Однако, в этот раз все пошло не по сценарию. Выступление Кормышкина длилось около 10 минут, в течение которых он камня на камне не оставил от предложенного проекта бюджета.
Подлил масла в огонь и глава фракции «Европейская солидарность» Михаил Талпа, который также подверг бюджет критике. В частности, он стал допытываться у главы ОГА, какая сумма заложена в бюджете на развитие туризма. Сходу губернатор ответить не смог — пришел на помощь глава департамента финансов Вадим Ищенко. Но лучше бы он молчал — как выяснилось, на развитие туризма в областном бюджете вообще не предусмотрено никаких денег. Пытаясь «подсластить пилюлю» губернатор заявил, что развитие туризма — не приоритет для Николаевщины, мол есть дела поважнее.
Поддержать проект бюджета попытались депутаты от «Батькивщины» Анатолий Николенко и Игорь Ивануна однако, в результате сделали только хуже. Оба депутата не столько выступали в поддержку бюджета, сколько обрушились с критикой на своих оппонентов. В частности, Ивануна обвинил Талпу в том, что у него есть «кум, который ждёт установки туалетов в заповедниках для дальнейшего заработка». Дескать, именно поэтому лидер «порошенковцев» так печется о выделении денег на туристическую сферу.
В общем, всем было видно, что голосов для принятия главного финансового документа области явно не хватает. Решили объявить перерыв для проведения заседания «бюджетной» комиссии.
Комиссию удалось собрать лишь спустя 40 минут, да и то на неё явилось минимальное количество депутатов, необходимых для кворума. Ради достижения консенсуса члены комиссии предложили средства, предусмотренные на финансирование так называемых «микропроектов» направить их на увеличение сумм, находящихся в распоряжении депутатов — «на нужды округа». Таким образом, каждый депутат вместо предусмотренных проектом 300 тыс.грн. «депутатских денег» теперь должен был получить по 500 тысяч. Чтобы удовлетворить назойливого главу фракции «Европейская солидарность» решили дать денег на закупку туалетов для заповедников Николаевской области — поддержать, так сказать, «туристическую сферу».
Начать заседание после перерыва оказалось делом не простым: никак не удавалось собрать необходимое для кворума количество депутатов - постоянно не хватало одного человека. В итоге, перерыв затянулся почти на пять часов. Рассерженный Александр Стадник со своего места в президиуме каждый раз обвинял в срыве принятия бюджета области Кормышкина, однако депутатов в зале от этого не прибавлялось.
На протяжении длительного перерыва, депутаты бегали по очереди, то в кабинет к главе областного совета Москаленко, то к председателю облгосадминистрации Стаднику — «для консультаций».
Нельзя обойти вниманием еще одно обстоятельство: с самого начала и до конца сессии в зале присутствовали руководители правоохранительных ведомств области - глава СБУ Виталий Герсак, начальник ГУ Нацполиции Александр Анохин и и.о. прокурора области Назар Степанчак. Одним своим видом тройка «силовиков» наглядно демонстрировала, что кроме пряника в виде «депутатских» денег и удовлетворения других пожеланий народных избранников, у власти есть еще и кнут. Было заметно, что ведущую роль в троице «силовиков» играет Виталий Герсак: именно к нему постоянно подходили отдельные депутаты и о чем-то шептались. Секретничал глава СБУ и с губернатором, а затем, в уголочке, и с Кормышкиным.
Начать заседание удалось лишь к 21.00, после того, как в сессионный зал вернулась фракция «Наш край». Впрочем, заседание продлилось недолго: слово взял Кормышкин и «от имени трёх фракций» заявил, что сегодня за бюджет они голосовать не будут. Губернатор попытался призвать всех к «конструктиву», однако это не помогло: фракция «Наш край» в полном составе покинула зал. Вслед за ними ушел и лидер «порошенковцев» Михаил Талпа.
Глава областного совета Виктория Москаленко объявила перерыв до 26 декабря. Оставшиеся депутаты начали было требовать продолжить сессию. Однако, при регистрации выяснилось, что вновь не хватает одного человека. Кто-то заметил, что не зарегистрировалась сама Москаленко. Депутаты попытались заставить главу облсовета зарегистрироваться, однако Москаленко просто ушла.
Дальше пошли совсем уж «пожарные» попытки продолжить заседание, считая «по головам», однако тут же выяснилось, что не хватает уже трёх голосов. Пришлось разойтись. На прощание руководители силовых ведомств многозначительно пожелали депутатам «хороших праздников».
Можно ли было избежать такого провала? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Очевидно, что «спусковым крючком», запустившим весь механизм конфликта на сессии стал провал голосования по Садридинову. Источники в депутатском корпусе утверждают, что за несколько дней до сессии состоялась встреча Кормышкина и губернатора Стадника. По информации источника, именно на этой встрече была достигнута договоренность об избрании Тахира Садридинова заместителем председателя облсовета. Почему вдруг эта договоренность в последний момент сорвалась? И по чьей вине? Ответа на эти вопросы пока нет, как нет ответа и на главный вопрос: когда же будет принят бюджет области?
И еще два вывода следуют из прошедшей сессии. Во-первых, всем стало очевидно, что главным «игроком» в сессионном зале стал Юрий Кормышкин. Во-вторых, у Кормышкина наметился серьезный конфликт с губернатором Стадником. Отношения между ними не заладились с самого начала, и с каждым днем противостояние все усиливается. Теперь всех интересует один вопрос: сумеют ли они договориться, или будут «дожимать» друг друга до «полной победы»?