Кто на самом деле боролся за Украину?

27.11.2007 в 16:43
Кто на самом деле боролся за Украину?

19 ноября на нашем сайте была опубликована статья «Герои нашего времени», которая вызвала массу самых неоднозначных комментариев наших посетителей. Учитывая, что затронутые в ней моменты (о деятельности ОУН-УПА) оказались настолько интересны читателям, предлагаем вашему вниманию материал на эту же тему, который был написан более года назад.

 

Последнее время дискуссия вокруг приравнивания бойцов ОУН-УПА в правах к участникам Великой Отечественной войны. У этой проблемы есть свое «осеннее обострение» - 14 октября, день, который по аналогии с православным и казаческим праздниками, бойцы ОУН-УПА считают своим «профессиональным» днем.


Уже второй год 14 октября в местах, где националистические организации пытаются провести празднования и шествия, происходят драки, звучит ругань, а непонимание по обе стороны Днепра возрастает с катастрофической скоростью. Бойцы ОУН-УПА и активисты националистических организаций требуют признать себя борцами за свободу Украины, а с ветеранами ВОВ разобраться – кто действительно, мол, с немцами воевал, а кто был НКВДшником. Ветераны же приходят в негодование от одной только мысли, что с ними равняют людей, которые во время освобождения Западной Украины стреляли им в спину, а после войны вырезали в селах мирных жителей. С ними солидарны их дети и внуки. Националисты, при поддержке вполне респектабельных национал-демократических политиков и чиновников, факты сотрудничества ОУН-УПА с нацистами называют вымыслом, а уничтожение мирных жителей – советской пропагандой. Однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор. А выводы государственных комиссий зависят от того, какая политическая сила эти комиссии формирует. Зато чиновники от образования поторопились, и школьники от 5 по 10 класс рассказывают у доски о подвигах героев из Украинской повстанческой армии. Тот ли пример выбрали «большие дяди» детям для подражания?


Для начала нужно определиться с самим терминами ОУН и УПА. ОУН – «Организация украинских националистов», созданная в Вене в 1929 году. В 1938 году, после смерти лидера ОУН Е. Коновальца, в ОУН усилились внутренние противоречия. В 1939 в Риме (месте рождения «классического» фашизма) прошло собрание ОУН, избравшее своим лидером А. Мельника. В 1940 году молодые радикалы собрали в Кракове собственную конференцию, на которой лидером организации провозглашен был С. Бандера. С этого момента ОУН была расколота на две части. Обе ОУН исповедовали «интегральный национализм», основные положения которого имели достаточно много общего с итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.
Еще в начале 30-х с украинскими националистами установили «конструктивное отношения» немецкие спецслужбы. Вот, что пишет об этом С. Чуев в книге «Спецслужбы III рейха» (СПб.: «Нева». - 2003): «Германский отдел Украинской военной организации под руководством Ричарда Ярового установил контакты с главой штурмовиков Эрнстом Рэмом и самим Адольфом Гитлером»… Националисты договорились о подготовке молодых боевиков на базе нацистской СА. Тут же отмечается, что украинскими националистами заинтересовался Абвер. В 1940 году полк особого назначения Абвера «Бранденбург-800» имел в своем составе украинскую роту. В 1938 году для украинских эмигрантов были созданы тренировочные центры на озере Химзее и в Квенцгуте. На базе ОУН Мельника Абвер сформировал «Легион полковника Романа Сушки». Легион стал штатным подразделением немецкой военной машины, предназначенным для ведения разведывательно-диверсионной деятельности. Легионеры даже носили стандартную униформу Вермахта. После 1939 года легион был переформирован в специальное подразделение для охраны промышленных объектов на территории оккупированной Польши. Часть легионеров впоследствии влилась в «Роланд» и «Нахтигаль».


В 1941 в Германии создаются «Дружины украинских националистов» «Роланд» и «Нахтигаль». «Роланд» был организован в марте 1941. 7 июня был включен в состав 11-й немецкой армии. Начал войну он, получив приказы о «прочесывании» оккупированных территорий (по сути, с карательных операций). В августе-сентябре немцы разоружили «Роланд» и перевели в тыл, под Вену.


«Нахтигаль» проходил подготовку в составе полка «Бранденбург-800». Командовал им лично будущий герой украинской нации Р. Шухевич. 30 июня «Нахтигаль» вступил во Львов. 7 июля «Нахтигаль» оставил Львов и принял участие в боях с Красной армией под Винницей. Действия батальона привели к тому, что сам Адольф Гитлер потребовал «привести в порядок эту банду», и в августе батальон был разоружен.


Агрессивность украинских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд» удивила и видавших виды немецких военных. Западногерманский историк Брокдорф писал о вступлении «Нахтигаля» во Львов 30 июня 1941 г.: «Немецкие солдаты, ожидавшие приказа о наступлении, с ужасом освобождали дорогу украинцам. «Нахтигалевцы» взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава гимнастерок, держа на изготовку автоматы. Их вид был омерзителен, когда они в 23.00 29 июня 1941 г. бросились в город... Словно бесноватые, громко гикая, с пеной на устах, с вытаращенными глазами неслись украинцы улицами Львова... Каждый, кто попадался им в руки, был жестоко казнен...» (W.Brokdorf, Мюнхен, 1967).


За участие в попытках создания органов украинской государственности целый ряд членов ОУН и военнослужащих «Роланда» и «Нахтигаля» были арестованы. С. Бандера под арестом пробыл аж до 1944 года. Интересно, что когда члены ОУН-Б уже впали в немилость у руководства Германии, ОУН-М приветствовала нацистов и вполне конструктивно с ними сотрудничала.
В 1941-1942 году под руководством Т. Боровца (псевдоним - Бульба) из «Полесской сечи» была сформирована «первая» УПА, которая боролась в лесах с оставшимися красноармейцами, фактически выполняя карательные функции. Когда немцы попытались ее расформировать, она ушла в подполье.


В 1943 году из лиц, ранее проходивших службу в украинкой оккупационной полиции и бывших (?) бойцов «Роланда» и «Нахтигаля» была сформирована новая УПА. Ее возглавил уже известный нам, офицер Абвера (бывший?) Р. Шухевич. Различные подразделения УПА действовали достаточно автономно. На их счету были столкновения с немцами и – гораздо более многочисленные – с советскими партизанами (фактически, с обычными жителями УССР, самоорганизовавшимися для борьбы с оккупантами). Но особенно отличились бойцы УПА на фронте борьбы с поляками. В ответ на акции польской Армии Крайова бойцы УПА начали вырезать польское население Западной Украины, в том числе женщин и детей.
Параллельно в 1943 году из украинских националистов была сформирована дивизия СС «Галиция» («Галичина»), в которую было записано более 30 тысяч добровольцев. С июня 1944 года действовала на территории СССР. В 1944 – 45 понесла тяжелые потери, переформировалась в 14-ю пехотную дивизию СС и в мае 1945 сдалась англичанам (Х. Хёне «Черный орден СС». – М.: «Олма-Пресс». - 2003). Значительное количество бывших бойцов «Галиции», сумевших вовремя ее покинуть, впоследствии влились в ряды УПА.


УПА только за первое полугодие 1945 года на освобожденных от нацистов украинских землях совершила более 2 тысяч вооруженных акций (О. Бойко История Украины. – К.: «Академвидав». – 2005). После завершения Великой Отечественной «герои» ОУН-УПА стали ожидать новой, советско-американской войны (вот уж воистину забота о родном народе), но она так в открытую фазу и не вошла. Ни в 1946, ни в последующие годы. Зато в скрытой форме развернулась. Вопрос о том, откуда финансировалось на протяжении более 10 лет подпольное движение УПА на Западной Украине, окончательно не закрыт. Зато интерес американских спецслужб к националистическим организациям в Центральной и Восточной Европе общеизвестен. Особенно учитывая тот факт, что именно в руки «союзников» попала львиная доля документации о сотрудничестве подобных организаций и отдельных ее членов с национал-социалистами…


В 1947 году УПА переходит к активным партизанским действиям небольшими группами. По разным данным, в этом период от рук погибло от 30 до 40 тысяч граждан УССР. Причем, служащие НКВД, Красной Армии и советской администрации не составили и трети от общей численности убитых. Остальные – простые колхозники, молодые специалисты, женщины и дети. Общее количество убитых за время деятельности УПА поляков (тоже преимущественно женщин и детей) оценивается в 100 – 200 тысяч человек. (http://www.inosmi.ru/text/translation/221353.html, http://iser.news2000.com.ua/print/aspekty/svesaminevernymiisobmanch.html).


До нас дошли слова программной речи лидера УПА Р. Шухевича, которыми он призывал руководствоваться своих бойцов: «ОУН має діяти так, щоб усі, хто визнав радянську владу, були знищені. Не залякувати, а фізично знищувати! (…) Хай із 40 мільйонів українського населення залишиться половина – нічого страшного в цьому немає» (О. Бойко История Украины. – К.: «Академвидав». – 2005). О том, как именно убивали своих жертв бойцы УПА, говорить не хочется. Об этом достаточно много написано и в прессе, и в сети Интернет, и в научных изданиях. Достаточно сказать, что разбить голову младенцу об дерево на глазах у родителей для «героев нации» было невинной шуткой…


Фактически, современная независимая Украина – правопреемник УССР. Без всякого сомнения, есть в ее советском прошлом страшные страницы – такие как Голодомор, репрессии… Но есть и славные, героические. Среди них – участие украинского народа в победе в Великой Отечественной Войне. И именно вклад УССР в победу был столь весомым, что она получила право отдельного голоса в ООН. Немецкие национал-социалисты имели на Украину и украинцев вполне конкретные планы – убежденных коммунистов уничтожить, оставшихся славян превратить в прислугу, не давая им получать образование выше «бурсы», а «свободные» украинские земли заселить немецкими колонистами. И в этом их верными помощниками стали активисты УПА. Воевавшие в составе диверсионных и карательных подразделениях Вермахта, Абвера и СС, вырезавшие польских женщин и детей, уничтожавших своих соотечественников целыми семьями только за то, что они не хотят воевать с «советами», и уже после Второй мировой призывавшие запад окунуть свою и так растерзанную Родину в пучину очередной войны… На алтарь своей ненависти они бросили сотни тысяч человеческих жизней, и, по словам лидеров, были готовы бросить еще миллионы. Если бы их не остановили. Так в чем их принципиальное отличие от их союзников нацистов? Которые, кстати, тоже горячо любили СВОЮ родину, но ничего хорошего ей так и не принесли. Учитывая все сказанное тут, большая часть бойцов УПА были обычными террористами, активно сотрудничавшими на определенном этапе со структурами, осужденными и запрещенными Нюрнбергским трибуналом. Во Франции, к примеру, лица, занимавшиеся аналогичной деятельностью, до сих пор подлежат уголовному преследованию. В современной Прибалтике, правда, пошли наоборот и признали героями даже тех, кого до сих пор стесняются сами немцы – ССовцев. Но это делает мало чести прибалтийцам… И не нужно доводить до того, чтобы внуки-пятиклассники подходили в современной Украине к своим дедушкам и спрашивали: «Деда, а почему нам в школе рассказывают, что те, кто ранили тебя на войне и убили твоего брата – хорошие?»…

Комментарии (22)
Патриот
28.11.2007 в 00:23 |

Владимир, ты еще не успокоился после предыдущего материала? И решил блеснуть якобы "знаниями"? Во-первых, ты используешь чужой материал. Твоего "вклада" здесь - начало и возможно концовка. Это все называется достаточно известным словом - ПЛАГИАТ! За что даже стыдно получать гонорар. Во-вторых, ныне реальных воинов Красной Армии, прошедших пекло войны, в живых практически не осталось. К ветеранам относят себя те, кто прослужил месяц-два (в лучшем случае) перед Победой. Либо кто пересидел войну в глубоком тылу, или еще похлеще - служил в органах. В-третьих, приведенная информация не всегда соответствует контексту, т.е. налицо использование ее в нужном авторам смысле. Наконец, если ты собираешься радостно потирать руки, предвкушая большую полемику - то наивно ошибаешься. Лично я не собираюсь тут дискутировать, что-то тебе доказывать. Поскольку это бесполезно и никакими словами таких как ты, не переубедишь. У каждого своя правда в этой жизни. Ты вот даже псевдоним себе придумал такой, поскольку сам трусливый. А ведь отвечать придется рано или поздно - за пропаганду антиукраинских движений. Или может вы согласитесь опубликовать материал об УПА, в котором трактовка событий представлена в настоящем, истинном свете? Мне нравился сайт, за то, что выступаете против горе-руководителей. Но сейчас отношение изменилось. Неужели вы считаете, что люди прочитают и изменят свое мировоззрение? Наивные мальчики...

Олексій
28.11.2007 в 05:17 |

Нажаль для деякіх людей в Україні Незалежність є ворожим поняттям як і люди які боролись і вмирали за цю Незалежність! С кожним роком ветеранів УПА стає все меньше і меньше, так само меньше стає червоноармійців, та навіть якщо їх зовсім не залишеться, визнання УПА стороною яка боролась за Незалежність України не пропаде і не сщезне! Бо ця проблема не в примиренні вояків УПА та червоноармійців це проблема не історії а сьогоднішнього і майбутнього нашої Держави це проблема яка звучить так: Чи забов'язаний українець зі зброєю в руках боронити Незалежність своєї Держави! Проблема визнання УПА дає нам відповідь на запитання хто сьогодні готовий захищяти Незалежність на словах але як запахне "смаленим" сховається у кущі, хто захищятиме Україну без жодних ваганнь цінною власного життя, просто, тому що це Україна, а хто з задоволенням ліквідовуватиме це з його точки зору "непорозуміння" історії. Це не проблема УПА - це проблема України. Вони підуть, а проблема залишеться!

Федор Левченко
28.11.2007 в 10:28 |

Уважаемый Патриот. На сайте есть наши координаты - ждем обещаного Вами материала про ОУН-УПА "в котором трактовка событий представлена в настоящем, истинном свете". Обязательно опубликуем. С уважением, Федор Левченко

Балбес Х
28.11.2007 в 10:44 |

Прикольная статья. А то сейчас только дифарамбы УПА поют, а как раз другую точку зрения мало показывают. А вот как раз Патриот и наивный. По-моему никто этотй статьей не пытается изминить мнение людей. Сдесь просто подают разные точки зрения на разные проблемы. Тем и интересен сайт. интиресно, а Патриот рискнет прислатьсвою статью в защиту УПА, а то только грозится. А, Патриот ?

Лёня
28.11.2007 в 11:58 |

а у Патриота мозгу хватает только на оскорбления, по сути нигде ни разу не отметился:))) Сразу видно - думающий человек, комплексный подход к проблеме;-)

Марго
28.11.2007 в 12:22 |

Люди любая тема, которая затрагивает живущее поколение должна оговариваться с уважением к тем, кто пережил это время. У каждого своя правда. Людям чьи деды, отцы погибли от рук воинов УПА трудно смириться с идеями нашего времены, а что говорить о них самих???? Разве борьба за Вільну Україну как пишет Патриот ( кстати логан наводить на размышления) нуждаэться в унижении одних или других. Просто всему своё время. Решению этого вопроса придется подождать. Да и разве это самая насущная поблема нашего государсвта. Все твердят о независимости, с этим чувством человек рождается и устрой государства не причем!!!!!

Вован
28.11.2007 в 14:38 |

Я поддерживаю - любая тема, которая затрагивает душу должна обговариватся. Такие статьи нужны, но и нужны статьи в защиту УПА, пока их на сайте нет. Но я думаю, что появятся

Патриот
28.11.2007 в 17:36 |

- А теперь действовать, действовать и действовать! - сказал Остап, понизив голос до степени полной нелегальности. Он взял Полесова за руку. - Старуха не подкачает? Надежная женщина? Полесов молитвенно сложил руки. - Ваше политическое кредо? - Всегда! - восторженно ответил Полесов. И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев" Уважаемые, я не обещал лично прислать статью и делать, таким образом, вашу работу. Я в целом интересовался - готовы ли к всестороннему освещению темы? Получил ответ от Левченко Ф. и удовлетворился. А если кого обидел сгоряча - извините, люби друзи! Федор, а какое ваше политическое кредо?

Свидетель
28.11.2007 в 21:01 |

Да, тема, сразу видно, болезненная... Без сомнения, известная демонизация ОУН и ОУН-УПА (прошу разделять) имела место... Но есть и суровые факты. Служба Шухевича и всего актива УПА в Бранденбурге и в карательных отрядах в Белоруссии в 1942 году, служба значительной части активистов УПА в дивизии СС "Галичине", расправы с мирными жителями после войны (молодыми специалистами и хуторянами, переходящими в колхозы). И знаменитое программное выступление господина Шухевича, о том, что половину украинцев в борьбе за независимоть можно уничтожить... Плюс участие ОУН в расстрелах в Бабьем яру (тогда , во внутрипартийных разборках руководители ОУН пустили под нож своих же однодумцев)...Статья, возможно, несколько тенденциозна... Но назвать органзацию, руководство которой было преступным и исповедовало нацизм геройской - сильно.... Да, 16-летние ребята, которых Шухевич и Ко силой загоняли в свои отряды - достойны прощения, а если не участвовали в зверствах руководства и СБ ОУН-УПА - даже похвалы и признания... Но сама организация - ни в коем случае!

Марина
28.11.2007 в 21:09 |

У нас почему-то под "независимостью" понимают только независимость от России, зато вполне нормально воспринимается независимость от Германии. А вообще то Украина теперь одна из самых независимых стран наряду. От нее в мире больше ничего не зависит. А вместе мы были силой, с которой считались во всем мире. Так ради чего, спрашивается ОУН-УПА уничтожили столько народу? И теперь им за это еще и "спасибо" сказать? Конечно у советской власти много было перегибов, а у кого их не было, но отдать страну фашистам и творить такие зверства со своим же ни вчем не повинным народом - это уж слишком.

Марина
28.11.2007 в 21:11 |

Простите не удалила вовремя " наряду", хотела написать: "наряду с Эфиопией, Гондурасом и пр."

S
28.11.2007 в 23:56 |

А вот мне кажется, что наши новые "хозяева жизни и страны" намеренно делают все возможное, чтоб ыотвернуть жителей Украины от их насущных проблем. Поэтому и втаптывается в грязь правда о Великой Отечественной, в лозунги определенных политических сил превращается Голод 32-33 годов. Что надо сделать, чтобы не дать населению "бузить"? Правильно! Повернуть его на "врага внешнего". В данном случае на Россию и Советскую власть. Им это на руку. А мы, как, извините, последние лохи, ведемся на все, что предлагает нам Гарант Конституции. Призвать к ответу, то да се... Все равно, что призвать к ответу Ангелу Меркель за те зверства, что творил гитлеровский режим.

anver
29.11.2007 в 09:11 |

побольше бы таких рассудительных и разумных точек зрения, как у Свидетеля, Марины и S. а поднятие темы "геройства" ОУН-УПА - это элемент стратегии на раскол Украины. никому наша страна не нужна сильная и могущественная. к сожалению, даже большинству наших политиков. а оранжевым, судя по реальным действиям и словам, дым отечества сладок и приятен

Прохожий
29.11.2007 в 18:35 |

Дурня это, а не статья. Во-первых ОУН к созданию УПА ни какого отношения не имеет. УПА начало формироваться в 1940 году по приказу президента УНР А.Левицкого по плану В.Сацького. Основа УПА составляла из членов организации УНВ (Українське національне Відродження).... УПА фактически "доставала" немцев. Какой бы военизированый отряд из Украинцев, в то время, они не создавали, все время получалось УПА. Такая была тактика УПА. Обучение новобранцев у немцев, после чего, обученые новобранцы, с оружием перебегали в УПА. И к формированию дивизии "Галичина" УПА ни какого отношения не имела. В общем статья туфтовая.

Прохожий
29.11.2007 в 18:38 |

Кого интересует тема УПА советую посмотреть документальный сериал (10 серий) " Собор на крові ". В сети Дикого сада он есть.

Пррохожему
29.11.2007 в 19:51 |

УПА считалась условно военной организацией ОУН. Хотя путать и сводить воедино их не стоит - на это я уже указал в своем посте. Про обучение новобранцев у немцев - полный бред, простите. В 1941 все будущее руководство служило в Абвере... А в 1942 уничтожало мирное население в Белоруссии... А СС Галичина здесь при том, что те ее бойцы, которые после первых поражений не успели дать драпу на Запад, влились потом в УПА... А после войны УПА боролась с соотечественниками за деньги американцев и англичан уже...

Прохожий
29.11.2007 в 21:56 |

Абвер- военная разведка. Хорошо припустим это. Ну и что? Про обучение бред говорите? Хорошо, что Вы знаете об организации "Поліська січ". Ее задачи? "Поліська січ" к осени 1941 года насчитывала более 10 тыс. поготовленых бойцов и младших командиров. Откуда они взялись? Осенью 1941 года "Поліська січ" была расформирована немцами. Причиной послужил конфликт между Мельниковцами и ОУН с немцами, а в январе 1942 года был и сформированы первые партизанские отряды из бывших бойцов "Поліськой січі" вот это и была основа УПА. В то время УПА не подчинялось ОУН.

Прохожий
29.11.2007 в 22:24 |

Совсем забыл... Еще вопрос что Вы знаете о таком формировании как Шуцманкафт, как их называли Шцманы и какое отношение они омели к ОУН и УПА?

Шаман
01.12.2007 в 19:15 |

Что любопытно. Больше всего ОУН-УПА ненавидят в тех местах, где их никогда не было-юг и восток Украины, Россия. А в тех регионах, где они творили зверства, почти все население их поддерживает. Наверно они там все идиоты...

Остап
04.12.2007 в 21:13 |

Шаману - в нас в Галичині не "идиоты", а залякані люди: раніше бандерівщиною, а тепер - "лемократичною" владою. На сільських кладовищах зтерто, поруйновано на могилах імена загиблих від оунівців та упістів. І родичі загтиблих мовчать, бо бояться: владу правлять у нас все тіж лісові вовки. У школах, в книжках та газетах - суцільне вихваляння "патріотів". Всяк боїться сказати, що вони - терористи.

Остапу-Олексій
05.12.2007 в 02:21 |

А ви саме звідкіля будете? Чому питаю - бо виникають сумніви що "в нас в Галичині" розмовляють та так пишуть...Мені доводиться багато спілкуватись з молодим та старим населенням Західної України (Львівська обл., Тернопілська, Ів.-Франківська і т.д.) і жодного разу я не чув що: "залякані люди: раніше бандерівщиною, а тепер - "лемократичною" владою. На сільських кладовищах зтерто, поруйновано на могилах імена загиблих від оунівців та упістів. І родичі загтиблих мовчать, бо бояться: владу правлять у нас все тіж лісові вовки" "Залякані люди" - знаходяться, як раз, на Південно-Східних Українських землях! І залякані, вони колись були, більшовитсько-тоталітарною системою! Причому залякані на все життя! p.s.: Гумореска часів Сталіна: "Как у вас жизнь в СССР? Как в трамває половіна сідіт а другая половіна трясется..."

Ledyclese
18.12.2010 в 23:44 |

отличный сайт!

Добавить комментарий
Отправить
Авторизация:
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив