Вознесенский рынок: конфликт на тушах
Мы живем в условиях рыночных отношений — об этом нам без устали твердят и государственные мужи, и ученые экономисты и телекомментаторы.
Однако, чаще всего простой человек под высокоученым понятием «рынок» подразумевает обычный базар, на который он ходит за овощами, фруктами, домашним творогом и, конечно же, за мясом.
Вот как раз вокруг этого самого мяса и разгорелся нешуточный конфликт на вознесенском рынке, который местные жители называют центральным. Корреспондент «Новостей-N» попытался разобраться в сути конфликта на месте.
Семь раз отмерь — один раз продай
Много раз торговцы мясом на центральном рынке в г. Вознесенске звонили в редакцию «Новостей-N», умоляя приехать. По их словам, ситуация в мясном павильоне «дошла до критической черты» — торговцам буквально «перекрывают кислород» и не дают нормально работать.
Когда мы приехали разобраться в обстоятельствах, чтобы в дальнейшем ознакомить с ситуацией наших читателей, около десяти торговцев — в основном женщины — собрались, чтобы поделиться с корреспондентом своими бедами.
Торговцы в один голос жаловались на заведующую ветеринарно-санитарной лабораторией Татьяну Черную. Видно было, что у людей накипело: они наперебой рассказывали о многолетних притеснениях со стороны человека, который определяет качество их товара и от которого зависит, смогут ли они вообще им торговать.
- С каждой туши она резала три-пять килограмм. Это притом, что норма отбора — до 400 грамм, - возмущалась Ирина Войцеховская.
Из разговора с торговцами также стало ясно, что заведующая ветлабораторией занимается приемкой мяса не только для анализа, но и принимает остатки товара в холодильник на хранение в конце рабочего дня.
- Когда принимала мясо в холодильник, она резала печенку, резала легкие. Филейки вырезались, лопатки вырезались, - продолжает Войцеховская.
Мясо, срезанное с тушек, по словам торговцев, вновь пускалось в продажу.
- Наше же мясо брала, заставляла им торговать — и с нас же требовала деньги! Открыто, не стесняясь! - подтверждает слова своей соседки по мясному корпусу Ксения Клоченок.
На непослушных торговцев были свои рычаги влияния:
- Если мы, неугодные, пытались стать против, выразить свое недовольство, через два-три дня твой товар отправляли на бактериологический анализ, - говорит Ирина Войцеховская. - С баканализа мясо уже не возвращалось.
Все дело в том, поясняют торговцы, что баклабораторией заведует муж Татьяны Черной. Такой себе «семейный подряд».
«Щуку наказали — пустили в воду...»
Страсти в мясном павильоне, продолжающиеся уже не первый год, вышли далеко за пределы рынка. Торговцы жаловались во все инстанции: в Вознесенский горисполком, в управление ветеринарной медицины и т.д.
Определенный эффект от этих жалоб все же был — заведующей лабораторией был объявлен выговор. Затем, решением Вознесенского районного суда она была переведена на рынок «Северный», причем на аналогичную должность. Однако новое место работы ее не удовлетворило, и она принялась доказывать, что ее перевели незаконно.
Апелляционный суд оставил решение Вознесенского суда без изменений. Однако, Татьяна Черная подала кассационную жалобу и из Киева дело вернули на повторное рассмотрение в Апелляционный суд Николаевской области. В итоге, суд решил восстановить Татьяну Черную в должности завлабораторией на все том же центральном рынке.
И с начала июля нынешнего года она вновь приступила к выполнению своих обязанностей.
- Нам сказали: «Мы выполняем решение суда», - говорит Ирина Войцеховская. - Но как такого человека могли опять допустить к власти?! Это что, щуку наказали — пустили в воду?!...
Торговцы говорят, что за тот год, который Татьяна Анатольевна не работала на рынке, они почувствовали себя людьми. На работу начали ходить как на праздник!
- Мы как в тюрьме здесь были! Подъезжаешь к рынку, и думаешь: «Господи, что тебя ждет сегодня?», - говорит Валентина Павлюченко. - Сегодня опять это продолжается. Вот мы говорим, а у нас волосы дыбом стоят!..
Сколько можно заработать на мясе?
Торговцы много рассказывали о безбедной жизни Татьяны Анатольевны — дескать, у нее три дома и даже своя ветлечебница.
Предприниматели упирают на то, что на одну зарплату заведующей таким богатством не обзаведешься. Они считают, что все это богатство накоплено, в том числе, и за счет ИХ товара!
Насколько это соответствует действительности, утверждать не беремся. Интересно другое — правда ли, что на паре-тройке «лишних кусков» мяса можно заработать большие деньги.
Чтобы уяснить для самих себя, о каких суммах идет речь, попробуем чисто теоретически просчитать заработок некоего абстрактного ветработника, который имеет возможность отрезать от туши пару «лишних» килограммов.
Стоимость одного килограмма мяса — не менее 40 гривен. По словам торговцев, ежедневно в корпус поступает 30-40 туш мяса, иногда их количество доходит и до 70-ти. Если с каждой тушки вырезать по три килограмма мяса, получается неслабый навар — 120 килограммов, а если пять — то и все двести!
Если умножить эту сумму на количество туш, выйдет весьма заманчивая цифра. Получается, что ежедневный доход одного такого рыночного ветеринара может свободно достигать 6-8 и более тысяч гривен — ежедневно! За несколько лет такой работы можно свободно стать миллионером.
«Бывший спецназовец» на страже «мясных интересов»
Выслушав одну сторону, корреспондент «Новостей-N» не мог не пообщаться и с другой. Татьяна Анатольевна Черная как раз оказалась на своем рабочем месте. Узнав, что с ней желают пообщаться «из прессы», женщина хоть и была удивлена, но встретила журналиста спокойно, без агрессии.
Однако, когда в помещение начали входить женщины — торговцы из того самого мясного павильона, которые до этого битый час рассказывали обо всех своих бедах на рынке, Татьяна Анатольевна тут же выбежала на улицу через другой выход.
Далее начался настоящий экшн. Дело в том, что в кабинете вместе с Татьяной Анатольевной находился еще и мужчина лет 50-55. Появление журналиста он сразу воспринял агрессивно:
- Что за корреспондент?! КАКОГО...?! Я — бывший спецназовец! - цедил он сквозь зубы, приближаясь шаг за шагом и выталкивая корреспондента во двор. - Вознесенск — город маленький...
Когда мы с «бывшим спецназовцем» оказались во дворе, с его стороны посыпались угрозы. Речь «спецназовца» перемежалась с откровенной матерщиной — впрочем, читатели сами могут судить о характере диалога на прилагаемом видео.
«Никто ничего не нарушает»
Как потом оказалось, заведующая побежала к директору рынка. Об этом сказали сами торговцы, которые видели, в каком направлении скрылась госпожа Черная.
Когда мы вернулись в мясной корпус, одна из рыночных активисток взяла мобильный телефон и позвонила директору — где, дескать, заведующая лабораторией?
Через пару минут Татьяна Анатольевна снова показалась в коридорчике, ведущем в ее лабораторию. Но как только мы подошли и начали формулировать ей все жалобы, с которыми обратились к нам торговцы мясного корпуса, она снова ринулась по коридорчику к тому же выходу, через который скрылась и в первый раз.
На просьбу объяснить свою позицию она отвечала:
- Я не буду ничего объяснять! Я давно уже все объяснила.
Потом, уже когда мы оказались во дворике, все-таки согласилась поговорить, но разговор этот был коротким.
- Я уже восстановилась на работе. Пробы отбираются согласно законодательству. Что еще? - с неохотой и неудовольствием говорила она.
Мы попросили прокомментировать обвинения торговцев, что она их оскорбляет и ворует мясо. Дальнейший диалог получился следующий:
- Я этого не делаю и не делала никогда.
- Получается, люди на вас клевещут?
- Да. Я год судилась.
- А зачем же людям это нужно?
- Я не знаю. Может, они хотят торговать колбасой кровяной, а я им не разрешаю. Я не могу сказать. Я работаю согласно законодательству, - уверяет Татьяна Черная. - По 833-му указу отбираются пробы. Никто ничего не нарушает...
Как видим, ситуация на центральном вознесенском рынке сложилась непростая: торговцы говорят о злоупотреблениях — заведующая ветлабораторией все обвинения отрицает, утверждая, что действует по закону.
Удивляет позиция Николаевского облпотребсоюза, которому подведомственно кооперативное предприятие «Вознесенский рынок». Неужели их устраивает такое положение вещей? По-видимому, думают, что проблема «рассосется» самостоятельно. Или просто не хотят в эти «дебри» лезть — дескать, пусть разбираются сами...