Судья Терентьев: «Я не брал никаких денег!..»

02.01.2012 в 14:03

Одним из главных предновогодних скандалов в Николаеве стало задержание судьи Николаевского районного суда.

Судья Геннадий Терентьев был задержан 27 декабря сотрудниками Генеральной Прокуратуры Украины совместно с николаевским управлением по борьбе с организованной преступностью (УБОП) по подозрению в получении взятки. На следующий день информация о задержании судьи появилась на официальном сайте Генпрокуратуры. Однако, в тот же день, после допроса в УБОП Геннадий Терентьєв вернулся домой. Что это было – никто так и не понял.

Ни для кого не секрет, что украинские суды давно перестали пользоваться доверием у людей и стали притчей во языцех. Символом продажности украинского судейского корпуса стал львовский «коляднык» Зварыч. Поэтому, задержание судей общественностью всегда воспринимается положительно - дескать, так им, шкурам продажным, и надо! С другой стороны, очевидно, что не могут абсолютно все служители украинской Фемиды быть продажными – наверняка и среди них попадаются честные люди.

По делу судьи Терентьева наверняка будет написано еще немало. Сегодня мы предлагаем нашим читателям материал Андрея Дворецкого, написанный что называется, «по горячим следам», В нем представлена точка зрения на происшедшее самого судьи Терентьева и его защитников.

«Нужно сказать, что судья Геннадий Терентьев, во всяком случае, после первого общения с ним, абсолютно не похож на «великого» взяточника. Одет явно не богато, ездит на купленной в кредит «Шевроле лачети», живет вместе с супругой Надеждой и несовершеннолетним сыном Виталием в съемной квартире. Ну, никак это все не вписывается в наше представление о взяточниках... Ну, нет у него дорогущих машин, и костюмов от известнейших кутюрье…

Как проходило задержание!


Рассказывает судья Николаевского районного суда Геннадий Терентьев:


- Задержание происходило во дворе суда. Я как раз выезжал со двора, а выезд мне преградили две машины. Одна машина была «Хюндай», а вторую я не запомнил. Из автомобилей вышло четыре человека, они подошли к моей машине. Один показал удостоверение Генеральной прокуратуры. Затем они зачитали постановление о возбуждении уголовного дела. Якобы я через посредника требовал взятку. Один из них снимал все происходящее на видеокамеру.

- По какой статье было возбуждено дело?

- По части 3 статьи 368 Уголовного Кодекса.

- Была ли сама взятка?.. И держали ли Вы в руках деньги, о которых говорят в прокуратуре?

- Да не было никакой взятки. Я этих денег в глаза не видел. При личном досмотре у меня изъяли 508 гривен.

- Что показало освещение рук люминесцентной лампой?

- Руки мне просвечивали несколько раз. Просветили первый раз, и лампа не показала следов краски. Затем эти люди начали между собой спорить, мол что-то неправильно делалось или прибор попросту не работает. Затем они просветили мне руки во второй раз. Для этого меня посадили в собственную машину, аргументируя это тем, что, якобы при дневном освещении просто не видно «просвечиваемой краски». И в этот раз краски все равно не обнаружили. Затем они просветили руки мне и в третий раз,  аргументируя это тем, что «прибор без надетой крышечки не работает, а с крышечкой работает». Когда уже и в третий раз прибор ничего не показал, то мне при понятых протерли руки тампонами, которые затем уложили в пакетики и опечатали.

- При обыске у Вас лично нашли деньги? И если нашли, то какую сумму?

У меня нашли всего 508 гривен, плюс сувенирные 600 евро – одной купюрой в 500 евро и второй в 100. Вы бы видели как они обрадовались сразу… У меня их могло быть и больше (смеется), могла быть целая пачка, но просто с собой не взял их в этот раз. Это были, знаете, такие похожие на Евро бумажки с надписью «сувенир». Хотели у меня забрать и телефон, но затем оставили его. Правда, звонить и отвечать на звонки запретили – сказали, чтобы я его выключил.

- Что было дальше?

- После осмотра меня отвезли в УБОП. Там меня усадили в каком-то кабинете и оставили. Долгое время я просто сидел, но затем меня все-таки повели на допрос.

- Какое-то давление было на Вас? Ну, скажем моральное или физическое?

- Моральное было! Физического, слава Богу, не было. Говорили, мол, давай признавайся. Там ведь (в ИВС – авт.) знаешь как тяжело… А будешь, мол, молчать - так мы на тебя навешаем еще кучу эпизодов и статей. Но я не брал никаких денег! Понимаете – НЕ БРАЛ!

- Во сколько Вас отпустили?

Отпустили меня около 3-х часов ночи – уже получается на следующий день.

Рассказывает заместитель главы николаевской областной общественной организации «Николаевская правозащитная группа» Евгений Бережнов.


- Семью Терентьевых я знаю давно. Видимо поэтому мне супруга Геннадия Викторовича и позвонила. Это было где-то около 16:15 27 декабря. Она мне сообщила, что Геннадия Викторовича арестовали и увезли в неизвестном направлении. А ее везут домой для проведения обыска. Я тогда еще ей сказал, что сейчас приедет адвокат, который будет присутствовать во время обыска, чтобы не было никаких противоправных действий. Еще сказал, чтобы до нашего приезда она в квартиру никого не впускала. Приехали мы с адвокатом Сергеем Маркиным минут за 10 до того, как они вошли в квартиру. Но… нас в итоге так и не впустили.

- То есть, обыск проходил без  присутствия Вас и адвоката?

- Нас попросту не пустили в квартиру. Обыск начался около 17:00 и закончился он в 21:20. Это видно по всем материалам. Все это время сотрудники УБОПа бегали туда-сюда. Мы стояли под дверью и, насколько я слышал, они звонили каждые десять минут и им говорили, что они должны найти деньги. Они, мол, просто обязаны найти деньги. Была метушня: то «Сокол» подбегал, мол, чтобы мы, не дай Бог, не напали… Мы там смеялись уже просто над ними,- полная квартира милиции, а два гражданских могут их запугать.

- А сколько их было всего?

- В квартире было человек пять. Это просто анекдот какой-то. Вышли они из квартиры в 21:20, денег,  естественно, не нашли.

- Что-то изъято было? Или они вообще ничего не нашли?

- В квартире нашли 200 долларов, деньги были вложены между страницами книги. Терентьев спортсмен, занимается дзюдо. Это были его призовые деньги, которые он спрятал, чтобы купить подарки родителям на Новый год. Там было две купюры по сто долларов. Так они их описали как великую находку. Также они изъяли компьютер. Там нашли старые документы. Геннадий Викторович занимается научной работой, он обобщает практику за 2010 год. То, что это все изъяли, это огромное нарушение.

- Вы с адвокатом знали, где в этот момент находился Геннадий Викторович ?

- Мы с Маркиным спрашивали у сотрудников милиции, где находится Геннадий Викторович - для того, чтобы побеседовать со следователем, чтобы получить допуск к защите, как это предусмотрено УК. Нам ответили, что не знают, где он находится, а на вопросы они отвечать не желают. Затем мы поехали в прокуратуру области, сначала просто заехали, нам никто ничего не сказал, потом поехали в спецотдел прокуратуры – их там два подразделения. Съездили в ИВС. Никто, мол, не знает, где находится Терентьев. В итоге закончилось тем, что мы были просто вынуждены обратиться к дежурному прокурору по области в установленном порядке с заявлением. Мол, пропал человек, был задержан сотрудниками милиции, а где находится - не известно. Естественно, у нас было принято заявление и, насколько я знаю, его должен рассмотреть зампрокурора, который осуществляет надзор за работой правоохранительных органов. И уже потом, примерно в три часа ночи, позвонила Надежда и сказала, что Геннадия Викторовича выпустили. Фактически, тогда мы и узнали, что он все это время находился в УБОПе.

- Что было дальше?

- А что дальше? Когда мы начали выяснять все обстоятельства, оказалось, что Генеральная прокуратура уже разместила информацию о том, что с поличным при получении взятки были задержаны судья и его пособник. Это, во-первых, не соответствует действительности. Если это достоверная информация, то должно быть известно кто судья, а кто пособник. В принципе, никто не скрывается. Денег найдено не было, кто этот загадочный пособник неизвестно. Отсутствует и документирование всего этого. О чем вообще мы говорим? О какой взятке мы говорим? Еще и о взятке в особо крупных размерах. Это все бред. Здесь видно типичное нарушение законодательства. Здесь налицо нарушение Закона «О судоустройстве».  ( ст. 48 гласит, что судья является лицом неприкосновенным). Все, что было проведено, это нарушение закона.
Как это так? Судья был лишен, как гражданин, как человек, права на защиту. Его обманывали, ему пытались навязать какие-то преступные действия, которые он не совершал. Плюс еще требовали его сознаться в том, что он не совершал.

- Какая в подобных случаях предусмотрена процедура? Как вообще должно происходить документирование получения взятки и задержание судьи?

- Как вообще положено в подобных случаях? Для того чтобы квалифицировать  преступление должно быть осуществлено противоправное деяние… Этого в данном случае нет. То есть, субъект должен вымогать деньги за то-то, и за то-то, соответственно эти деньги получить. Должно быть так – заявитель приходит в милицию и говорит, мол с меня вымогают деньги. Это документируется. В милиции у этого человека берется заявление, этот факт полностью документируется. Затем в милиции этому человеку помечают деньги. После чего он передает эти деньги должностному лицу, которое с него эти деньги  вымогал. Весь этот процесс документируется.

- Насколько, я понимаю с судьями эта процедура несколько сложнее…

-Документирование само по себе производится в обычном порядке – как с любыми другими гражданами. А вот уже задержание производится только с согласия Верховной Рады. И то только при наличии основания. В данном случае ничего этого нет. Нет самого факта дачи взятки. Даже сами деньги, которые могли бы быть предметом взятки полностью отсутствуют. Их просто не было в природе. И самое страшное в том, что сам пособник отсутствует. С ним нельзя  поговорить, Никто с ним вообще не разговаривал и, что это за пособник, никто не знает. Самого факта взятки попросту не было. Вероятнее всего, это был псевдо пособник. Может и вовсе, это была просто провокация.

Рассказывает адвокат судьи Терентьева Сергей Маркин


-  По уголовно процессуальному кодексу я имею право до момента первого допроса общаться с клиентом, также, как и клиент, имеет право на общение со своим адвокатом. Его допросили в качестве подозреваемого, что по закону не имели права делать.

- Чем-то ведь они аргументировали?

- Ничем не аргументировали. Мы попросту не знали, где находится Геннадий Викторович. Дежурный в УБОПе сказал просто: здесь такого нет. Кроме того, около 22:00 мы обратились в прокуратуре к дежурному. Он лично звонил дежурному УБОПа и там ему тоже сказали, что такого задержанного не доставляли. То есть, они даже прокуратуру области обманули, о чем мы написали соответствующее заявление На сегодняшний день это заявление находится в отделе по надзору за УБОПом, в дальнейшем оно будет передано исполнителю и уже они будут проводить проверку. У них 10 дней.

- Возбуждено ли уголовное дело и предъявили ли обвинение?

- С постановлением о возбуждении уголовного дела ознакомили. Но кем оно подписано, мы не знаем. Дело в том, что оно должно быть подписано либо Генпрокурором, либо его заместителем. Мы просто даже не знаем, кто возбудил это дело. И  мы подозреваем – оно попросту могло быть возбуждено одним из следователей. То есть, вообще в незаконном порядке. Что касается задержания, то задерживать его имели право только по решению Верховной Рады и при наличии решения суда. Можно, правда, до решения суда, но предъявив обвинение. В данном случае такового нет.

- А что касается обыска? Его имели право проводить?

- С обыском вообще отдельная история. Все дело в том, что эта квартира не принадлежит Геннадию Викторовичу. Он живет в съемной квартире. И тот факт, что обыск в квартире проводился, не только без меня - адвоката, но и попросту без присутствия хозяина квартиры… Это нарушение всех возможных норм. Хозяина квартиры даже не поставили в известность.

Послесловие


После того как судью Геннадия Терентьева отпустили из УБОПа, он поехал домой, где его ждал полный «аврал». Обыск в съемной квартире проводился, что говорится на широкую ногу. По квартире валялись разбросанные вещи, книги, свалены в общую кучу посреди комнаты…Картина, скажем прямо, удручающая. К слову, во время обыска было давление и на жену судьи. По ее словам, ей заявляли, что, мол, показывай тайники, а то будем сдирать обои и линолеум. Правозащитники, в свою очередь уверены, что со стороны правоохранительных структур было огромное количество нарушений прав Геннадия Терентьева. Более того, глава николаевской областной общественной организации «Николаевская правозащитная группа» Сергей Куреченко, заявляет, что, по сути, Геннадий Викторович был попросту похищен – о месте его нахождения не знал никто на протяжении длительного времени, а это уже статья уголовного кодекса. Правда, не в отношении судьи, а у же в отношении лиц его задержавших.

 

Набат

 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив