Земная история кинотеатра «Космос»
Его спроектировала вторая, ныне покойная, жена моего друга Сергея Гаврилова Леокадия Петровна Теленко. Для нее николаевский «Космос» стал зачетной работой. Работу она сдала, но результатом осталась не довольна – не пришелся по душе молодому архитектору ни выбранный стиль кинотеатра, ни его «космическое» оформление.
Тем не менее непримечательное здание оказалось единственным «очагом культуры» для жителей рабочей окраины - промышленной зоны, отдаленной от культурного и торгового центра. Нельзя сказать, что поток посетителей буквально хлынул в залы у большого экрана, но постепенно, усилиями руководства, сформировалась аудитория ценителей кино, и спустя два года после открытия (а произошло это 3 июля 1987 года) директор Алла Бавшина уже смело утверждала: популярность кинотеатра не только не уменьшается, но и возрастает.
Названный по улице, на которой расположился, а, может, под влиянием еще не утихшей гордости от открытия советским человеком космического пространства, кинотеатр шел по своей, казалось бы «звездной», дороге: здесь показывали фильмы, устраивали встречи с создателями кино, поэтами и художниками. Последние не стеснялись проводить выставки в фойе кинотеатра, благодаря чему николаевцы знакомились с картинами М. Раснянского, С. Сенкевич, А. Семенова, В. Устименко, любовались коврами и вышивкой мастерицы Елены Буги, работы которой в свое время представляли в выставочных залах Канады и Москвы.
Чтобы от посещения «Космоса» в восторге оставались не только взрослые, но и дети, в кинотеатре организовали игротеку, где ребятня могла развлекаться, смотреть мультики или детские фильмы. После окончания сеансов семьи воссоединялись и шумно делились эмоциями.
Своим родным праздником в кинотеатре считали Всемирный День авиации и космонавтики. Вместе со зрителями работники отправляли космонавтам телеграммы с горячими словами благодарности. Памятным остался тот день, когда в 1987 году из Центра управления космическими полетами на адрес николаевского кинотеатра пришел конверт с необычным грифом: «Почта космонавтов СССР»…
Но связь с Галактикой юные поклонники кино поддерживали не только письмами: в кинотеатре работала детская игровая комната «Космодром», созданная трудовым коллективом Николаевской обувной фабрики. Пока взрослые досматривали вечерний сеанс, малыши мечтали покорить Вселенную, буравить толщу атмосеры, напевая песню «Земля в иллюминаторе».
Мечтала вместе с николаевскими детьми и директор кинотеатра А. Бавшина: она не раз признавалась журналистам, что намерена использовать в интересах досугового центра огромные подвалы под кинотеатром, в которых, при наличии средств, можно оборудовать театры-студии, кегльбан и прочее. Сам же кинотеатр виделся ей в окружении сказочного городка с аттракционами и парком.
Но мечты остались мечтами: когда грянула перестройка, важно было сохранить хотя бы то, что есть. Однако не удалось и этого.
Пациент скорее мёртв, чем жив
Так, перефразируя слова из сказки «Золотой ключик» Алексея Толстого, можно охарактеризовать состояние украинского кино в 1990-е годы – времени тяжких испытаний, когда государство фактически перестало финансировать развитие киноискусства, количество кинотеатров сократилось в разы, а число зрителей уменьшилось до критического минимума.
В Николаеве катастрофа в киноискусстве подогревалась ростом популярности подвальных видеосалонов, распространением пиратских видео-шедевров, а вскоре «помогли» и областные власти, повысив цены за билет и тарифы на коммунальные услуги.
«Когда на все повысились цены, стоимость билета в кино стоило оставить прежней, - возмущалась со страниц «Южной Правды» директор «Космоса». - Позаботиться о кинотеатре должны были меценаты. Ведь это не дело: платить за отопление 18626 рублей за квартал против 5668 рублей. Или за воду в 5 раз больше, за электричество, которое отключается по 5 раз в день, в том числе и во время сеансов».
На том, как ведут себя молодые кинозрители, когда гаснет экран, А. Бавшина остановилась отдельно: «Топот ног, дикие выкрики и свист – это полбеды. Остаются порезанные ножами, искуроченные и замусоренные кресла. Больше всего администрация боится , что однажды среди подростков вспыхнет потасовка».
Был случай, когда во время очередного отключения электричества положение спасла художница В. Жажкова, которая вышла на сцену и в кромешной темноте стала читать стихи, а потом предложила зрителям спеть хором.
Тогда удалось избежать возмущения кинозрителей, но ситуация в кинотеатре оставалась сложной. Отдел цен Николаевского облисполкома хоть и согласился снизить цену с трех рублей до двух, но это не помогло - популярность на кино спала. «Хроника», «Комсомол», «Ровесник», «Кинотеатр имени Горького», «Промінь», «Экран» стали исчезать с лица земли. «Искра» и «Ровесник» оказались в руках церковных общин, «Имени Горького», «Победа, «Кинотеатр имени Фрунзе» ликвидировали вовсе, а в «Космосе» обосновался отдел образования Ленинского района.
Так из 21-го кинотеатра к 2003 году в Николаеве осталось три. Повезло только «Пионеру», «Родине» и «Юности» - их руководители сумели быстро сориентироваться в новых условиях и сохранить кинотеатры.
Бар на космодроме
Слова А. Бавшиной, сказанный однажды журналистам о том, что «если так будет продолжаться, то здание кинотеатра купят новоявленные бизнесмены», оказались пророческими: уже в сентябре 1991-го кинотеатр «Космос», строительство которого обошлось городу в 600 тысяч рублей, и который являлся единственным объектом культуры на улице Космонавтов, решением Николаевского горсовета был преобразован в малое предприятие, входящее в торгово-коммерческую фирму «Гелиос».
Сказочный космодром переделали в бар, в комнате для работы со зрителем открыли комиссионный магазин, в «красном зале» развернулась бильярдная, постояннодействующая художественная выставка стала не актуальна в фойе кинотеатра, где новые владельцы устроили дискотеку.
«Сьогодення»
В конечном итоге разум все-таки победил, и сегодня в здании бывшего кинотеатра находится Дом творчества детей и юношества Ленинского района Николаева. Сотни ребят ходят на такие кружки, как народная хореография, ансамбль баянистов, гитаристов, юные фотоаматоры, кукольный театр, моделирование игрушек, вязание на спицах, цирковой кружок и другие. Вместо работ известных художников на стенах в фойе красуются поделки детворы.
А от кинотеатра, который просуществовал всего четыре года, осталась лишь надпись на здании, советское табло, где, очевидно, в свое время показывали время, да фигурка Икара - покорителя пусть не космических, но все-таки небесных, просторов.
Горожане, которые живут вдали от кинотеатра, изредка вспоминают о нем, услышав в маршрутке наспех брошенную фразу: «На «Космосе» остановите».