Земельная лихорадка по-братчански или Кто в доме хозяин?

26.04.2012 в 20:46


Два небольших села Братского района Николаевской области – Костуватое и Петровка-1, входящие в состав Костуватского сельского совета, уже которую неделю окутаны паникой и страхом. Как сообщила нам одна из местных жительниц, “нагнал” на людей этот страх известный в регионе человек, аграрий с немалым опытом работы, чьи заслуги в отрасли сельского хозяйства не так давно были отмечены Почетной грамотой Верховной Рады Украины. Чтобы выяснить ситуацию “изнутри”, в минувшую среду мы отправились прямо в эпицентр событий. 

Громада - без головы, “Виктория” - с победой?


...Сельская глубинка встретила нас типичным бездорожьем и звенящей тишиной. Наконец-то, добравшись колдобинами да ухабами до очередного поворота, наткнулись на указатель, на котором белым по синему было выведено название населенного пункта “Костовате”

Проехав еще минут 15 по разбитой вдребезги дороге в обрамлении полуживых редких тополей и захламленных сухостоем обочин, мы увидели на пути внушительных размеров стеллу.

“Приватне підприємство А РОФ РМА “ВІКТОРІЯ” - гласила очередная надпись. Удивило, что кому-то, просто в степи, срочно понадобились недостающие в названии буквы “Г” и “ І ”, и что руководство предприятия с таким красивым названием упустило это из виду. Правда, как выяснилось позже, за решением глобальных проблем руководству не было дела до таких мелочей...

 

Во что именно уперлись эти проблемы, спустя полчаса тряски по братчанскому бездорожью нам рассказала Елена Ивановна Шевченко, проживающая в селе Петривка-1, что в трех километрах от Костуватого.
Эту женщину, возглавлявшую Костуватовский сельский совет с декабря 2008 года, “ушли” с занимаемой должности во второй декаде апреля 2012 года при весьма любопытных обстоятельствах.

На вопрос, как же так вышло, что Костуватская громада осталась без головы, Елена Ивановна, смущенно промолвила:

 

“Меня... попросили, чтобы я ушла...Нет, не те, кто доверил мне этот ответственнный пост, не наша громада...Ко мне приходили из...определенных структур... Один парень – Дмитрий, приехал ко мне 5 апреля без какого-либо постановления, не предъявил никакого удостоверения, но с порога потребовал предоставить ему платежные ведомости сельсовета – для проверки системы премирования. Мои коллеги предоставили ему все документы – у нас с этим всегда был порядок. Затем он попросил список наших депутатов и уехал. Что они говорили ему – я не знаю, но вернувшись, он поднялся в кабинет директора агрофирмы “Виктория” Степанова. Несколько позже приехал представитель районной прокуратуры и изъял документы сельсовета – для проверки. А еще через время эти же люди мне сказали: Лена Ивановна, вам лучше уволиться с работы, потому что вам может “светить” статья и год условно за выявленные нарушения. Я не могла понять, о каких нарушениях идет речь, ведь с документами у нас полный порядок, в том числе и по премированию, что все у нас– строго в рамках закона. Но потом поняла: это бесполезно. Коль со всех сторон пошло “наступление” - мне будет лучше уйти и не тратить силы и нервы на все это. В конце концов они таки вынудили меня подписаться под тем, чего я вовсе не делала. А что мне оставалось, если они пугали меня судом, штрафными санкциями, и стояли на своем: вы, дескать, все равно работать здесь не будете?!”

После Пасхи к Елене Ивановне снова наведался тот самый Дмитрий и сказал, что в самое ближайшее время ей нужно будет созвать сессию сельсовета и сложить с себя полномочия сельского головы. Запуганная женщина безмолвно повиновалась “совету”. Таким образом, 18 апреля Костуватский сельсовет оказался “обезглавлен”. По словам Елены Ивановны, глава райсовета хоть и обещала участвовать в этом процессе, но в последнюю минуту почему-то передумала. “Она сослалась на то, что официального приглашения на сессию не получала” - добавила Шевченко. 

Чем же и кому не угодила эта скромная сельская труженица, кому перешла дорогу на тернистой стезе местного самоуправления?..

Несговорчивых – к ногтю!

По словам Елены Шевченко, в начале 2012 года руководство фирмы “Виктория” велело всем жителям, сдающим свои паи в аренду этому предприятию, заключить дополнительное соглашение к существующим договорам. На целых 15 лет.
И это при том, что у некоторых селян срок действия этих договоров истекает в 2013-ом году, в 2014-ом, 2015 -ом, у многих вообще в 2018-ом.. Как утверждает Елена Ивановна, самих договоров у большинства людей на руках нет еще с 2008 года, то есть, с момента их перезаключения! Люди взбунтовались. Отдавать свой земельный пай в аренду “Виктории” на 15 лет желающих оказалось мало.

“Что тут началось!..Виктор Иванович Степанов, руководитель агрофирмы, стал присылать к бунтующим своих представителей. Те всячески добивались от жителей заключения допсоглашения и именно на 15 лет. Кого-то “обрабатывали” в коллективах, других Степанов вызывал к себе в кабинет по одному. То, что агрофирма наотрез отказалась культивировать огороды “несговорчивым”, оказалось цветочками. Некоторых из-за несогласия заключить допсоглашение даже уволили с работы...Например, по этой причине был уволен главный инженер Павел Васильевич Бондаренко, собрался уходить и главный зоотехник Иван Кузьмич Тарнавский, заведующая свинофермой Галина Михайловна Павлынив, на очереди – два бухгалтера. Степанов им так и сказал: я ж вам говорил: не подпишите допсоглашение – будете уволены? Говорил! До свиданья! А я, мол, посмотрю, каково вам будет по 2-3 года сидеть без работы! Но простите - это же просто шантаж!!! В общем, сейчас в селе такой переворот, что никто не знает, чего ждать дальше. Все запуганы, каждый боиться потерять работу. Мало того! По селу ходят слухи, что отказавшимся подписывать дополнительное соглашение хотят запретить делать покупки в сельском магазине... 

Мы убедились, что он – человек слова: сказал – сделает. Тем более, когда является, по его мнению, единоличным хозяином. Да и где крестьянину искать магазин, если все они – степановские, а до райцентра - не близкий свет..".


В разговоре Елена Ивановна уточнила: лично у нее пая нет, но ее 76- летняя свекровь, озадаченная происходящим в селе, решила отдать невестке свой госакт на землю, площадью в 11, 21 га.

“Она отказалась подписывать навязываемое соглашение. Сказала: договор у меня до 2013 -го. Доживу – там видно будет” - с грустью молвила женщина.


Кроме нее, отказались подписывать злосчастный документ секретарь сельсовета, землеустроитель и другие жители. Елена Ивановна в ходе нашей беседы поделилась размышлениями: 

“Я так думаю, что “ушли” меня потому, что я не стала убеждать жителей громады в необходимости заключать дополнительные соглашения....На мой взгляд, передача Степанову земли в аренду сроком на 15 лет означает для людей одно – порабощение. Поэтму многие решили работать сами на себя. А вообще, знаете, что? Вы заедьте в сельсовет, в школу. Я всем людям говорила: если не хотите, чтобы агрофирма на вас “давила” - не бойтесь говорить правду! Ведь несогласным Степанов грозился даже отключить газ, который он якобы провел за свои деньги”

Елена Ивановна не скрывала: ей очень больно, что с ней обошлись таким образом. И обошлись те, кому она безгранично доверяла. Женщина твердо заявила: ни в каких аферах участия она не принимала, добросовестно выполняла свою работу, старалась помочь каждому, делала все, что было в ее силах для улучшения жизни сельской громады. Ей даже удалось “выбить” в области деньги на ремонт местного детского сада, за которые в конце 2009 года сельсовет изготовил техническую документацию.

 

Елена Ивановна вспомнила, как Степанов тогда клялся, что он доведет этот садик до ума. Но обещание так и повисло в воздухе. Садик все еще в стадии ремонта и закрыт, а потому сельской малышне приходится ютиться в школьной “Светлице”, занимающей примерно 18 квадратных метров и отгороженной от холла деревянной перегородкой, среди экспонатов старины. Об условиях, необходимых в таких случаях, о соблюдении каких-то санитарных норм, говорить, увы, не приходиться. Да и об обязательном дневном сне для детей в данном закоулке тоже. Одна единственная кровать – из раритетных, стоит в “Светлице” в качестве интерьера.

Но родители ребятишек и тому рады – все же лучше, когда дети находятся под присмотром, а не болтаются по улице сами по себе.

Осторожно: пресса

 

Директор школы Нина Зиновьевна Безпалько, к которой мы отправились по совету Елены Ивановны Шевченко, встретила нас как-то настороженно. Она никак не могла понять, почему бывшая сельский голова не предупредила ее о нашем визите заранее. Но на вопрос о Шевченко ответила:

“Я даже не знаю причину, по которой ее уволили. Никто нам, жителям села, этого не объяснял, никто не сообщил, что там произошло, отчего она ушла. А то, что я на своей должности что-то где-то слышала, вы ж понимаете, говорить об этом я не могу. И потом, Виктор Иванович Степанов столько нам сделал для школы! Он и пол нам сделал, и систему отопления, и сад помог посадить. Что Елена Ивановна имела против него – мне неизвестно. А что касается истории с допсоглашениями – мою семью это пока не затронуло. Никто нас никуда не вызывал, никто никого не увольнял с работы. Мой муж – личный водитель Степанова, сын работает у него агрономом, а также является депутатом сельсовета. Да, в селе говорили – Степанов вызывал к себе людей, но нас, еще раз повторю, пока не трогали. И я не могу понять одного – если Елена Ивановна ни в чем не виновата, почему она так быстро сдалась?”

Причина, по которой никто не “дергал” семью Нины Зиновьевны, прозвучала в ее же словах. Потому - то директор без каких-либо опасений решила не отдавать свою землю в аренду. “У меня взрослые дети, и я считаю, что должна им что-то дать” - лаконично и логично. Да вот только аналогичная логика “вылезла боком” другим местным жителям, отказавшимся от передачи в долгосрочную аренду Степанову своей земли. Увы! Директору базового хозяйства достаточно одного персонального водителя.

Настороженно и сдержанно встретили нас и в сельском совете. Вчерашние коллеги Елены Ивановны Шевченко, на поддержку которых она так рассчитывала, внезапно поменяли планы и уклонились от разговора. А уж когда в дверях появился громадный силуэт директора “Виктории”, сжались, как пружины.

Надо сказать, что Виктор Иванович прямо с порога решил брать быка за рога. Он стал грозно допытываться, кто дал нам информацию о том, что происходит в селе, а если не скажем, то он и слова не проронит. “Кто? Конкретно? Фамилии? Я не обязан вам отвечать, пока вы не скажете этого” - отчеканил каждое слово директор.

“А вы потом будете с ними разбираться, да?” - встречный вопрос вынудил Степанова сменить тактику, и он тут же, со знанием дела заявил: “Договор аренды земли с договором на работу ничем не связан”

 

При этом Степанов отметил, что “совершенно не в курсе” причин увольнения Елены Ивановны. “Я не имею к этому никакого отношения” - все так же чеканя каждое слово, сказал пан директор, и посетовал, что почему-то люди не ценят всего хорошего, что он сделал для них за 18 лет своего правления в селе. 

“Только все паршивое говорят! Только одни гадости! А я что – гестаповец? Я что – засовывал им руки в двери и говорил - “подписывай!”? Уже то время прошло!” - добавил Степанов.

“А было?...” - этого вопроса директор явно не ожидал, но овладев собой, объяснил: мол, я имел ввиду, что кто-то, когда-то, и не в Костуватом может и заставлял людей подписывать договора аренды силой и натиском, но он в своей работе таких методов не применял.

На правах хозяина

Продолжение разговора с директором состоялось в его рабочем кабинете. Прямо с порога в глаза “бросилось” увесистое денежное дерево из фен-шуя размером с ведро. Оно, ну, в смысле дерево, являлось главным броским предметом на письменном столе Степанова. По фен-шую оно там стояло или нет – трудно сказать. Но стояло. И очевидно здорово служило своему владельцу. Ведь решился же директор на увеличение платы за пай практически вдвое – вместо обозначенных законом 3 процентов, в этом году он предложил людям 6. Правда, на условии, если те подпишут допсоглашение на передачу паев “Виктории” в аренду на 15 лет.

(В денежном эквиваленте – это около 6 тысяч в год за один пай, хотя, как рассказали жители Костуватого, им сейчас поступают более выгодные предложения – до 8 тысяч грн)

“Я уверенно стою на ногах и сижу в этом кресле, и ничего противозаконного не делал, все – только для людей!” - с гордостью отметил Степанов, фирме которого, согласно документов, принадлежит 3403,98 га пашни и 442,31 га пастбищ. Кстати, с последними и в Костуватом, и в Петривке-1, очень и очень туго – люди жаловались, что им негде выпасать домашнюю скотину - “все переорано”


Отвечая на вопрос, а правда ли, что жителям села пригрозили отключением от газа, если те не подпишут то самое допсоглашение, Виктор Иванович заявил:
“Газ проводили за счет нашего предприятия, и коль люди теперь не хотят работать с нами, то пусть отделяются. Если они говорят – мы сегодня хорошо живем, ты нам не нужен, пожалуйста! Но пусть возмещают нам то, что мы в свое время потратили!”


Степанов подчеркнул: тот, кто расторгнет с ним договор аренды на землю, работать у него не будет.


“Он будет хозяйствовать на своей земле, будет иметь прибыль от этого, и при этом работать в “Виктории” ? ТАКОГО НЕ БУДЕТ!!!Я принял такое решение, и считаю, что оно правильное. Я не могу работать с теми, кто меня предал. Это мое право”

 

Какое-то однобокое это “право” выходит, не так ли? К сожалению, господин Степанов забыл о праве собственника земельного участка распоряжаться им по своему усмотрению, о праве выбора. 

На напоминание об этом директор стальным голосом отпаррировал: “Только не за мой счет. Он будет свои права поднимать, а мои ущемлять? Такого не будет” - снова повторил свою точку зрения директор на правах хозяина положения. 

Примечательно, что еще год назад в адрес ныне уволенных из-за “несговорчивости”сотрудников, Виктор Иванович на страницах СМИ расточал налево-направо комплименты: и хозяйственные, мол, и надежные, и специалисты своего дела... Парадокс: за отстаивание своих законных прав в земельной сфере эти люди спустя год стали для Степанова “предателями”.


“Я его не боюсь!”

Изо всех жителей, с которыми нам удалось пообщаться в Костуватом, самой бойкой оказалась 65-летняя пенсионерка
Елена Григорьевна Здарская -Завизион. 

“Я скажу одно: Лена Шевченко на своей работе выбивалась из сил, чтобы помочь людям. Ни у кого из людей к ней не было претензий! А Степанову она была нужна для того, чтобы поддерживать его. Потому что он сам ни хрена не мог добиваться. Ну вот он пользуется моей землей, а культивировать огород не захотел. Зато всех нас упрекает за газ, за воду. Если, к примеру, в семье кто-то из владельцев паев решил забрать свою землю, то он тут же начинает “применять меры воздействия”! 

Услышав столь смелые заявления, мы поинтересовались у Елены Григорьевны: не боится ли она попасть в немилость к местному начальству?


“Я не боюсь его абсолютно! И все могу повторить ему в глаза! А знаете почему? В свое время я работала и в уголовном розыске, и в ОБХСС...- широко улыбнулась женщина. 
Вернувшись к теме разговора, продолжила:

“Моя невестка, работающая в “Виктории” дояркой, была вынужденна подписать то чертово дополнительное соглашение, потому что когда она пришла просить у него деньги в счет зарплаты – очень были нужны для оплаты за обучение дочки – он ей сказал: подпишешь дополнительное соглашение на 15 лет – дам денег, не подпишешь – не дам! Это было вот в марте! И он все время нам говорит – я здесь хозяин, это – моя земля! Да как же он может быть ее “хозяином”, если землю ему дают в АРЕНДУ?! Поэтому от него и уходят люди! ”

По словам бойкой женщины, в селе многие люди боятся Степанова, но из опасений потерять работу - молчат, никуда не жалуются. “Если они пойдут куда-то жаловаться – он их уволит, и они останутся у разбитого корыта. А у всех семьи, дети! За какие средства они будут жить?” - добавила Елена Григорьевна.

Свой пай женщина решила отдать в аренду другому человеку. Тому, кто не ставя ей никаких условий, уже помог решить многие насущные проблемы.

“Я сколько ходила к Степанову просила: ну, помоги мне поставить памятник мужу, а он только все “завтраками” кормил. А к этому человеку обратилась – он сразу сказал: не переживайте, Григорьевна, - сделаем!.А нам-то, пожилым, много и не надо – только бы немножко заботы, внимания да поддержки...” - добавила собеседница.

От классики до наших дней


...Покидая Костуватое, почему-то вспомнилась фраза одного из персонажей сатирической комедии украинского классика Ивана Карпенко-Карого - миллионера и земельного “магната” Терентия Гавриловича Пузыря:

 “Наделы мужицьки на десять лет в аренду взять, а как мужик останется без земли - делай с ним, что хочешь...”

Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке земли, не исключено, что именно так и может случиться... И кто знает, чем “порадует” тех же собственников паев
земельное законодательство, в каком состоянии спустя лет 10 -15 будет экономика и вообще!

И о том, что существует опасность скупки украинской земли за бесценок, сейчас можно услышать на самом высоком уровне.  

По данным Госземагентства, на сегодняшний день нормативная денежная оценка земли сельскохозяйственного назначения составляет 11,9 тыс. грн. за гектар пашни, арендная плата за 1 га пашни — около 300 грн. При этом в Европе 1 га сельскохозяйственной земли оценивается в 2—3 тыс. евро (в странах Евросоюза — около 5 тыс. евро), а арендная плата за 1 га земли составляет около 300 евро..

То есть арендная плата в Украине по сравнению со странами Европы отличается минимум в 11 (а то и в 15) раз, и это при гораздо лучшем качестве нашей земли.

Украинские рядовые аграрии, конечно же, всей душой стремятся в Европу, но пока, к сожалению, имеют то, что имеют. А прототипы современных “Пузырей” нагло и беспардонно “имеют” их, бесцеремонно диктуя им свои условия. И скандальная история, разыгравшаяся в степной глубинке Николаевщины – еще одно тому подтверждение...


Спрос рождает предложение

...Мы уехали из Костуватого. Вот только на один вопрос так и не ответили: так кто же в доме хозяин?

Почему истинных хозяев земли так “наклоняют“ новоиспеченные “пузыри”? Может, и впрямь забыли, что времена безвластия прошли, что Украина - для людей, что человек, владеющий земельным паем, другим имуществом, вправе решать, кому его отдать, в аренду – в том числе.

Вспомнился один из экономических законов рынка: спрос рождает предложение, и это – актуально. Ведь в Костуватом, других селах давно вызрел спрос на такого арендатора, который заплатит достойно за аренду, не унизит человека, возомнив себя рабовладельцем, будет всегда помнить, что земля принадлежит народу, который сам выбирает, с кем ему по пути. И надеется, что альтернатива будет. Что она – есть.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив