История болезни или Как это делается в Николаеве 7
Николаев болеет. Страшная болезнь без названия поразила ранее широкие и просторные улицы нашего города. Симптомы ужасают: вместо пешеходных дорожек и зеленых аллей всюду, будто уродливые язвы и наросты, стоят киоски, будки, ларьки, палатки и просто торговые прилавки, вместо зеленых газонов - пивные палатки. Изо дня в день болезнь прогрессирует, будто саркома разрастается от центральных улиц к второстепенным. Что же это за болезнь, кто принес эту заразу в наш город, почему распространяется она с такой молниеносной скоростью?
Галина Данилова с семьей живет на ул. Дунаева, 1 (пересечение с ул. Рюмина) в так называемом «жилкопе». Здесь же живут еще несколько семей. По соседству с домовладением - Центральный рынок. Естественно, что бойкое место у рынка не дает покоя желающим заработать - под окнами постоянно идет бойкая стихийная торговля. Понятно, что комфорта жителям это не прибавляет. Но это еще пол беды.
В 2007 году в нескольких метрах от стены жилого дома Даниловых сессия николаевского городского совета и вовсе выделила участок в 10 квадратных метров какому-то ООО «Южная сервисная служба» для установки киоска - якобы, для продажи печатной продукции. Депутатам даже в голову не пришло подумать - какой дурак в таком месте будет «печатную продукцию продавать»? В результате под окнами дома, на месте деревьев, зеленого газона и части тротуара, вырос павильон игровых автоматов! А уже после того, как сооружение установили, жителям начали из официальных инстанций приходить ответы на запросы, из которых следовало, что установка павильона была... незаконна. Администрация Заводского района сообщила, что земельный участок был выделен с нарушениями, в санстанции и в управлении МЧС Заводского района заверили, что никаких разрешений не давали. А ГАИ в Николаевской области уведомила, что они, мол, сначала разрешили, но теперь свою ошибку осознали и разрешение отозвали - оказывается, размещать любые сооружения ближе, чем в 5 метрах от проезжей части, запрещается.
Но ответы всех этих уважаемых организаций были как мертвому припарки - павильон уже стоял, и сносить его никто не собирался. Жители смирились - и, как оказалось, напрасно.
В мае 2011 года история повторилась: под их окнами снова появились рабочие с бензопилами, намеревавшиеся спилить оставшиеся деревья и установить целый ряд киосков.
В ответ на возмущение жителей некий гражданин Крылов махал у них перед носом очередной бумажкой, разрешающей установку 4 торговых киосков по 5 квадратных метров каждый. Оказалось, что придомовая территория была отдана ему в аренду на 5 лет!. В тот день спилить деревья и установить будки ему не удалось - один из жителей поставил на место планируемой установки будок свой автомобиль.
А дальше все началось с начала - письма, заявления, обращения, личные приемы. Жители недоуменно носили в инстанции их же ответы - что изменилось теперь? Почему рядом с незаконным сооружением хотят поставить еще 4 таких же незаконных киоска?
В итоге, ГАИ свое разрешение опять благополучно отозвала, а в МЧС пояснили, что согласовывали размещение торговых прилавков, а не киосков. Городская санстанция отписала, что согласование она давала только предварительное, и только на три года - срок его закончился еще в 2010 году.
Выходит, что каждая из этих служб вроде бы и ни причем: одни разрешения не давали, а те, кто давали, почуяв «запах жареного», тут же от них отказались. Зато в горисполкоме на основании всех этих «недоразрешений» спешно вопрос вынесли на сессию, проголосовали - и дело сделано. На каждом этапе где-то чуть схалтурили, на что-то закрыли глаза, и в итоге появилось разрешение еще на 4 киоска там, где их не может быть по определению. Вопрос о том, безвозмездно ли соответствующие чиновники выдавали незаконные разрешения и согласования можно считать риторическим.
Чтобы пояснить депутатам всю абсурдность ситуации, Галина Данилова отправилась на заседание депутатской комиссии по вопросам архитектуры, строительства и регулирования земельных отношений. Результат? А никакого. Чтобы отмахнуться от назойливой посетительницы, ей ответили, что в ее ситуации «виновата Тимошенко, принявшая какое-то там постановление», а потом попросту «попросили».
Что делать дальше, к кому обращаться, Даниловы и их соседи не знают. Пока же они по очереди дежурят, чтобы не допустить установки ларьков под своими окнами.
Похожая история у жителей дома № 35 по ул. Васляева - в нескольких метрах от стены их пятиэтажки выдали разрешение на сооружение «легкой конструкции». По словам предпринимателя, получившего разрешение, он собирается построить под жилым домом «репетиторский центр» площадью 30 м2. По его словам, здесь детей будут обучать английскому языку. Но если там будут обучаться дети, значит и условия должны быть соответствующие: свет, вода, отопление, туалет. Каким же образом все это можно обеспечить в помещении, которое попадает под понятие «строение легкой конструкции»? Вместе с тем, у предпринимателя действительно есть все согласования и подписанный главным архитектором эскизный проект. То есть, по мнению специалистов, дети вполне могут обучаться в пластиковом ларьке. Но это первый вопрос. Второй - место сооружения. Будущий «репетиторский центр» будет установлен всего в двух-трех метрах от проезжей части с одной стороны, и от жилого дома - с другой, причем на участке, где проходит теплотрасса. Представители домового комитета дома № 35 категорически против установки в принципе какого- либо сооружения на данном участке их придомовой территории. Тем более, что люди уверены - здесь будет какая-нибудь «разливайка».
Противостояние между жителями и предпринимателем проходит весьма бурно - на место будущего строительства уже несколько раз вызывали милицию. Чем закончится конфликт пока не понятно, зато вполне понятно с чего он начался - с подписи чиновника.
Подобных случаев в Николаеве огромное количество. Если проследить историю появления каждой из тысяч будок, установленных в Николаеве, то получится один и тот же сюжет - кто-то где-то «не совсем разрешил», кто-то закрыл на это глаза, кто-то, не глядя, поставил подпись или поднял руку на сессии. Меняются адреса и фамилии заказчиков, названия предприятий и прописанное в официальных документах предназначение будущего сооружения, но результат остается тот же - количество различных халабуд на улицах Николаева растет изо дня в день. Никто уже не вспоминает ни о красных линиях, ни о придомовых территориях или зеленых зонах, ни о пешеходных дорожках - все ставят, ставят, ставят...
Все это - с одобрения и под «чутким руководством» мэра Владимира Чайки. Не смотря на то, что Владимир Дмитриевич в последнее время очень любит говорить, что у него «всего один голос, а у депутатов - девяносто», именно в подчинении мэра находится тот самый чиновничий аппарат, представители которого каждый день будто на ксероксе штампуют разрешения на установку все новых и новых будок.
На минувшую сессию городского совета готовился проект решения, предусматривающий размещение более 100 новых киосков и ларьков, торговых павильонов и целых комплексов. Депутаты решение пока не приняли, но и не отменили, всего лишь перенесли. А это значит, что на следующей сессии эти киоски согласуют. Возможно не все, но большинство - наверняка. Почему? Да потому что за каждый из этих киосков и на каждом этапе согласований кто-то уже получил «благодарность», «подношение», «взятку» - называйте как угодно. Предпринимателей, кстати, тоже можно понять - не они устанавливали эти правила, но именно им приходится по ним играть.
Вот и получается, что диагноз Николаеву все же можно поставить: болезнь нашего города - это жадность и алчность чиновников. Только так можно пояснить те подписи и согласования под абсурдными и нелепыми проектами и землеотводами. Можно ли вылечить подобное заболевание? Вряд ли. Здесь нужно оперативное вмешательство, причем немедленно. А иначе - летальный исход...
P.S.
Во вторник, 6 сентября, к дому №1 по улице Дунаева подогнали автовышку и самосвал.. Часть улицы отгородили лентой - и начали пилить деревья. На этот раз ушлые «предприниматели» были готовы к войне с жителями «на все сто» - охранять уничтожение деревьев вместе с ними прибыли десяток охранников фирмы «Дайм сервис» - кстати, той самой, которая охраняет Чайку в горисполкоме. Здесь же был и местный участковый. Под присмотром вышеуказанных лиц одна за другой на землю падали срезанные зеленые ветки абсолютно здоровых, раскидистых шелковиц.
Представители застройщика в цветных гавайских рубашках и с толстыми золотыми цепями на шеях довольно кивали головами, а всем интересующимся показывали акт № 247к на снос двух деревьев «в связи с размещением малых архитектурных форм», подписанный пользующимся совершенно определенной славой среди предпринимателей заместителем начальника управления по охране окружающей среды Корчаговым.
Было видно, что все эти люди - и хозяева будущих будок, и охранники, и даже участковый - дуют в одну дуду.
Единственным, кто внес диссонанс в слаженный механизм уничтожения деревьев, стал прибывший по звонку жителей сотрудник госавтоинспекции. Он поинтересовался на каком основании и с чьего разрешения «лесорубы» перекрыли движение улице Рюмина, затем велел снять ленты ограждения. В комментарии нашему корреспонденту капитан ГАИ пояснил, что единственное нарушение со стороны застройщиков - это незаконное перекрытие движения по проезжей части и тротуара, за что на них будет составлен протокол об административном правонарушении. Что касается установки здесь киосков, то, согласование с ГАИ, в соответствии с новым законодательством, уже не требуется. По поводу нарушения постановления кабмина о том, что никакие сооружения не могут находится ближе, чем в 5 метрах от проезжей части, наш собеседник ответил просто: «Спрашивайте у Бондаря (главный архитектор Николаева - прим. авт.), который выдал разрешение».
Что касается самих будущих владельцев киосков на этом месте, то их логика тоже ясна.
- А вы посмотрите вокруг - тут же везде стоят киоски и прилавки. Так почему наши не могут стоять? - ответил вопросом на вопрос нашего корреспондента один из будущих киосковладельцев.
По словам жителей, они намерены бороться до конца - на 7 сентября записались на прием к мэру Чайке.
Наивные - нашли у кого правду искать.