Втроем на 18 тысяч или Как работается оперу в ОКМДД

08.07.2012 в 11:50
Втроем на 18 тысяч или Как работается оперу в ОКМДД

Втроем на 18 тысяч или Как работается оперу в ОКМДД

Сергей Гиждеван — старший оперуполномоченный отдела криминальной милиции по делам детей Корабельного РО НГУ УМВД Украины в Николаевской области. Он - не коренной николаевец, родом из г. Нижнеудинска Иркутской области. В наш город судьба забросила парня еще подростком — сюда в 1987 году направили служить его отца, кадрового офицера. Так вся семья Гиждеван, в которой Сережа был самым младшим из четверых (!) детей, и оказалась в Николаеве.  


Затем была школа, потом — лицей, после — учеба в вузе. Сначала Сергей закончил Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, позже — Луганский университет внутренних дел.


Накануне 17-й годовщины КМДД, которую отмечают 8 июля, мы встретились с Сергеем для разговора.



- Сергей, скажите, почему свой выбор Вы остановили на службе в милиции?


-Ну, как сказать. Просто я из семьи военных, - отец всю жизнь отдал армии, два старших брата тоже продолжительное время служили в десантных войсках. Как многим пацанам, мне очень нравилась форма...А после ухода из армии мой старший брат уехал в Россию, где стал милиционером. Он был начальником УБОПа, на пенсию ушел в звании полковника. Очевидно, поэтому я тоже решил связать свою жизнь с милицией.



- А как давно Вы в правоохранительной системе?


- С 2008 года. Начинал свою карьеру в Корабельном райотделе милиции в ОКМДД, потом год проработал в Жовтневом РО УМВД в Николаевской области, а в ноябре 2011 -го опять вернулся в Корабельный РО НГУ УМВД Украины в Николаевской области. 



Тяжело ли было вначале?



- Да, очень тяжело. Ведь работа в криминальной милиции по делам детей — это очень ответственная работа. Тут надо быть и психологом, и педагогом, уметь находить индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему, а уж к тем, кто имеет склонность к правонарушениям, - и подавно.


Среди опытных и так сказать «прожженых» оперов я изначально чувствовал себя вообще непонятно кем, боялся где-то ошибиться....В общем, было нелегко. Никаких поблажек на молодость никто не делал. Вопрос стоял жестко: пришел работать — работай. И скажу честно: сейчас я очень и очень благодарен своим наставникам! Особенно тем, с которыми я работал первоночально в отделении. Это Гаевский Артур Валентинович, Игорь Викторович Торопенко, Виктор Владимирович Лопушанский, Светлана Сергеевна Мордвинова.



Помню, был у меня один «подопечный», который очень гордился своими выходками. Проходил у нас по грабежу. Три недели я за ним гонялся, пока не поймал. Когда поступила информация, что этот паренек находится там-то и там-то, мы приехали по адресу вместе с начальником отделения Гаевским. Артур Валентинович остался на улице, а я поднялся в дом один. Захожу - вижу стоит этот несовершеннолетний «герой», на две головы выше меня, кривиться в ухмылке и ноль внимания на мои требования. Пришлось повозиться...



- Вы что — дрались?!



- Как сказать. Этот парень начал оказывать сопротивление, размахивать кулаками...Ну, мне и пришлось вспомнить навыки, приобретенные во время занятий вольной борьбой и дзюдо в спортшколе «Динамо». Впоследствии выяснилось, что за этим «героем» числилось еще три грабежа, две кражи и разбойное нападение.



- В таком юном возрасте — и столько «подвигов»?



- Дело в том, что психология детских преступлений много в чем отличается от взрослых. Несовершеннолетний, как правило, особо не задумывается о последствиях своих поступков. Особенно, если находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Им в этот момент движет инстинкт и желание продемонстрировать свою «крутизну», но при этом в уме он держит мысль, что, дескать, я малолетка, и мне все сойдет с рук. Сами понимаете — это мнение ошибочно. Несовершеннолетние очень хорошо знают про свои права, но далеко не каждый — про свои обязанности. Вот и приходится им все объяснять, чтоб не чудили.



- В чем — чудеса?


- Например, в последнее время среди несовершенолетних пошла сейчас такая мода — кроме правонарушений, они идут на совершение имущественных преступлений. Причем, делают это нагло, открыто, ничего не боясь, даже зная о плачевных последствиях!



- В чем, по-вашему мнению, причины этой “моды”? Из-за недостаточного воспитания в семье, в школе, в ненадлежащей профилактической работе? Или же это черта, присущая нынешнему «обезбашенному поколению», насмотревшегося всяких фильмов?



- Я не думаю, что в этом на все 100 % виноваты семья или школа. В последнее время все чаще встречаются случаи, когда «чудят» детки из вполне благополучных семей, с нормальными родителями. Парадокс, да, но это так. И я думаю, что причина этих «чудес» со стороны несовершеннолетних в большинстве случаев кроется в их окружении. К слову, сейчас очень многие из несовершеннолетних увлекаются «дружбой» со старшими товарищами, имеющими криминальный опыт. И не замечают, как сами втягиваются в этот омут.


- Почему так происходит, как Вы считаете?


Они видят в них авторитетов, «супер-героев», которых в упор не желают видеть среди своих ровесников и не находят среди родных и близких людей. Иными словами, ими движет все то же желание приобщиться к «крутому» миру, в котором у их кумиров и крутые «тачки», и деньги, и жизнь, полная ярких, захватывающих приключений. О том, чем она бывает чревата, дети, как правило, даже думать не хотят. А их «кумиров» это только тешит, ведь им ничего не стоит запудрить мозги подростку, внушить, какой он герой, умница, у которого такой влиятельный «покровитель», который всегда подскажет, поможет, направит, куда следует. Только вот беда — направляют зачастую туда, откуда подростку самостоятельно выбраться весьма и весьма проблематично. Практически всегда этот путь ведет к преступлению, и подросток неизбежно сталкивается с законом. В таком случае сотруднику КМДД необходимо запасаться недюжинным терпением, чтобы помочь словом, советом заблудшему ребенку осознать совершенные им поступки и направить на путь истины.


- В настоящее время сколько детей находится у вас на учете?



- 25 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 11 до 18 лет. То есть, за различные виды пре ступлений и правонарушений. Много это или мало? Судите сами — в Корабельном районе, по статистике, 18 тысяч несовершеннолетних. Из них на учете в криминальной милиции — 32. При этом в нашем ОКМДД — три сотрудника: майор милиции – Мардасов Сергей Алексеевич, ст. лейтенант милиции Баранчук Николай Владимирович и я. Два старших опера и начальник.


К слову, мы занимаемся не только детьми, наше подразделение входит в оперативный блок. Мы можем раскрывать любое преступление.



- Много ли детей, состоящих на учете в КМДД, повторно совершают преступления?



- Три-четыре, до пяти человек, не более. И на мой взгляд, причиной этому является не недостаточная профилактическая работа, а выбор самого несовершеннолетнего. Я считаю, что если человек осознанно встал на этот скользкий путь, его не остановит ни профилактика, ни степень наказания. Тревожит еще и другое — если раньше дети шли на совершение преступлений в возрасте примерно от 15 до 18 лет, то сейчас — уже с 10 -ти до 16.


Наиболее распространенные преступления, которые они совершают, это кражи продуктов питания, сигарет, мобильных телефонов.



- Известны ли Вам случаи, когда подростки, получившие реальные сроки, исправлялись, кардинально меняли свою жизнь в лучшую сторону?



- Об этом можно говорить часами. Уголовная ответственность предусматривает определенные стадии как Уголовно кодекса так и криминально-процессуального. Наказания бывают разные. Все зависит от степени тяжести совершенного ребенком преступления. И в большинстве случав - это не наказание в виде лишения свободы. Есть варианты отправки ребенка или в школу социальной реабилитации, либо в специальное учереждение. Ведь несовершеннолетний — это особенный субъект. Он ребенок. До 18 лет у нас все дети. При вынесении приговора учитываются многие факторы, в том числе, и сколько раз он совершил то или иное преступление, какие характеристики у него в школе, какой круг общения, чем занимается в свободное время и т.д. За 4 года моей работы в криминальной милиции десять несовершеннолетних получили реальные сроки в виде лишения свободы. За тяжкие и особо тяжкие преступления - убийства, разбойные нападения, кражи, угон автотранспортного средства,грабежи, в том числе и совершенные повторно. Так вот, четверо из этой десятки раскаялись и действительно образумились, ведут нормальный образ жизни, а о своем горьком опыте вспоминают как о дурном сне.


- Как Вы относитесь к тому, что сейчас на улице, в общественных местах нередко можно увидеть подростков, которые открыто пьют пиво, курят?


Вы знаете, подобные картины сейчас я вижу довольно редко. А хожу по территории со своими колегами - много и часто, поверьте! Нынче наметилась другая тенденция! Не знаю, как в других районах города, но в Корабельном мы наблюдаем настоящий спортивный бум — подростки стали бросать курить, пить, активно заниматься спортом. И это очень радует.


- Что самое сложное в вашей работе?


- Я бы сказал, что это ненормированный рабочий график (смеется), но я же сам выбрал эту работу, привык. А по большому счету, скажу так: тот, кто прошел службу в КМДД, тот сможет работать в любом подразделении правоохранительной системы.



- Спасибо за беседу и удачи Вам в вашей работе!

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив