Владимир Коренюгин: «Я - человек Круглова...». Часть 1

13.08.2013 в 11:55
Владимир Коренюгин: «Я - человек Круглова...». Часть 1

Владимир Коренюгин: «Я - человек Круглова...». Часть 1

Владимир Коренюгин не готовился стать мэром Николаева. В течение последних семи лет он занимал должность секретаря городского совета: депутаты, сессии, подготовка решений, конфликты, компромиссы... Со всем этим Владимир Иванович справлялся успешно, заработав репутацию бессеребренника, человека хотя и прямолинейного, но мудрого и способного на компромисс. Так бы оно и было дальше, если бы не смерть Владимира Чайки. Трагическая судьба Владимира Дмитриевича перевернула и жизнь Владимира Коренюгина: неожиданно для себя он оказался в кресле городского головы.


И — вопреки пессимистическим прогнозам скептиков — не наступил хаос, городское хозяйство не рухнуло. Оказалось, что не готовившийся к должности мэра Коренюгин успешно справляется со всеми мэрскими обязанностями. Конечно, он не стол ярок, как Чайка, не столь дипломатичен и гибок. Однако, город живет обычной жизнью — не лучше, но и не хуже, чем раньше.


О том, что было наиболее сложным на начальных этапах работы в должности и. о. городского головы, о механизмах принятия решений в горисполкоме, о взаимоотношении мэра и губернатора, об архитектуре, предстоящих выборах, а также о том, что такое «депелипасизация» читателям «Новостей-N» рассказывает Владимир Коренюгин.

 

 



«Члены исполкома тоже люди, и часто лоббируют свои вопросы…»

 

 

- Владимир Иванович, в силу сложившихся обстоятельств вот уже 5 месяцев вы исполняете обязанности городского головы. Что оказалось для вас самым сложным в этом качестве? Самым неожиданным?


- Неожиданной была, безусловно, сама ситуация – я не ожидал, что cудьба Владимира Дмитриевича сложится так трагически. Тем более, что 2 марта - в день его смерти! - мы с двенадцати до половины третьего сидели в его кабинете, обсуждали текущие вопросы. Он выглядел бодрым, энергичным, был полон планов на будущее — затронул даже тему выборов 2015 года! Ничто не указывало на трагический исход, случившийся буквально через несколько часов.


Безусловно, одно дело быть секретарем горсовета, координировать деятельность совета, депутатов, депутатских комиссий, отстаивать интересы депутатов, перед тем же горисполкомом и мэром. И совершенно другое дело, когда ты выполняешь обязанности мэра.


Раньше в каких-то конфликтных и сложных ситуациях было проще – я всегда мог прикрыться Чайкой: «Вот есть мэр. Окончательное решение принимает он. Ответственность также несет он».


Я работы не боюсь – в жизни большой путь прошел: и руководителя, и хозяйственника. Но это совсем другое, когда ты отвечаешь за все направления хозяйственной деятельности города. Я благодарен замам, которые есть… Но в итоге за все приходиться отвечать первому лицу. Самое сложное сегодня психологически привыкнуть, что ты отвечаешь за всю эту машину, весь этот город. И кто бы какую ошибку ни совершил – все равно ругать будут тебя.


Хотя кресло, как вы видите, я не менял. Я как сидел, так и сижу в кабинете секретаря горсовета. И табличку тоже на дверях не менял, потому что все в жизни приходящее, а моральные принципы должны оставаться.


- В 2010 году формирование исполкома отдали на «откуп» городскому голове Владимиру Чайке. Теперь вам приходиться работать с тем составом, который есть. Вас все устраивает?


- Нельзя говорить так, что все было отдано на «откуп» Владимиру Дмитриевичу. Безусловно, его мнение учитывалось, в определенной степени оно превалировало. Но, я напомню, по закону состав исполкома утверждается на сессии городского совета. Поэтому, я думаю, если брать сегодня обвинения в качественном состоянии исполкома, то они должны быть не только к Владимиру Дмитриевичу, а и ко всему совету, который принимал это решение.


- Лично вас устраивает нынешний состав исполкома?


- Я не хотел бы называть какие-то фамилии. Во-первых, я только пять месяцев руковожу исполкомом. Во-вторых, много людей я знаю, часто с ними сталкивался – я ведь тоже член исполкома второго созыва. Но мне бы хотелось от них больше работоспособности: и в вопросах присутствия на исполкомах, и в работе постоянных комиссий.


- Не кажется ли вам, что исполком превращается в какую-то формальную структуру, где все решения известны заранее? Никаких дискуссий, разных точек зрения, все лениво поднимают руки...


- Есть четко регламентированные и законом оговоренные вопросы, которые рассматривает исполком. Есть вопросы, которые на сегодняшний день нельзя решить: выдать документы на руки, решить вопрос по человеку или по объекту, если нет решения горисполкома. Все члены исполкома получают документы заранее. Они могут ознакомиться. Если есть вопросы – поднимают руку, говорят. Если сегодня представитель района, Ленинского допустим, начнет зачитывать все 40-45 дел, то мы исполком закончим только через месяц-полтора.


Только два или три решения исполкома оспорила прокуратура, как незаконные. То есть, достаточно качественно люди готовят документы. Проблема явки, я уже говорил, существует. И я согласен, что неправильно, когда за тридцать минут прогоняется восемьдесят вопросов.


- Часто можно наблюдать, как на заседаниях исполкома продвигаются «шкурные» вопросы. Например, без вопросов так или иначе касающихся Алексея Пелипаса практически не проходит ни один исполком. Это уже стало системой?


- Вот вы говорите «шкурничество», а есть такое слово «лоббировать». Да, есть лоббирование. А почему в депутаты идут? Не для лоббирования? В этом нет ничего страшного, ничего крамольного. Во всем мире такая практика – идут для лоббирования каких-то вопросов. Члены исполкома тоже люди, и часто лоббируют свои вопросы. Хотя я не сказал бы, что на исполкоме это так сильно видно. На сессии виднее, чем на исполкоме.


Что касается Пелипаса, то я не собираюсь его оправдывать – в свое время я был против того, чтобы Алик стал членом исполкома. Но согласен, что он немного больше, чем другие лоббирует свои вопросы. Как лоббирует? Подготовленный идет – все остальные молчат.


- В частной беседе один из депутатов горсовета так сформулировал одну из главных задач будущего мэра – «депелипасизация» горисполкома. Вы согласны с такой постановкой вопроса?


- На сто процентов согласен. Он пытался пару раз прийти ко мне. Я ему сказал: «Алик, у меня нет с тобой общих тем. Если у тебя есть какие-то вопросы, связанные с бизнесом и все остальное – решай их через управления».


Я не знаю, будет ли новый мэр рекомендовать его в состав исполкома. Но я всем службам нашим дал указание – Пелипас такой же гражданин Николаева, как все остальные. Принес какие-то документы, стоит в очереди пять человек, значит он должен быть шестым. Никаких льгот, по сравнению с остальными, у Алика сегодня нет. Я не идеалист – я понимаю, что где-то все равно остались связи — какой-то остаточный синдром. Не Пелипас сам по себе виноват — виноваты мы все, что дали ему возможность стать тем Аликом Пелипасом, которым он сегодня есть.

 




«На сегодня важно разгрузить архитектуру города...»



- Одной из самых острых проблем является архитектурный облик города. В последнее время основными городскими «архитектурными элементами» стали рекламные щиты, временные конструкции, будки, пивные палатки и так далее. Вопрос о демонтаже этих незаконных будок «муссируется» еще с 2010 года. Однако, реально в месяц демонтируется 3-5 будок. Почему процесс демонтажа такой медленный? Действительно все упирается только в средства? Или же, как вы говорили, кто-то лоббирует свои интересы? Кумовья, зятья и так далее…


- Кто-то лоббирует свои интересы, а иногда и вы – пресса – подыгрываете этому. Чуть что пытаемся сделать - сразу даете по рукам. Как было во время сноса киоска на Советской — такой шум подняли: «Несчастную беременную женщину обижают! Отнимают последний кусок хлеба!». А у нее этих киосков штук восемь — и только один оформлен. Это последний кусок хлеба?


Следующий момент: а кто сегодня подключил все эти киоски к электроэнергии? Если у него нет разрешения на установку киоска, если у него нет разрешения на землю под киоском, если у него нет разрешения на торговлю? А у него подключена электроэнергия. Кто это сделал? «Облэнерго» – это не город, не городская структура.


Да, работа ведется слабо. У нас где-то 800 киосков, которые мы насчитали, хотя эта цифра не стабильна, плавающая.


Есть еще один момент: стоят незаконные киоски возле автовокзала, рядом стоят оформленные. Снимаются незаконные киоски, грузятся, увозятся. А через день лежит заявление на установку официальных киосков. А нам на сегодня не столько даже важно убрать киоск, сколько разгрузить архитектуру города, чтобы город был похож на город. Конечно, четко и жестко должна работать законодательная база. Если она есть и работает, то тогда ни за один день, месяц, год, но потихоньку мы вышли бы из этой коллизии.


- Вы встречались с группой предпринимателей, чьи незаконные киоски демонтировали. Вы о чем-то договорились? Нашли взаимопонимание с ними?


- Они жаловались на то, как им сложно оформлять документы, как «решалы» предлагают им решить все вопросы за сутки и так далее. По всем их жалобам мы будем разбираться. Но незаконные будки мы сносили и дальше будем сносить. Только договорились, что как минимум за сутки предпринимателей будут предупреждать о демонтаже, чтобы они успели все убрать из своих киосков.


- На прошлой сессии не хватило голосов для отказа продления срока аренды земли под строительство многоэтажного жилого дома фирмой Анатолия Чайки. На решение следующей сессии снова выносится такой же вопрос. Какую-то личную позицию по этому вопросу отстаивать будете?


- Диктовать ее никому не буду. Я ее озвучил на прошлой сессии. Я считаю, что нецелесообразно там размещение этого дома. Почему не проголосовали? Не потому что лоббировали или коррумпировали, или еще что-то. Часть депутатов глубоко не вникла в конфликт, который там произошел между людьми и застройщиками. Кто бы там что сегодня не говорил, а к Владимиру Дмитриевичу относились с уважением — некоторые не голосовали именно поэтому. Мы совсем забыли, что есть такое чувство, как благодарность, и его нужно учитывать. Хотя, слава Богу, что не проголосовали.


- Почему?


- Мы не дали ему возможности этим решением подать в суд. Что суд будет рассматривать? Решения же нет.


В ситуации с Анатолием Дмитриевичем Чайкой мы нарвались на законодательную коллизию. Да, строительной фирме Анатолия Чайки была выделена та земля по всем строительным нормам. Выделена была очень давно. Он затянул, не осваивал, ничего не делал. За это время появился документ, который определяет обязательное проведение общественных слушаний. Кинулись - а общественные слушания против.


- Мы говорили о незаконных объектах, но есть сооружения, которые функционируют на вполне законных основаниях — и при этому уродуют город. В качестве примера можно взять три перекрестка на проспекте Ленина: с улицами Комсомольской, Садовой, Советской. Все три были благоустроены, там были небольшие скверы. Сейчас они фактически превращены в какие-то барахолки. Это целенаправленная политика по уничтожению благоустроенных уголков города, или случайно так получилось? И имена мелькают все те же: Пелипас, Дюмин.


- Я не скажу, что это получилось случайно. Понятно, что кто-то лоббировал, кто-то был заинтересован. Кто-то, как бизнесмен, считает это своим бизнесом. Я бы и сам хотел, чтобы это все было как-то европеизировано, чтобы были хотя бы торговые зоны. Но что, рынок на Комсомольской появился сегодня? Я помню еще до Чайки, мэр Олейник пытался его закрыть.


-Когда-то была идея возле рынка «Украина» на ул. Комсомольской благоустроить муниципальный рынок для тех бабушек, которые торгуют на тротуаре картофелем, зеленью и так далее. Будет ли эта идея все-таки реализована?


-Роман Васюков выступал как инициатор создания такого рынка. После Дня города мы выделим небольшую сумму, чтобы заасфальтировать тот участок тротуара, где эти люди торгуют. И думаем поставить навесы из поликарбоната: и какая-никакая защита будет от погодных условий, и внешний вид улучшится.


- Закономерно мы подошли к общему вопросу архитектурного облика города. Палатки, будки, рынки – они разных цветов, разных размеров – жалкое зрелище. Нет единого архитектурного проекта. Может есть смысл обратиться к опыту России, где органы местного самоуправления сейчас интенсивно создают единый городской архитектурно-строительный комплекс, и начинают еще с этапа проектирования?


- Нельзя брать городу все. Тянуть столько на себя – это просто невозможно. Есть градостроительный совет, который ежемесячно собирается и рассматривает текущую ситуацию по строительству.


Я отдаю должное, Чайка в свое время (и Гайдаржи там активно участвовал) остановочные павильоны привел к единому виду: есть форма, шрифт, надпись – есть уже, так сказать, культура остановочного павильона. На все остальное – нет законодательной базы. Вот мы бьемся головой об стенку, но не можем принять правила размещения рекламы. Прокуратура их опротестовывает.


Я не собираюсь оправдываться. Есть серьезный прокол у власти, и у меня, как нынешнего руководителя, и замов, что у нас не хватает энергии, силы воли, денег. Я был в Белоруссии – там в этом отношении есть государственная законодательная база. Там градостроительный совет свои рамки создал.


- Зачем вообще нужны биллборды? Какая от них польза городу? Вы можете сказать, сколько город с одного щита получает в бюджет?


- Не могу за каждый щит сказать. Есть нормативы, по которым они платят. У нас ситуация такая – нам нужен четко установленный закон, в соответствии с которым мы могли бы сказать – это нельзя, это можно. Это первое. Второе: срезали мы биллборды. Хозяин подает в суд и мы должны ему возместить за незаконный демонтаж. Так он же незаконно установлен! То есть, очень много коллизий.



«Ходил к Круглову — и буду ходить!...»

 

 

- Существует мнение, что любые важные решение вы согласовываете с председателем Николаевской ОГА Николаем Кругловым. Это действительно так?


- Круглов не просто губернатор – это представитель Президента в Николаеве. Это власть, через которую идет финансирование, субсидии, субвенции… Мы не можем, не согласовывая с ними, принимать важные решения. Как я обойдусь без облгосадминистрации? Как я обойдусь без Круглова? Взять хотя бы такой пример: у нас сегодня проблема с кладбищем. Одно закрыто, Балабановское тоже года через полтора нужно будет закрывать. Нам сегодня нужно решить вопрос по отведению земли, которая принадлежит воинской части, которая практически не используется под полигон – это 200 гектаров земли в Капустяной Балке. А Министерство обороны не хочет. Кто этот вопрос в области может решить? Только представитель Президента.


Когда к власти пришла Тимошенко, Президентом стал Ющенко — надо было в течение суток отказаться от «регионалов» и заявить об этом громогласно – тогда тебя оставят при должности. Я тогда отказался это делать. Меня за сутки просто вышвырнули из налоговой, где я работал. И команда по государственным органам пошла никуда не брать. Я одиннадцать месяцев стоял на бирже труда. Так вот Круглов – единственный, кто меня поддержал, и я пошел на руководителя городского штаба избирательного. Мы 45 голосов получили в городском совете. Я стал секретарем горсовета. Кстати, Владимир Дмитриевич не хотел меня секретарем горсовета - у него свои мысли были. Николай Петрович его сумел убедить...


Когда с Чайкой только произошла трагедия — я же помню, как в прессе несколько дней писали, что Коренюгин человек Круглова. Да, я человек Круглова. Не скрывал и не скрываю этого. Но вопрос стоит в другом. Не может на сегодняшний день городская инфраструктура сама по себе жить отдельно, вне области. Ходил к нему и буду ходить. Это не преклонение – это прежде всего желание нормально решать вопросы.

 


- Какое влияние имеет семья Чайки сегодня?


- Пока я здесь, я не дам в обиду семью Чайки. Есть память о человеке. Это первое. Второе: да, определенное влияние семьи было. Может Дмитриевич виноват в том, что он достаточно мягким к семье был. Я видел Толю, брата его, в некоторых ситуациях жизненных, когда он его (Владимира Дмитриевича – прим.авт.) просто задавливал. Причина была еще и та, что он старший был, и он постоянно младших тянул за собой, помогал им.


За Алика я уже сказал. Приведу пример, чтобы не быть голословным. Ушел руководитель «Николаевкоммунтранса» Дмитрий Шпунтов. Пытался Пелипас своего человека сюда поставить. Так вот, я не знаю деловых качеств этого человека, но я его не пропустил только потому, что его предложил Алик. Назначили депутата горсовета Мостового.



Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив