В джунглях мультимедийного мира

16.06.2010 в 11:34

«… В галерее «Глобус» — Рустам Мирзоев, юноша из города Николаева. Но вряд ли стоит искать в Мирзоеве какой-нибудь николаевской аутентичности. Мирзоев, напротив, готов служить примером того, что современное искусство — оно везде современное искусство. Гиперреалистичная, живопись, сделанная под рекламно-эффектную фотографию, к вящему эффекту еще и размазанная. В смысле технологий — нехитрый фокус: из фотографии сделать живопись…


В Киеве последнее время Мирзоев выставляется стабильно, появляется в Москве, а теперь вот и в Петербурге - этот николаевский экспресс. Он когда-то жил здесь, поступал и вроде даже поступил в Репинку, только там-де «инозэмцю» заломили такую плату за обучение, что тот предпочел ретироваться. Новая серия Мирзоева, по части беззаботности и рассеянной дольче-виты, прежним сериям уступает. Мирзоев как будто бросил среднестатистический гламур… Впрочем, тут все для виду, чтобы журналистам лапшу на уши вешать…


(Саша Иорданов. Рецензия на выставку Рустама Мирзоева «Чорнi ляльки» в Санки-Петербурге. Афиша. www.afisha.ru/exhibition/)


Николаевский живописец Рустам Мирзоев – явление в изобразительном искусстве всего постсоветского пространства. Напряженно трудится - 23 выставки за восемь лет работы. География вернисажей обширна: Николаев, Одесса, Москва, Киев, Запорожье, Limassol (Кипр). На арт-сайтах, в печатных изданиях СМИ накопилась библиотека из 200 статей и рецензий на его творчество. Критики разошлись в два разных лагеря: одни отчаянно «ругают» художника, другие - отчаянно «хвалят». Нейтрального толкования нет.


Что заставляет профессионалов впадать в крайности при оценке творчества Мирзоева? Почему до сих пор нет ни одной взвешенной рецензии на его картины?


Думается, что ответы на эти вопросы можно получить в когнитивной психологии – науке, изучающей процессы человеческого сознания, связанные с вопросами памяти, внимания, логического мышления и чувственного воображения.


Проще говоря, сначала нужно разобраться со зрителем, а потом уже с художником. Препарировать зрителя – дело неблагодарное. Он любит обижаться.


 


Нужен зритель

 


Рустаму Мирзоеву 36 лет. Родился и вырос в Николаеве. В 1993 году закончил Крымское художественное училище им. Самокиша. В 2000-м принят в Союз художников Украины. Сегодня он член правления Николаевской областной организации этого союза.


Его творческая биография – только фон проблемы, которую можно обозначить логической парой «художник-зритель».


Годы жизни художника выпали на бурное время перемен. Когда поколение Рустама Мирзоева пошло в первый класс, то калькулятор был еще очень дорогой игрушкой. Делить и умножать цифры их учили «в столбик». На уроках литературы заставляли зубрить отрывки из «Войны и мира», читать непонятного в 9 классе Достоевского и скучного Серафимовича - в 10-м.


В эфире - радиостанция «Маяк» и два тоскливых телеканала. Затем настали времена Горбачева, гласности и… диссидентской литературы - сначала в толстых журналах, а потом и в книгах. Это последнее «читающее поколение» в СССР. «Последние могикане», которые привыкли генерировать художественные образы с книжного текста. Они читали «Детей Арбата» Анатолия Рыбакова и «вживую» представляли хмурые московские дворы, ощущали «животный страх» непредсказуемого ареста. Следующее поколение будущих зрителей получало эти образы уже в виде готового блюда, через видео, теле - и Интернет коммуникации. Чтение текста с монитора укрепляет тактильно-пространственный интеллект и помогает отслеживать множество сигналов одновременно, но… постепенно атрофирует воображение и чувственное восприятие мира.


Рустам Мирзоев вырос и состоялся в эпоху перемен. У него сохранилось «под ногтями» мощная способность генерировать художественные образы с любых текстов, и… одновременно появилось умение быстро пропускать разрозненную информации через себя. В подкорке кратковременной памяти живописца такие объемные картинки не выбрасываются, как у тех, кто постоянно чатится в Интернете, они ждут своей реализации в конечном продукте – на холсте. В этом особенность творческого мышления художника.

 

Его работы беспричинно тревожат всех. Эта беспричинность раздражает и заставляет критиков «разбегаться» на полярные оценки. Они морщат лоб, прячут свою беспомощность за сложными искусствоведческими терминами. Вот рабочая цитата из такой критики: «… От живописи Мирзоева веет филантропией и оптимизмом. Также прослеживается тяга к поп-артовской тематике и жесткости «нового реализма», но эти симпатии артист приспосабливает к своей концепции fine art – с помощью старых методов создать если не что-то новое, то, по крайней мере, вызвать у зрителя другого рода эмоции. Его кадры – не застывшие рекламные постеры, и не вещи-сами-по-себе, а скорость, звуки, вспышки и взгляды, перенесенные из жизни в ту плоскость, где они обретают некий потусторонний подтекст…». Ни убавить, ни прибавить. Нужен новый зритель. А где его взять? – Он не появится, пока не появится новая критика.

 


Новый зритель



В корабельном крае Рустаму Мирзоеву легче, чем в «жестком» Питере или рафинированной Москве. Здесь другая художественная среда, которая не выносит конъюнктурной фальши, и имеет особые эстетические традиции. В Николаеве нет условий для появления своего Никоса Сафронова с империей подмастерьев. Военный гарнизон инстинктивно отвергает столичный гламур и не хочет воспринимать крайний абстракционизм. Здесь популярно все честное.


Два года назад Рустам совершил поступок: по заказу фирмы «Наутилус» он расписал фасад офисного здания, которое находится на Никольской, прямо напротив Русского художественного театра. Сюжет замечательный: на верхнем плане – зависла громадная подводная лодка, внизу мужчины и женщины, подняв головы, смотрят на корабль. «Какой красивый дирижабль! – показала мне на стену знакомая журналистка из Одессы. – Это не дирижабль, это подводная лодка. – А почему люди вверх смотрят? – Потому, что мы живем на дне».


Метафоричность картин Рустама Мирзоева очень хорошо воспринимается николаевцами. Его не совсем понимают те, кому за сорок, и не совсем - кому за двадцать. Это «не совсем» - возникает из-за лени совершать эмоциональную работу.


В 2007 году в галерее на Спасской, 45, прошла его выставка «Полуденный маршрут». Вернисаж вызвал целую бурю полярных отзывов в прессе. Десять картин – десять последовательных эпизодов о трамвайном вагоне. Наш Николаевский трамвай № 2057, выкрашенный в тревожный красный цвет. Таких агрессивных трамваев сейчас уже нет. Крупным планом открытые и закрытые двери… ноги… люди заходят и выходят. Лето, корабельное пекло, потные тела. Полуденный маршрут трудового города.


Это почти кино, которое заворожило всех. Двадцатилетних - своим комфортным мультимедийным восприятием, сорокалетних – ностальгической тактильностью о «прелестях» перемещения в потном трамвае с Центрального рынка до Старого Водопоя.


Творчество Рустама Мирзоева чувственно объединяет разных людей: и тех, кто привык генерировать художественные образы «с книги» (до сих пор далек от компьютера), и тех, кто сегодня не вылазит из сети. Это мостик между поколениями, таблетка против вечного конфликта отцов и детей. Живописец сам формирует свою новую зрительскую аудиторию. Он опережает критиков, вызывая раздражение. Мотив раздражения - в грозном окрике: «Нельзя меняться так часто!.. Нельзя экспериментировать против правил!..».

 


Через «мост»



Мирзоев экспериментирует с тематикой, стилем, композицией, цветом и светом, со всеми профессиональными инструментами художника. Единственная табуированная зона для экспериментов - нравственная мировоззренческая позиция. Это делает искусство живописца цельным и… честным. В корабельном крае стихийно приветствуется такой подход.


В 2009 году в галерее на Спасской, 45 открылась его выставка, посвященная 220-летию Николаева. Полтора десятка работ, выполненных в монохромной живописи. Виды улиц Адмиральской, Советской, Московской, БАМа. Безупречная композиция картин и… опять поначалу всем как-то не уютно, зрителям вновь нужно было совершать эмоциональную работу.


Это не современный Николаев, это город тридцатилетней давности. Он такой же одноцветный, как послевоенный советский ширпотреб. Здесь краски не нужны, они будут только мешать восприятию.


Серый город середины прошлого века. Он близок тинейджерам, которые знают о нем из рассказов родителей, и людям пожилым. Недавняя история вновь объединяет разновозрастную публику, появляется незримый контакт поколений. Этот мост между «отцами» и «детьми» преодолевают не все. Кто ленится – тот раздражается.


Мы с Рустамом сидим у него в мастерской и рассматриваем эскизы к новым работам. Он художник «молодой» и потому мастерская совсем маленькая. Окна лоджии выходят на Инженерную, шум автомобилей с проспекта Ленина не дает сосредоточиться.


- Я привык к грохоту. - Вытаскивает новый эскиз, протягивает через стол. – Тишина расслабляет и клонит в сон.


- Хм, а шум мотора и выхлопная труба бодрит? – Рассматриваю набросок. Ничего нельзя понять. Я дилетант и не могу определить конечный замысел художника. Делаю умное лицо и возвращаю лист. – Давай следующий.


- Тут единая тематика, можно все не смотреть. – Роется и протягивает новый рисунок. – Вот, пожалуй, это.


Портрет женщины со спины. Оборот в полупрофиль и сигарета с мундштуком в руке. Глубокое декольте разреза. Длинное вечернее платье из журнала мод конца 50-х. Опять будет кого-то ностальгировать и вновь кого-то раздражать.


- Нельзя сидеть на двух стульях. Это вредно для здоровья. – Кладу эскиз на стол и закуриваю. – Делай уже что-то одно: или для стариков, или для тинейджеров. Будешь в разорванном состоянии – долго не протянешь…


- Да, пробовал уже…


- Ну и что?


- Не получается…

 


***

Художник переходного поколения – вечный скиталец в поисках гармонии содержания и формы. Он протягивает руку старикам, помогая им понять новую эстетику внуков, и удерживает молодых от желания похоронить традиции предков. Таких людей не много, они, как правило, очень востребованы обществом.


Творчество Рустама Мирзоева вне времени. В джунглях мультимедийного мира он опускается в прошлое к «отцам» и пытается прозреть будущее «детей». Присмотреться к настоящему – не хватает времени. Если не лениться, то можно путешествовать вместе с ним. Нужно только освободиться от своей косности, лжи и равнодушия.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив