Судьба ребенка во взрослых играх: кто кого?

16.10.2015 в 11:17
Судьба ребенка во взрослых играх: кто кого?

Судьба ребенка во взрослых играх: кто кого?

Дети — то единственное, что удерживает в этой жизни и определяет наше существование. К сожалению, в некоторых семьях происходят ситуации, когда ребенок становится темой манипуляций со стороны родственников. В нашей истории кто-то увидит борьбу институтов власти и простых людей, кто-то — известный конфликт «невестка-свекровь». Мы же прежде всего хотели показать, что неприятных последствий можно было бы избежать, вспомни герои о главной сущности человека — способности мыслить и договариваться.
 

«После смерти брата она превратилась в бабу Ягу»...

 
В редакцию «Новости-N» обратилась Елена Шаповалова, тетя маленького Андрея, который стал предметом спора в непростой семейной драме. Дело в том, что бабушка Андрея вот уже несколько лет при попытке общения с внуком встречает множество преград. Виной всему — непростые отношения с невесткой.

Тетя мальчишки рассказала, что после трагической смерти его отца, мать не дает видеть внука родной бабушке.

- У меня умер брат, внук родился через 5 месяцев после его смерти. Невестка не разрешает встречаться моей маме с ним из-за квартирного вопроса. Получается, что она совсем не тот человек, за которого она себя выдавала. Как только умер мой брат, она превратилась в бабу Ягу, - рассказывает Елена Шаповалова.

Ситуация накалилась настолько, что необходимость встречи с внуком бабушке пришлось доказывать в суде. Результатом полуторалетней борьбы в законном поле стало постановление суда Центрального района в феврале 2015 г. о возможных встречах в присутствии представителей службы по делам детей. Казалось бы: конфликт исчерпан и бабушка наконец-то сможет беспрепятственно видеться с кровинушкой каждую пятницу, с 15.00 до 18.00. Однако реализация постановления суда оказалось не такой уж радужной.

Все началось с получения оригиналов постановления суда, которые бабушка не могла забрать более трех месяцев. По словам тети мальчика, «то суд переезжал в другое помещение, то возникала масса бюрократических вопросов». Кроме этого сам судовой процесс занял долгие месяцы, поскольку «то справки не было, то судья отсутствовал....а справка, тем временем, валялась под столом у помощника судьи, из-за чего два месяца не мог состояться суд». После того, как постановление все-таки удалось забрать, в исполнительной службе Центрального района было открыто производство для контроля выполнения судебного решения. И вот тут, по словам Елены, ее мать столкнулась со стандартным действием, а точнее бездействием государственных служб. После двух состоявшихся встреч в присутствии исполнительной службы и составленных актов, в службе опеки просто-напросто отказываются приходить на встречи, мотивируя это огромным количеством работы. Так как в решении суда черным по белому написано, что встречаться бабушка с внуком может лишь в присутствии представителей службы опеки, то в случае отказа последних принимать участие во встречах, женщина не может видеть мальчика.

- Мама звонит в опекунский совет, где ей отвечают, что это вообще не их проблемы. Говорят, что у них тысячи детей - «почему мы должны заниматься вашими проблемами?». Или врут, что у них совещания, или в ЗАГС нужно бежать, или еще куда-то, - рассказывает тетя.

После многочисленных безрезультатных разговоров со службой по делам детей бабушка обратилась в орган, в прямой юрисдикции которого следить за выполнением судебных решений - в исполнительную службу. Там ей поначалу пообещали разобраться с действиями сотрудников службы по делам детей, но в итоге просто закрыли исполнительное производство.

- Мама позвонила в исполнительную службу, там ей сказали, что Шамрай (специалист службы, - прим.ред.) на больничном, но они пообещали позвонить в опекунский совет и организовать встречи с ребенком. В итоге никто никуда не звонил, а сама Шамрай закрыла исполнительное производство без сообщения маме, - жалуется тетя.

В итоге, с момента постановления суда, состоявшегося в феврале текущего года, состоялось не более трех встреч. А сама тетя уверена, что проблема заключается в нежелании представителей государственных служб выполнять решение суда: опекунский совет не хочет участвовать, исполнительная служба не желает помочь.

- Мама плачет, она стареет, а ребенок растет. Куда обращаться? Что делать? То ли заплатили исполнительной службе, то ли это происходит в силу халатного отношения к своей работе, - говорит Елена.

 
«По нашей вине встреча не срывалась ни разу»

 
За комментариями мы обратились к главным по мнению тети, виновникам, неисполнения судового решения: корреспонденты «Новостей-N» пообщались с начальником службы по делам детей администрации Центрального района Натальей Бакаловой, а также инспектором, присутствующим на судовом процессе и курирующим данное производство.

- По нашей вине ни разу не срывалась встреча. Как только бабушка нам звонит — мы договариваемся с мамой, если ребенок здоров, наш специалист всегда приходит. Если нет закрепленного специалиста, то ее всегда заменяла специалист другого сектора - рассказывает Наталья Владимировна.

Сотрудники искренне удивлялись проявленному вниманию к работе службы. Заверили, что полноценно выполняли решение суда. При этом данное решение — своего рода «инцидент» за многолетнюю практику начальницы.

- Это не наши полномочия, не наши функции. У нас ни в одном нормативном акте ни в одном положении по делам детей не прописан вариант, что мы должны присутствовать. Вообще за 14 лет моей практики это первый случай, что судья принял решение о встречах в присутствии представителя службы, - утверждала Наталья Бакалова.

Ответить, какое же количество раз сотрудники службы присутствовали на встречах, они так и не смогли, ведь «учет встреч нигде не фиксируется». Однако утверждали, что их количество было более пяти.

- Встречи были более двух раз, около десяти. Две встречи с исполнительной службой, и потом мы еще отдельно ходили. Если посчитать, было более пяти встреч. Последняя встреча была 25 сентября, мы были без исполнительной службы, - рассказала сотрудница.

Что касается возможности отказа сотрудника от встречи из-за большой нагрузки, то такой вариант исключается:

- Я не говорю, что каждую пятницу выхожу и стою там. Но если бабушка предварительно звонит, я точно знаю, что она приедет, мы выходим. Потому что, понимаете, 17 тыс. человек в районе, - заверили нас в службе.

Сотрудницы также рассказали, что знают о закрытии исполнительного производства по данному делу. Говорят: нет необходимости в присутствии представителей исполнительной службы, так как сотрудники дважды зафиксировали исполнение решения суда, о чем были составлены акты. Но это совершенно не означает прекращение выполнения решения службой по делам детей, так как не регламентирован период его исполнения. Поэтому для уточнения сроков исполнения решения сотрудниками было подано соответствующее заявление на получение разъяснения суда. А пока ответа нет, служба по делам детей так и продолжает исполнять свои обязанности — присутствовать на редких встречах бабушки и внука.

В службе по делам детей нам сказали одну важную, на наш взгляд, вещь:

- Не скажу, что прямо кто-то из сторон был против такого предложения — встречаться в присутствии представителя службы. Я уже не помню, кто в суде предложил, но почему-то обе стороны согласились на такой вариант. Теперь и мама, и бабушка понимают, что это решение травмирует ребенка, который не может понять, почему чужая тетя должна находиться при их встрече с бабушкой. Почему какие-то люди, какие-то женщины ходят за ним.

Кроме этого Наталья Бакалова рассказала, что сама бабушка не каждую пятницу проявляет инициативу о встрече.

- Получается, что она сама не выполняет решение суда. Ребенок — не игрушка, захотела поигралась с ним. А в эту пятницу я не приеду, так получается? - добавляет Наталья Владимировна.

 
«У нас нигде не прописано, что мы должны водить всех за ручку»

 
Обратились мы и к той самой Татьяне Шамрай, сотруднику исполнительной службы Центрального района, о «бездействии» которой упоминала тетя мальчика. Татьяна рассказала, что производство действительно было закрыто. Причина вполне разумна - «по причине исполнения судебного решения», так как представители службы убедились, что мать выполняет решение суда — отдает ребенка бабушке в положенное на то время.

Однако закрытие производства в исполнительной службе совершенно не означает отмену судебного решения — бабушка имеет право приходить к внуку в назначенный день в присутствии представителей службы по делам детей.

- Решение никто не отменял, его должны исполнять. Бабушке объяснили, что она имеет право пойти в опекунский совет, пойти с ними к должнику (матери ребенка, - прим.ред.). В случае, если мама внука не выводит, она имеет право вызвать милицию. Они ходили с опекунским советом, все было в порядке, - рассказывает Татьяна Шамрай.

А для того, чтобы видеться с внуком бабушке достаточно просто предварительно позвонить в службу по делам детей и договориться о встрече. В случае возникновения вопросов следует обращаться непосредственно к начальнику службы.

- Я не знаю, что там, как там. У них идет вражда, на каких основаниях - я не знаю. Когда я приходила, со стороны должника не было никаких протестных действий: не хочу, не буду. Ребенка давали, было все нормально, - рассказывает Татьяна Шамрай.

В случае же, если по каким-то причинам мать будет отказываться предоставлять бабушке ребенка, существует возможность возобновления исполнительного производства. Однако, как заверила сотрудник исполнительной службы, на данный момент такой проблемы не существует.
 
- Если даже возобновится исполнительное производство и мы будем вновь ходить — это ничего не изменит. Если человек не хочет давать внука по каким-то своим причинам, ее не заставишь это сделать. Когда мы приходим - все в порядке. При нас все хорошо, но у нас нигде не прописано, что мы должны водить всех за ручку. Мы объясняем, что бабушка должна договориться со своей невесткой - найти какой-то подход, - резюмировала Татьяна Шамрай.

 

P.S.

 
Как видим, к решению общей проблемы участники конфликта идут разными путями. С одной стороны сотрудники государственных органов уверены, что единственная причина, по которой бабушка не видится с внуком, - это недостаточная активность самой бабушки. С другой, тетя с бабушкой винят службы в неисполнении своих обязанностей. Как бы там ни было, ясно одно — эти прямые не пересекутся никогда.

А между тем, если бы стороны хоть на минуточку перестали доказывать друг другу свою правоту, они бы вспомнили о самом главном участнике всей этой истории — о ребенке. Ведь пятилетнему Андрею все равно, насколько рьяно служба по делам детей выполняет свою работу, и откроется ли новое исполнительное производство. Его волнует всего лишь один вопрос — «кто эта тетя?», которая следует по пятам за ним с бабушкой во время и без того редких прогулок. Но даже ответ не изменит ситуацию. Изменится она в единственном случае - когда в большой ссоре взрослых будут учитываться интересы маленького участника, и вместо элемента манипуляции он будет просто любимым сыном, внуком и племянником.

А ведь вся эта непростая история, развернувшаяся из житейской ссоры родственников, могла не иметь такого трагического продолжения. Без слез и непонимания ребенка. Без смертельной обиды и неприятия родными друга друга. Стоило лишь сесть и поговорить. Просто. Без обвинений. Ведь на то мы и люди, что способны предвидеть результаты наших порою необдуманных решений. А может еще не поздно?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив